Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

Безначальность



Во многих буддийских текстах читаем, что страдания сансары (круговерти существования: рождений, жизней и смертей) не только бесконечны, но, что самое интересное, — безначальны. Меня этот вопрос уже давно томил. Ведь некоторые считают, что буддизм — это прежде всего "философия", а не религия (хотя, кажется, ещё О. О. Розенберг говорил о разных уровнях буддизма: философской и религиозном). Представилась оказия, и я спросил нашего тибетского Кхенпо, как у них в монастырских университетах принято доказывать эту якобы "безначальность коловращающегося бытия"?


Ответом последовала довольно хитрая цепочка силлогизмов, которую я сейчас по памяти не могу воспроизвести. Но все они сводились, в целом, к одном идее — "во всех Сутрах и Тантрах" Будда говорит о "безначальности сансарического существования", которое подобно "сну и сновидению". Этим было всё сказано — буддист, в конечном итоге, должен в эту безначальность верить, так же как в перевоплощение потока сознания в разные формы (6 областей: 2 + 1 — "сугати: sugati" и 3 области "дургати: durgati"). Дело вкуса, конечно. Но мне подумалось, что ведь такая вера ничуть не лучше (и не хуже, естественно!), чем христианско-исламская вера в единственность земного бытия, в "воскресенье плоти и в жизнь будущего века", а также в "творение мира из Ничего" (creatio ex nihilo). И то, и другое (с точки зрения обыдeнного сознания крайне малопредставимое; лишь описанное с помощью красочных метафор) находим в текстах различных Откровений.

Многие буддийские Сутры — тоже своего рода "откровения" для человека "земнородного" (laukika — не искушённого раздвигающими сознание йогическоими практиками): в них надо верить, так же, как и в сверхспособности Будд и прочих пробуждённых существ. Чтобы их "проверить на опыте", человек сам должен сам сделаться таковым существом со сверхспособностями. А интенсивная практика предполагает мотивацию, которая опять же — из веры.

Так что, как ни крути, некоторые постулаты в буддизме — типично религиозные аксиомы, и "философия" в нём, подобно средневековой латинской схоластике, также ancilla buddhologiae (служанка буддологии). Не имею ничего против, но хорошо бы это замечать тем, кто заявляет о "научности буддизма" в противовес авраамическим "религиям Откровения".
Dixi!

Tags: буддизм, размышления, философия
Subscribe

  • Уход Марка Дычковского

    По сообщениям моей ученицы, сегодня в Городе Света, Каши-Варанаси своё бренное земное тело оставил один из крупнейших индологов-санскритистов…

  • Санскрит в Венском университете (8-я беседа)

    Провели, наконец, очередную беседу о том, как изучают санскрит и многие другие востоковедные науки (тибетология, буддология и др.) в Венском…

  • О словах и терминах

    Один мой читатель в приватном письме задал следующий вопрос: "Есть ли разница между терминами видйа и гйана? И в чем она?" Вопрос этот довольно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments

  • Уход Марка Дычковского

    По сообщениям моей ученицы, сегодня в Городе Света, Каши-Варанаси своё бренное земное тело оставил один из крупнейших индологов-санскритистов…

  • Санскрит в Венском университете (8-я беседа)

    Провели, наконец, очередную беседу о том, как изучают санскрит и многие другие востоковедные науки (тибетология, буддология и др.) в Венском…

  • О словах и терминах

    Один мой читатель в приватном письме задал следующий вопрос: "Есть ли разница между терминами видйа и гйана? И в чем она?" Вопрос этот довольно…