?

Previous Entry | Next Entry

Таджвид



Когда слушаешь Коран в надлежащем традиционном речитативном исполнении, при этом хотя бы в некоторой степени зная арабский язык, с особой остротой понимаешь, почему так велика пропасть, или стена, — непонимания: между Вселенной исламской культуры и секулярным астрономическим космосом Запада.


Для западного человека священное Писание — это прежде всего Книга, которую либо читают глазами, или в лучшем случае слушают в церкви. В современном обмирщённом католичестве (вернее, в его основной струе) или евангелическом христианстве (протестантстве) различных толков всё реже слышишь в церкови красивую рецитацию библейских или литургических текстов. Всё больше скороговорку, или, что ещё хуже — чтение "с выражением". Последнее — знаменитые широкие врата, ведущие в преисподнюю субъективизма и аффектированной истеричности.

Коран же невозможно по-настоящему понять, читая, скажем, русский перевод, будть то академический перевод Крачковского или кого бы то ни было. У западного "прохожего" (включая сюда и русского, конечно) останется ощущение произвольной "нарезанности" Сур и содержание, больше напоминающее спонтанный "поток сознания", построенный по принципу свободных ассоциаций, нежели сознательно сконструированный текст.

Коран как Слово Божие (для мусульманина) — случается, происходит только тогда, когда он надлежащим образом произнесён нараспев, по строго разработанным правилам "таджвида". Строго говоря, неправильно прочитанный, непрорецитированный Коран — это и не Коран вовсе, а нечто другое. Это особая область, где смешиваются почти до неразличения религия, наука, искусство, эстетика и мистика.

"Диалог религий и цивилизаций" подразумевает в этом случае не какой-нибудь круглый стол, где собираются интеллектуалы, носители культуры и религиозные деятели, обмениваясь положительными знаниями и исповедуя свои символы веры. Диалог начинается с умения вслушиваться в бывшее дотоле чуждым — не только то, во что люди верят, но и как, и что они при этом ощущают. Надо попробовать чувствовать так же, как другой человек, дозволяя себе изменяться. Это немножко напоминает смерть, такую маленькую... Но смерть, наверное, всегда болезненна. Пусть это только гибель прежнего убогого образа "я".

Мировых проблем это не разрешит. Ни социальных, ни политических. Но возможно, что тишина, наступающая за вслушиванием, позволит ощутить красоту чужого как свою собственную, давно забытую. И вернёт нас, в конечном итоге, к самом себе...

[Эти несколько мыслей возникли при слушании удивительной рецитации нескольких аятов коранической Суры "Я-Син" (36), названной так по двум таинственным буквам арабского алфавита. Исполнение тем более поражает, когда понимаешь, что рецитатор — восьмилетний ребёнок].

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
a_kor
Sep. 16th, 2010 03:14 am (UTC)
Звучит красиво...

Но, то что нужно именно слушать оригинал и нараспев произнесенный... Значит это не для всех народов. Узкая религиозная направленность.
edgar_leitan
Sep. 16th, 2010 02:21 pm (UTC)
Сами мусульмане так не считают :) Отсюда и их не только религиозный, но и политический универсализм.
threeeyedfish
Sep. 16th, 2010 05:54 am (UTC)
Спасибо.

Какие глубокие и хорошие слова.
ex_fioretti
Sep. 16th, 2010 07:13 am (UTC)
+1!
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 16th, 2010 02:21 pm (UTC) - Expand
revliscap
Sep. 16th, 2010 06:32 am (UTC)
очень красиво и ново, спасибо
все самое красивое используется верой
или вера есть все красивое?
ex_fioretti
Sep. 16th, 2010 07:14 am (UTC)
мне кажется, что все подлинно красивое - истинно. А сама Истина разве может быть некрасива? :)
(no subject) - revliscap - Sep. 16th, 2010 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - ex_fioretti - Sep. 16th, 2010 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 16th, 2010 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 16th, 2010 02:22 pm (UTC) - Expand
cowdad
Sep. 16th, 2010 06:56 am (UTC)
Я согласен что священные тесты нужно читать по-особенному, но не согласен что чтение корана это хороший пример для подражания. Не очень хорошо знаю протестанские и католические каноны, но регулярно исполняю русскую православую службу, имею представление о византийской и греческой. Да, у нас одиночное чтение более простое, но музыкальность перенесена на хор, что пожалуй более естественно для соборной службы. Впрочем, если предпочитаете соло, послушайте на ютюбе Divna Ljubojevic, надеюсь Вам понравится не меньше.
Мусульманское пение как правило, и этот пример в частности, у нас на хоре назвали бы "сдавленным, гнусавым". Как экзотика интересно, завитки цепляют внимание, но если вспомнить, что например в монастырях петь приходится одно и тоже по много часов в сутки, то важными становятся не завитки, а послевкусие, равновесие. Хорошо когда от музыки приходит ощущение мира, спокойствия, простора, вольного воздуха. Хорошие монастырские хоры с настоящими басами такое ощущение создают.
cowdad
Sep. 16th, 2010 07:02 am (UTC)
а грузины!
вот наш (православный:)) ответ мусульманам. Сохраняют строй на любой пьянке.
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 16th, 2010 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 16th, 2010 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cowdad - Sep. 17th, 2010 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 18th, 2010 04:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 16th, 2010 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cowdad - Sep. 17th, 2010 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 18th, 2010 04:30 am (UTC) - Expand
ex_fioretti
Sep. 16th, 2010 07:12 am (UTC)
да, это самое сложно - такая маленькая смерть.
Как мы можем говорить о смерти большой, настоящей, когда не способны и на малое? А верный в малом верен и в великом - так, кажется, в Евангелии.

И я тоже сегодня пост о межрелигиозном диалоге написал. как у нас совпало :)
edgar_leitan
Sep. 16th, 2010 02:34 pm (UTC)
Общение францисканцев как раз с мусульманами -- это, кажется, хорошо известно из францисканской традиции? :))
Межрелигиозный диалог -- это прежде всего разговор с живыми людьми. У меня, вообще-то, к исламу довольно сложное отношение. Но если бы не это печальное противостояние цивилизаций на протяжении истории, сама их вера и эстетика мне нравится...
(no subject) - ex_fioretti - Sep. 16th, 2010 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 16th, 2010 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_fioretti - Sep. 17th, 2010 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 18th, 2010 04:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - ex_fioretti - Sep. 18th, 2010 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 12th, 2010 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_fioretti - Oct. 13th, 2010 05:05 am (UTC) - Expand
manya_masha
Sep. 16th, 2010 07:22 am (UTC)
О!
Спасибо.
edgar_leitan
Sep. 16th, 2010 02:31 pm (UTC)
Поклон... :)
triglochin
Sep. 16th, 2010 08:59 am (UTC)
"Коран как Слово Божие (для мусульманина) — случается, происходит только тогда, когда он надлежащим образом произнесён нараспев, по строго разработанным правилам "таджвида"

неожиданно..
однажды слышала, как читают нараспев Тору и меня это впечатлило (положительно), там было больше пения, если так можно сказать, чем в чтении, принятом в православным храмах (насколько приходилось слышать); здесь, конечно, оно еще более выражено.

А как сформировалась такая традиция чтения Корана?
edgar_leitan
Sep. 16th, 2010 02:40 pm (UTC)
Как сформировалась -- это долгая история. Не расскажешь же в двух словах, как сформировалось византийское или грегорианское церковное пение... Но если имеется живой инетрес, возможно, напишу при случае на эту тему какой-нибудь очерк.
Вообще-то, изначально корни этого лежат в традиции распевного чтения ещё доисламской бедуинской поэзии, а также "агонов" поэтов. А потом, постепенно, правила арспевного чтения были канонизированы, образовались целые школы со своими последователями...
(no subject) - triglochin - Sep. 16th, 2010 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 18th, 2010 04:33 am (UTC) - Expand
pevchaya_ptiza
Sep. 16th, 2010 04:10 pm (UTC)
А у меня сложилось ощущение, что рецитация - общая культурная черта традиционного Востока (иудейского ли, мусульманского ли, да и христианского, мне кажется). Я когда-то пыталась учить иврит и прекрасно помню тексты псалмов со специальными огласовками. Да и русское знаменное пение ближе к восточной рецитации, чем к музыке в западном смысле.
edgar_leitan
Sep. 18th, 2010 04:39 am (UTC)
Да-да, согласен. Можно ещё добавить сюда и индийский культурный ареал.
fritzchen
Sep. 16th, 2010 05:55 pm (UTC)
Сложно мне было увидеть красоту. Я думал о том, что в тексте о правилах побивания камнями женщин за супружескую измену, вспомнил фото.
edgar_leitan
Sep. 18th, 2010 04:38 am (UTC)
Да, это проблематично. Но и Библия Ветхого Завета полна всяких жестокостей. Христиане научились давать таким штукам либо исторически-контекстуальное, либо аллегорическое толкование. Очередь за мусульманами.
(no subject) - fritzchen - Sep. 18th, 2010 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 18th, 2010 08:18 am (UTC) - Expand
mikelina
Sep. 18th, 2010 05:14 pm (UTC)
Я совсем не знаю арабского. Воспринимаю ролик как музыку: проникновенно звучит. И орган, и хорал, и кантор... Я не очень понимаю, в чем именно заключается "пропасть"? То есть, как раз звучание, музыка, они как бы вне этой самой пропасти.
А о чем эта женщина поет?
mikelina
Sep. 18th, 2010 05:16 pm (UTC)
Простите, я дочитала, это ребенок, а не женщина.
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 12th, 2010 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikelina - Oct. 15th, 2010 12:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 17th, 2010 02:07 pm (UTC) - Expand
xieergai29
Oct. 6th, 2010 06:58 am (UTC)
Очень интересно вас читать. Очень позновательно и хорощо написано...
edgar_leitan
Oct. 12th, 2010 07:15 pm (UTC)
Сердечное спасибо на ласковом слове :) И простите за задержку с ответом: хаос начала семестра и осенний сплин, всё в одном. Добро пожаловать, заходите в гости!
(no subject) - xieergai29 - Oct. 12th, 2010 09:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 12th, 2010 11:32 pm (UTC) - Expand
mukinu
Mar. 26th, 2011 03:39 pm (UTC)
"Диалог начинается с умения вслушиваться в бывшее дотоле чуждым — не только то, во что люди верят, но и как, и что они при этом ощущают". --

спасибо. золотые слова!
edgar_leitan
Mar. 29th, 2011 08:33 pm (UTC)
Благодарю!
pingback_bot
Mar. 26th, 2011 05:20 pm (UTC)
beautiful voice reciting the Quran
User imperhelchke referenced to your post from beautiful voice reciting the Quran saying: [...] непонимания: между Вселенной исламской культуры и секулярным астрономическим космосом Запада. [...]
( 53 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

June 2023
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

  • edgar_leitan
    5 Jun 2023, 10:29
    Обычно рѣчь идетъ не о христiанскомъ или религiозномъ смиренiи, а просто о томъ, что гордыня не всегда хороша. Ученому было бы неплохо сознавать, что онъ не всегда все знаетъ, что не всегда правъ и…
  • edgar_leitan
    5 Jun 2023, 10:14
    «гордыня/смирение»
    Если для учёного терминологически неприемлемы эти слова, можно сказать иначе: тщеславие/скромность.
    «Тще-» говорит говорит о преувеличении значения собственного знания, то есть…
  • edgar_leitan
    5 Jun 2023, 09:37
    Листов: в смысле -- типографских?
    Это много, но причём тут добродетель смирения?
  • edgar_leitan
    5 Jun 2023, 09:37
    на основе всего вышесказанного, ещё поэтический вариант:

    Когда храбро-грубый Кхара ¦ к ашраму направил стопы |
    Те же недобрые знаки ¦ узрели Рама с Лакшманом ||
  • edgar_leitan
    5 Jun 2023, 06:40
    Набирать 400 листов рукописи - это смирение
Powered by LiveJournal.com