?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



После моего недавнего "турпаломничества" на Валаам, произведшего сильное впечатление, я заметил, что тема валаамского подвижничества всё никак не отпускает. Иногда даже преследует во сне, причудливыми сновидениями. Немного стилистически царапал елейный пафос, с которым экскурсоводы рассказывали про православное подвижничество, употребляя правильные, книжно выверенные (из благочестивой церковной литературы почерпнутые) слова и выражения, а заодно и проходясь бичом по "католическим еретикам". Тоже в порядке должного и "положенного".


Читая книги про Валаам (в данном случае "Валаам Христовой Руси", изд. Хризостом: М 2000), я обнаружил удивительные признания некоего схиигумена Иоанна, из тех, что поступили в монастырь чрезвычайно рано (в 16 лет), умершего уже в эмиграции на Новом Валааме.

С одной стороны, вполне традиционные записки благочестивого монаха, живущего "внутренней жизнью", старающегося. Некоторые фразы наводят на печальные размышления. Над ними стоило бы подумать тем, кто идеализирует якобы "золотой век" русского православного монашества — 19-й. По числу насельников — да, Валаам переживал расцвет. Но так ли благоухал внутренний дух валаамского иночества? Скорее всего, было несколько сложнее, чем представлялось в ожиданиях некоторых восторженно-мечтательных паломников. Как, собственно, и положено в жизни.

" Иногда мне бывает тяжеловато. Прямо не с кем поделиться переживаниями. Буква преобладает, а о духовной внутренней жизни даже и понятия не имеют. Некоторые говорят много, но говорят только то, что знают и усвоено ими, Как-то обращено внимание на внешнюю букву, и под влиянием внешнего жития рассуждают о духовной жизни...

Да, тяжеловато вести беседу с такими, которые держатся только буквы, убивая дух. С такими собеседниками теряется внутренний мир... Надо умудряться прекращать разговор с ними... Просто не могу понять, что не имею советчика среди нашего братства, с кем бы мог поделиться откровенно своими переживаниями...

Вот я живу в монастыре с шестнадцати лет, но О ЕДИНОМ НА ПОТРЕБУ НЕ ПРЕПОДАВАЛИ МНЕ [выделено мной — Э. Л.]. Обучили только внешнему поведению. Если после вечернего правила чаю попьёшь, надо положить 50 поклонов, за квас — 12 поклонов, а за воду — три поклона. Вот и все тут старческие советы. И теперь говорят старые монахи: "Старцы учили нас: после правила нельзя пить чай". Как-то я не встречал иноков, которые в сущности поняли бы святоотеческие книги.

Мне сказали, что некий батюшка-иеромонах сказал на кухне по моему адресу: "Вот до чего довела его Иисусова молитва".

Переменил обои в своей келье. Удалось очень хорошо... Иногда у меня появляется желание жить подвижнической жизнью. К сожалению, у меня это остаётся только пыткой. Дел нет..."

Читаешь и видишь — вероятно, монашество везде одинаково, хоть православное, хоть католическое. Немногие, пытающиеся понять "внутренний смысл" Писаний, следуя духу Евангелия. И великое множество смиренных рабов Преподобного Типикона или иного Устава. И одиночество этих немногих в самой многолюдной общине...

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
ex_fioretti
Aug. 30th, 2010 05:36 am (UTC)
Так, видимо всегда и будет. "Не надейтесь на князи человеския..."
edgar_leitan
Aug. 30th, 2010 02:43 pm (UTC)
Ну да... Только всё равно хотелось бы, чтоб немножечко иначе :)
ex_fioretti
Aug. 31st, 2010 05:11 am (UTC)
конечно :)
edgar_leitan
Aug. 31st, 2010 04:10 pm (UTC)
:))
ben_azzaj
Aug. 30th, 2010 08:03 am (UTC)
Грустно, хотя, наверное, не везде так... Хотелось бы верить :( Вот, были в субботу в монастыре Сестер Сиона, наконец-то выселившимся из винзавода, кажется, им там хорошо... Хотя они молчальницы, так что ничего никому не известно.
В советское, сталбыть, время, на Валааме экскурсовод сообщал, что при финнах монастырь посещался как белоэмигрантами, так и финнами, среди которых есть не только лютеране, но и христиане.
В Ладаке засматривался на старичков которые через заборы лазят в монастырях... Ну, тут фиг поймешь, что у человека на душе, тем более, что ее и нет :-О А тхераваддинские монахи, вообще, как-то постоянно тусуются. Опять не понятно ровно ничего.
Обнаружил, что пост-советская то ли культуролог, то ли литературовед уверена, что св. Игнатий Лойола- покровитель спецслужб. М-да. Так это еще человек интересовался.
edgar_leitan
Aug. 30th, 2010 02:54 pm (UTC)
По поводу Игнатия Лойолы -- как сам бывший иезуит смею заверить, что дореформенная история Общества Иисуса может дать благодатную пищу для подобных мифологизаций. Однако теперь иезуиты в большинстве уже не те, скорее даже совсем наоборот :)
Буддийские, особенно тибетские монастыри, никогда и не были обителями безмолвия. Это либо очень шумные и многолюдные схоластические университеты, либо место, где отправляются бесчисленные ритуалы в "интенции бенефакторов" (т. е. в интересе спонсоров, платящих за определённые ритуалы; это как "требы"). Ищущие медитативного уединения становятся отшельниками-йогами.
Что же до христианского монашества: Я думаю, дело в обычной человеческой ограниченности. Не все, кто формально монахи, "призваны" к каким-либо высшим мистическим свершениям. Большинство просто буквоеды и ритуалисты, а то и просто какие-то странные, посторонние монашеству личности. Насколько я знаю литературу, а также и по своему опыту (я жил 5 лет в бенедиктинском аббатстве), таких большинство. А потом, имеется ещё такой фактор, как зависть -- человека, одарённого весьма средне, к подвижнику и "мистику". Это также описывается авторитетными авторами. Поэтому в христианском монашестве принято скрывать от посторонних, в том числе от собратьев, всё то, что в собственном опыте отдаёт хоть чем-то "необычным".
man_inthestreet
Aug. 30th, 2010 07:13 pm (UTC)
Да, вот и в монастыре нет спасенья :)
edgar_leitan
Aug. 30th, 2010 09:28 pm (UTC)
Как раз ничего этого не следует. Просто -- чрезвычайно "узкий путь", к тому же начисто лишённый восторженной романтики. Ну да новоначальные через пару лет начинают это соображать.
"Спасение", наверное, в том, чтоб всё это одиночество (говоря по-человечески) переносить мирно и не отчаиваться: "Никого не осуждать, никому не досаждать, и моё вам почтение!" Как сказал некий Человек в книге Аль-Инджиль: "Претерпевший до конца -- спасётся" :) Не отчаяться-то как раз очень непросто... Впрочем, многие насельники интересуются разными другими вещами, нежели всякой такой "духовной мурой" :)), а именно -- как бы исполнить букву Устава, да косточки другим перетереть, да в учИтеля-старца сыграть...
Впрочем, я, наверное, придираюсь...
bogsvamy
Sep. 6th, 2010 01:04 pm (UTC)
много званых, мало призваных. Собственно все путем
edgar_leitan
Sep. 6th, 2010 05:45 pm (UTC)
Так и есть :)
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com