?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Нередко приходится слышать вопросы о таком явлении, как медитация. Есть ли в христианстве традиция медитации? Насколько совместима медитация с христианской ортодоксией и традиционной практикой? Имеется ли вообще такой универсальный феномен, независимый от исторического и религиозного контекста? Ответы очень непросты: ниже предлагается попытка начать самостоятельное исследование, задавая правильные вопросы.

Статья публикуется в качестве моего Субботнего религиозно-философского семинара на сайте ezhe.ru. Для тех, кто по каким-либо причинам не может выйти на сайт ezhe, выкладываю текст этого "Семинара" в своём ЖЖ под катом.


Мы называем "понимание" психическим феноменом, что связан особым образом с явлениями изучения и использования нашего человеческого языка, состоящего из слов.
[Людвиг Виттгенштeйн, Философская грамматика (Ludwig Wittgenstein, Philosophische Grammatik)]

Наверное, каждый из наших современников когда-либо, где-либо слышал слово "медитация". Это связано не столько с расцветом популярности неких древних духовных традиций и практик в европейских обществах (включая сюда, естественно, и российское), сколько с всеприсутствием некоторых слов в средствах массовой дезинформации. С модой на них, так сказать. Козыряние тем, что слышал или читал что-то об опасностях Большого андронного коллайдера или об актуальности "древних ведических откровений" — явления примерно одного порядка. Русская народная мудрость, помнится, говорит о таком всеядном якобы всезнании: "Слышал звон, да не знает, где он"...

Итак, медитация. Популярное слово, популярные практики, вокруг которых столь же густо клубятся тучи заблуждения и элементарного незнания, как, на поверхности, навеваемая ими же иллюзия приобщения к тайному, "сокровенному" гносису.

1990-е годы в России и на всём постсоветском пространстве характеризовались не только разгулом бандитизма, связанного с переделом собственности, но и настоящей пандемией безумных, лихорадочных поисков "духовности" в самом разнообразном её образе. Духовность в те времена можно было сравнительно недорого приобрести в виде типографски отвратительно изданных, с множеством ошибок и опечаток, книжек и брошюрок: от поучений сомнительных православных старцев до рерихианского всеединства "мира через культуру" или "шамбалических махатм" госпожи Блаватской, от псевдосуфийских побасенок Идрис Шаха — до мрачноватых миров безличных поту- и посюсторонних сил Карлоса КастанЬеды (именно так по-испански!).

Встречались в этом издательском извержении, подобном плодовитости сорной рыбы, и (обычно крайне плохие) переводы с переводов или переиздания классиков подлинной духовной литературы. Как бы то ни было, интеллектуально и духовно оголодавший в безвоздушом пространстве "Совка" вчерашний советский человек набрасывался на всё, что хотя бы издали напоминало "духовность", безо всякой разборчивости, с жадностью помирающего от недоедания лагерного доходяги. И этой сомнительной пищей могло быть всё что угодно — от серьёзных классиков христианства или буддизма, и до опасных подделок, обещающий постижение тысячелетней "мудрости всех религий" быстро и без особых на то затрат и усилий.

В Европе "по ту" сторону железного занавеса, где пока ещё довольно сложно говорить об организованном идеологическом контроле, ситуация сложилась немногим лучше. Подобно разнообразию рыночного спроса на товары повседневной надобности, сложился и гипермаркет самых разнообразных товаров, связанных с "духовностью". С умалением влияния традиционных христианских конфессий религиозность как таковая навряд ли уменьшилась. Она максимально индивидуализировалась, умело подстроившись под нужды индивидуального потребителя, создав вокруг себя своеобразный рынок товаров и услуг. "Ориентализация" этого новоевропейского рынка под влиянием пара-индийских учений, разных традиций буддизма и прочих посылок с Востока привнесло свои акценты, растиражировав некоторые слова, относящиеся, согласно религиозно всеядному общественному сознанию, к "духовности".

Такие слова, как карма, чакра, йога, реинкарнация, медитация..., постоянно слышишь как справа, так и слева: от приверженцев всяких новых религиозных учений и эзотерики до адептов традиционных восточных учений и практик и даже от христиан, что сами себя называют католиками или евангелистами.

Итак, разговаривая, например, о медитации, следует учитывать целый ряд значений при поверхностном, а то и вовсе неграмотном использовании этого слова, каковое использование в наше время всемерно растиражировано газетами, интернетом и популярными публикациями. То есть, самым первым шагом в случае корректной беседы на эту тему явится прояснение ошибок.

Кстати, в случае бытовавших в духовных учебных заведениях католической Европы вплоть до середины 20 века схоластических или неосхоластических учебников, — например, по такому предмету, как "аскетика" — (сейчас его больше принято называть "богословием духовной жизни": spirituelle Theologie), можно сослаться на традиционное подразделение духовной жизни и практики на три этапа. Первым является т. н. "via purgativa", то есть "путь очищения". Очищения человеческого естества от страстей, совершенно необходимой пропедевтики любой традиционной духовной практики.

Если же мы используем данную терминологию в виде метаязыка описания или дидактической беседы, то под "очищением" следует подразумевать прояснение примеров ошибочного использования религиозных терминов, имеющих свою традицию и собственные исторические контексты. Без примеров вряд ли когда возможно обойтись, посему приведу свой. Одна моя знакомая, вполне осознающая себя "практикующей" католичка, исправно еженедельно посещающая храм, с вполне чистой совестью считает, что всякого рода дискурсивная молитва (иначе говоря, молитва словами — своими собственными или по молитвеннику) препятствует христианину достигать "соединения с Богом". Только "медитация", которую она понимает как попыту достичь состояния безмыслия, якобы напрямую ведёт к цели религиозной практики.

Здесь милая дама не принимает во внимание по крайней мере нескольких вещей. Искренне считая "медитацию" частью исконного наследия нехристианского "Востока" (Индия и буддийский ареал), которой якобы так недостаёт христианскому "Западу", как бы погрязшему в шизофрении холодной рассудочности и способному самое большее на инфантильную словесную, дискурсивную молитву (там, где религиозная вера вообще ещё осталась), она забывает (или, скорее всего, вообще не осознаёт), что само слово "meditatio" — латинское, а значит — западное по происхождению.

Ещё в Средневековье, особенно в монашеской культуре преимущественно бенедиктинского источника (я разумею под этим монашеские Ордена, вдохновением и мерилом для которых служит прежде всего Устав св. Бенедикта Нурсийского — бенедиктинские и цистерцианские конгрегации, но также и такое древнее ответвление западного небенедиктинского монашествa, как орден картезианцев); "медитация" означала традиционную духовную практику, неразрывно связанную с таким монашеским деланием, как "lectio divina", то есть с "духовным чтением".

Многим, наверное, знакомы (хотя бы по картинкам) квадратные или прямоугольные дворики в готических монастырях рядом с главным храмом, вокруг которых идут сводчатые переходы. Как и многие столетия назад, в действующих монастырях эти переходы иногда наполняются неспешно прохаживающимися монахами, с фолиантами или без. Если внимательней приглядеться, губы монахов шевелятся с такт их размеренным движениям. Это и называется традиционным словом "медитация": постояннoe повторение слов или фраз из Священных Писаний (в древней монашеской культуре так назывались не только книги Библии, но и писания церковных Отцов), пока те, в гармонии с естественным дыханием, не опустятся в "сердце" (другой важнейший топос традиционной христианской антропологии!) и не заживут своей, тайной жизнью.

Такое многократное "пережёвывание" Слова Божия имеет своим почтенным как бы вневременным, — и в то же время историческим, — истоком Библию. Достаточно вспомнить увещевания Книги Второзакония, вошедшие своей частью в знаменитую молитву "Слушай, Израиль" (Шма, Исраэль): "Положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу Вашу... и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоём, и когда идёшь дорогою, и когда ложишься, и когда встаёшь" (ср. Втор. 11, 18-19).

Эти древние библейские слова аукаются новозаветным побуждением "непрестанно молиться". Отсюда — общехристианская традиция непрестанной молитвы, что расцвела на христианском Востоке византийским исихазмом, — традицией, вполне живой и даже переживающей своего рода ренессанс в наши дни, — а на христианском Западе вылившаяся в "медитацию" бенедиктинского типа, составившую костяк средневековой христианской мистики. Понятно, что такое размеренное повторение Слова Божия, в понимании человека верующего, будет открывать его новые, всё более глубокие грани и смыслы, вводя, после прохождения предварительноого очищения "Via purgativa", в созерцание тайн веры "путём просветления" (via illuminativa).

И только очистив от страстей и осветлив своё сознание созерцанием тайн христианской веры, мистик достоин цели всего своего делания, длящегося всю его жизнь — действенного соединения с Богом (via unitiva) в "безмолвной клети сердца" и — "за пределами слов". Таково, если излагать совсем кратко, побуждение и путь христианского молитвенника, в изложении средневековых западных мистиков. Что касается природы "соединения с Богом", степеней её метафизического дуализма или же, наоборот, пантеистического соблазна, то это не входит в предмет нашего рассмотрения. Для нас здесь важно — "медитация", исходя из данного слова исторически и контекстуально, всецело укоренена как в Библии, так и в древних христианских традициях. В западной бенедиктинской традиции это духовное делание до сих пор называется "медитацией", в традиции исихазма — это "умное делание". И везде началом служит постепенное погружение в Слово, будь то слова Писаний или Иисусовой молитвы.

В христианских традициях — это постепенный, поэтапный процесс. Он длится, как и всякое серьёзное религиозное подвижничество (в отличие от "быстрорастворимого кофия" всяких неоэзотерик), всю жизнь, имеет свою традиционную критериологию ("различение духов": "по плодам их узнаете их" и т. п.), однако может иметь разные метафизические представления, исходя из особенности той или иной антропологии (учений об "устройстве" о человека) — разветвлялясь на метафизический дуализм (сугубая, принципиальная разница Творца и твари), с одной стороны, — и традиции пантеистического толка, с другой (однако в "мэйнстримовом", церковном римско-католическом христианстве такие традиции всегда были под подозрением: достаточно вспомнить знаменитого доминиканца Майстера Экхарта).

Другое дело, что в современном популярном узусе слово "медитация" редко употребляется в этом сугубо христианском, традиционном смысле. Напротив, даже в среде "прогрессивных" христиан, ратующих за модное дело "диалога религий", оно часто используется в значениях, напрямую и без тонкого различения или даже всякой адаптации взятых из лексикона восточных религий: традиций т. н. индуизма и буддизма. При этом такой странный "диалог" подразумевает, что-де нам, христианам, неплохо бы срочно поучиться древней мудрости у индийцев, буддистов, китайцев и вообще у любых граждан таинственно мерцающего Востока.

Здесь слово "медитация", которого как такового вовсе нет в лексиконе восточных традиций, и которому соответствуют очень разные явления, берётся, как само собою разумеющаяся и однозначная реальность, и, будучи лишeна корней своего контекста, пересаживается на совершенно иную по составу европейскую почву. Результатом этого является самодовольное невежество новых, самопровозглашённых носителей "тайного знания", их сабельным присвистом прерывающийся от восторга голос и смешная поза спасителей человечества, образование всё новых сект вокруг самозванных "мастеров" и ещё бОльшая неразбериха в головах у многих наших неискушённых чрезмерным знанием современников.

Дружественный союз и сотрудничество христианских мистиков-практиков (монахов и мирян), богословов, философов и востоковедов, специализирующихся на истории восточных религий и философских систем, представляется мне единственным по-настоящему плодотворным подходом, могущим вывести некоторых христиан из зауженного гетто случайностей исторического самосознания, а лучших учёных-ориенталистов отвлечь от "гиперпилотомии", — рассечения волоска на теле у комара, — показав новые горизонты для агонизирующей кое-где академической науки.

Однако, здесь наметился уже целый комплекс непростых вопросов, который мы, при наличии достаточного интереса читателей и критиков, попытаемся рассмотреть как-нибудь в другой раз, как то и полагается в жанре семинара.

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
m_ignatieva
Oct. 17th, 2010 08:01 pm (UTC)
Очень ценное направление в размышлении. Мне бы хотелось разобраться, в чем отличие йоги (которую я более или менее знаю) от исихастской практики (которую не знаю). Некоторые высказывания св. Григория Паламы дословно повторяют "Йога-сутры" Патанджали. Не является ли и в самом деле йога общим языком всех религий, просто потому что имеет дело с общим для всех нас материалом - телом, сознанием и дыханием?
edgar_leitan
Oct. 17th, 2010 08:25 pm (UTC)
Объект на поверхностный взгляд общий, но антропология совершенно различна. Различна и интерпретация опыта, и целеполагание (сотериология) практик различно. Думаю, что за поверхностным сходством скрываюстя серьёзные особенности, которые и делают комплекс тех или иных переживаний "религиозным опытом".
Я не совсем уверен, есть ли "материал сам по себе" (тело, дыхание и проч.), вне его мировоззренческого истолкования.
P. S.: Хотя я, наверное, пытаюсь здесь возразить сам себе!

Edited at 2010-10-17 08:26 pm (UTC)
(no subject) - m_ignatieva - Oct. 17th, 2010 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 17th, 2010 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_ignatieva - Oct. 17th, 2010 09:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 17th, 2010 10:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_ignatieva - Oct. 18th, 2010 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 18th, 2010 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_ignatieva - Oct. 18th, 2010 10:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 18th, 2010 11:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_ignatieva - Oct. 19th, 2010 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 22nd, 2010 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jovaniry - Oct. 19th, 2010 05:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 19th, 2010 04:32 pm (UTC) - Expand
maria_gorynceva
Oct. 17th, 2010 08:29 pm (UTC)
Большое спасибо за эту статью. Я, в общем, примерно так же думала, но специально этим вопросом не занималась. Теперь многое на места стало.

edgar_leitan
Oct. 17th, 2010 08:59 pm (UTC)
Я рад, что так подгадал :)
ex_quicknqu624
Oct. 18th, 2010 04:23 am (UTC)
Супер! Об этом очень нужно говорить. Даже если самому все это кажется очевидным и банальным. Кругом полно "экспертов" и совсем мало толковых популяризаторов. А время сейчас такое, когда есть нужда именно в энциклопедистах-междисциплинарниках.
edgar_leitan
Oct. 18th, 2010 11:01 am (UTC)
Да, мне тоже кажется, что надо побольше, на популярном уровне, -- но с толком. Эксперт обычному человеку никогда ничего не объяснит, а только всё запутает.
Однако мне эти вещи до сих пор не кажутся такими уж очевидными...
P.S. - edgar_leitan - Oct. 18th, 2010 11:04 am (UTC) - Expand
Re: P.S. - ex_quicknqu624 - Oct. 18th, 2010 03:22 pm (UTC) - Expand
gentlygreensky
Oct. 18th, 2010 06:08 am (UTC)
Эдгар, ждем продолжения.
Никогда не могла понять что это. У каждого свое объснение.
edgar_leitan
Oct. 18th, 2010 11:07 am (UTC)
Вероятно, в той или иной форме продолжение (развитие темы?) последует. А тема действительно непростая -- популярными очерками не охватить.
евгений козлов
Oct. 18th, 2010 07:37 am (UTC)
"Достаточный интерес читателей" в наличии, так что продолжайте, пожалуйста. Значимость каждого слова и, соответственно, точность в истолковании и ответственность при употреблении - кому, как не христианам, помнить и понимать. А что до "Востока" - так у христианства был свой - и всегда не грех напомнить, что не в Москве и не в Риме все начиналось - и не зря ведь, правда ?
edgar_leitan
Oct. 18th, 2010 11:06 am (UTC)
Насчёт христианского Востока -- да, часто забывают, даже сами христиане. Но нынешний вызов -- разговор с Востоком именно нехристианским, и царящая в связи с этим непонятица в умах.
man_inthestreet
Oct. 18th, 2010 12:06 pm (UTC)
Эдгар, спасибо большое за текст! Очень такого семинара не хватало.
Кстати, я тут недавно познакомился с пареньком из Германии, так он у себя там посещал дзен центр при иезуитской церкви :)
edgar_leitan
Oct. 18th, 2010 12:13 pm (UTC)
Наконец-то Ты проявился! :) А то я уже было забеспокоился...
Среди немецких иезуитов 20 века был такой всемирно известный патер Эномия-Лассаль, который был официально признан самими японцами дзенским мастером. Он жил десятки лет в Японии, пережив атомную бомбардировку, кажется, Нагасаки. Я хорошо лично знаю его официального биографа и ученицу, -- это одна венская дама, знакомая Беттины, кстати.
Так что у немецких иезуитов хорошая традиция занятий дзеном :)
В Швейцарии работает один из учеников патера Э.-Лассаля, отец Бруно Бранчен, также зтаток и практик дзена.
triglochin
Oct. 18th, 2010 04:33 pm (UTC)
спасибо, получается познавательно - жду продолжения!
edgar_leitan
Oct. 18th, 2010 04:53 pm (UTC)
Спасибо! Постараюсь продолжение "испечь", раз уж такие реакции :)
dryasjulia
Oct. 20th, 2010 03:17 am (UTC)
Я Вам так благодарна, Эдгар, за этот и другие подобные посты!

С медитацией и вовсе мистический случай- совсем недавно думала об этом, в очередной раз задаваясь вопросом, почему "восточная" практика называется латинским словом и смутно догадываясь, что за ним изначально стоит некое христианское понятие.
А тут ещё прочла, что в православии медитация относится к таким греховным занятиям, как магия и пр. Буквально идёт в перечне того, в чём нужно каяться на исповеди. С одной стороны, удивляться нечему, да я и не удивилась, но с другой стороны, интересно, что "они" (мои единоверцы) под этим понимают и правильно ли это фактически.
Ну и ещё я недоумевала, почему это не называется каким-то словом из соответствующих языков (как "карма" и т п.), но откуда-то узнала, что этих слов просто слишком много, для разных видов медитации... а Вы вот говорите, что "вовсе нет".

И меня почему-то радует, что всё так неоднозначно. И что Вы эти парадоксы обнаруживаете и проясняете для вечных чайников-неофитов (это я о себе).
edgar_leitan
Oct. 22nd, 2010 06:16 pm (UTC)
Большое спасибо за добрые слова!
Да, я думаю, что за привычными и в поверхностном сознании глубоко укоренёнными негативными реакциями часто стоит непонимание, да и нежелание исследовать эти вещи глубже. Каковое исследование, разумеется, в корне пресекается необходимостью в этих вещах "каяться" -- то есть даже задолго до того, как вообще какой-либо "грех" совершён!
Если столетия назад могущее оказаться духовно опасным любопытство такими увещеваниями предотвращалось, то теперь, когда все эти термины у всех на слуху, греховно скорее нежелание разобраться в сути вопроса. Или, если не совсем "грех", то, как говаривал мой дед, большое свинство и простая благоглупость...
Ну а магия с большинством видов "восточных" медитаций имеет мало общего. Хотя, конечно, имеются и похожие на неё тантрийские (индуистские и буддийские) медитативные практики -- это надо признать :)
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 22nd, 2010 06:08 pm (UTC)
Есть в Германии такой бенедиктинец. о. Ансельм Грюн (Anselm Grün), премного на эти темы пишущий. Однако, как мне кажется, он уже слишком пытается приноровить такие вещи к поверхностному пониманию современного европейского обывателя.
Есть профессор и католический священник Раймундо (Рамон) Паниккар -- путешественник между мирами, полуиндиец, полукаталанец; был такой опять же бенедиктинец Анри ле Со (Henry le Saux), известный больше как Свами Абхишиктананда (умер где-то в 1973 или 1974); был траппис о. Томас Мертон...
Так что, есть ещё пока порох в пороховницах, как кажется :)
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 25th, 2010 10:07 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 28th, 2010 01:35 pm (UTC) - Expand
corvuscorax1988
Oct. 23rd, 2010 12:56 pm (UTC)
Простите... А исихазм куда деть?
edgar_leitan
Oct. 24th, 2010 01:02 pm (UTC)
#...новозаветным побуждением "непрестанно молиться". Отсюда — общехристианская традиция непрестанной молитвы, что расцвела на христианском Востоке византийским исихазмом, — традицией, вполне живой и даже переживающей своего рода ренессанс в наши дни, — а на христианском Западе...# <= Вот именно сюда :) Только исихазм -- это отдельная большая тема. С точки зрения религиоведческой мета-терминологии практику исихазма вполне можно было бы назвать "медитацией", но сама исихастская традиция, насколько я знаю, нигде этого термина не употребляет.
(no subject) - corvuscorax1988 - Oct. 24th, 2010 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 24th, 2010 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Oct. 25th, 2010 12:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3onyx - Oct. 24th, 2010 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 24th, 2010 10:35 pm (UTC) - Expand
levushkan
May. 16th, 2011 11:37 am (UTC)
Эдгар, а что Вы скажете про Международное Общество Христианской Медитации, основанное о.Джоном Мейном? http://www.wccm.ru

edgar_leitan
May. 16th, 2011 05:07 pm (UTC)
Ну, если это бенедиктинцы, то ничего плохого не скажу :)
(no subject) - levushkan - May. 16th, 2011 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 16th, 2011 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - levushkan - May. 16th, 2011 05:13 pm (UTC) - Expand
( 45 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com