?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В условиях общественной тенденции извратить смысл религии, всецело сводя её к формам порождаемой ею культуры, важно напомнить об общественной взрывоопасности всякой подлинной веры. "Экстремизм" искренне верующего заключается уже в одном его желании искренности. Каковая не может не задавать вопросов, неудобных для оппортунистов любого общественного строя и опасных для носителей власти, будть то власть земных или многочесленных церковных кесарей...
Заинтересовавшиеся могут почитать эссе здесь же под катом или на сайте ezhe.ru, в рубрике субботнего религиозно-философского семинара.


Я категорически не могу понять, что такое русская ментальность? И какая бы то ни было другая. Не думаю, что она существует. Здесь речь идёт о желании стилизовать себя: ...это вопрос эстетики и самовыражения.

А. М. Пятигорский, "Я — человек никакой культуры" (из беседы со студентами и преподавателями Тартуского университета 20.08.1992)
............................................................................................

Религия — это такой предмет, в разговоре о котором сложнее всего достичь ровной атмосферы слегка отстранённой доброжелательности к собеседнику и к обсуждаемой теме. Особенно в России, где терпимость в обличии иноземного слова "толерантность", как кажется, уже приобрела отчётливо ругательный оттенок.

Всплеск неконтролируемых чувств объясняется тем, что более архаическое сознание (т. е. чуждое рефлексивной дисциплине ума) воспринимает всякую беседу о религии как спор "об окончательной Истине", не больше не меньше, — именно так, с заглавной литеры! Как тут не вспомнить слезливую просьбу Белинского к одному из своих посетителей погодить с уходом, — "ведь мы же ещё не решили вопроса о бытии Бога!.."

Этим же, по-видимому, можно объяснить взрыв воинствующего безбожия в Советской России вскоре после большевицкого переворота 1917 года. Не спокойный, с академическим оттенком "атеизм" высокообразованного человека эпохи Просвещения, граничащий с деизмом, с одной стороны, и с агностицизмом — с другой. Нет, то был именно взрыв архаичных сил сознания, очень напоминавший случаи классического "беснования", как сказал бы человек религиозный.

Точно легион сокрушительных демонических сил, веками запертый в тёмных подземельях подсознания, наконец-то вырвался на свободу, стоило только древним замкам мира, доселе именовавшегося "христианской Ойкуменой", под давлением множества различных обстоятельств проржаветь и ослабить свою хватку. Гордо именовавшийся "богоносцем" оказался вдруг на поверку бесноватым, тяжело больным коллективным организмом.

А винить во всём лишь "большевиков-инородцев" — это опять же случай перекладывания на больную голову с ещё более недугующей. Русская пословица, равняющая "попа" с его "приходом", применима и в данном случае, особенно если вектор её обратить в противоположную сторону. Будь тело вполне здоровo, онo бы не явилo множества больных голов, назвавшихся "выразителями его чаяний".

Покойный дедушка мой по материнской линии рассказывал, как в бытность свою малым отроком, посещая в церковно-приходской школе уроки Закона Божия, был как-то нещадно выпорот православным батюшкой за то, что посмел усомниться в истинах христианской веры. Неудивительно, что именно этот случай намертво закрепился в мальчишеском сознании. Вероятно, именно отсюда — его позднейший атеизм. А ведь случаев таких, в пересчёте на страну, множество...

То, что происходит сейчас в Российской Федерации с педагогическим экспериментаторством, связанным с преподавании религии в школах (ОПК и прочее), не может не настораживать внимательного современника. И дело здесь даже не в педагогическом "модуле" — преподавать ли религию в виде традиционного "Закона Божия" или попытаться ввести её более хитрым путём, называемым "культурологией". Последнее можно бы было, на мой взгляд, только приветствовать, если бы реальным было достижение непредвзятости в изложении фактов истории и догматического сознания той или иной религиозной системы, а также если бы возможен был сравнительно-религиозный подход.

Последний теоретически не исключает ни возможности для педагога выразить своё личное отношение к предмету, ни для ученика — пытаться самостоятельно, с ненавязчивой помощью компетентного учителя критически осмысливать материал. Но где взять такого "компетентного", широко образованного и тонко чувствующего учителя? Вчерашние или позавчерашние бытовые атеисты, сегодняшние "строгие православные" (из тех же соображений по-обывательски стихийного социального оппортунизма) — способны ли они давать непредвзятую оценку фактам истории и "внеисторического" религиозного сознания, а в случае своей предвзятости — спокойно от неё дистанцироваться при изложении фактов и концепций? Вопросов здесь возникает больше, нежели готовых ответов...

Дело осложняется тем, что преподавание такого предмета, как религия (в любой форме — декларируемо непредвзятой культурологии или классической, конфессиональной), нередко сопряжено со спонтанным душепопечением. Говоря по-светски, с особой психологической компетентностью педагога, выходящей за рамки простой "психологии". Именно потому, что любая религия всегда в той или иной мере содержит вопрос об "Истине". И даже академическое изложение не может этой центральной темы обойти.

Так вот, может ли какой-нибудь наскоро подвергнутый "предметной перековке" учитель русского языка или истории (a в современном российском контексте это почти неминуемо будет "учительница") отвечать на существенные, жизненнo-центральные (экзистенциальные) вопросы своих подопечных, которые так или иначе будут задаваться? Отвечать из собственного опыта, а не идеологически, "как положено"... По собственному опыту несколько зная обезличивающую массовую фабрику современной школы (в моём случае на Западе), боюсь, что в этом придётся усомниться.

Давайте кратко взглянем на типические аргументы сторонников двух принципиально разных моделей. Если называть условно, это, во-первых, модель "Закона Божия", а во-вторых, "культурологическая". Все остальные мне видятся видоизменениями данных двух [заметим в скобках, что заявляемая "культурология" учебника ОПК А. Кураева мне видится гораздо более близкой к интонации Закона Божия, будучи более или менее явственно миссионерской по интенции].

Законоучитель будет, естественно, стремиться к религиозно-общинной интеграции ученика. И "козырным" его аргументом как для общения с подопечными, так и с внешними скептиками, будет всегда один и тот же — мораль и традиционные ценности. Он будет указывать на "нынешнее падение нравов" и необходимость этому противостоять, кивая в сторону Церкви как "оплота традиции". Также и в случае аргумента "ценностей" в ход пойдут данные (подлинные или надуманные) демографических исследований, статистики абортов, рождений-смертей, негативной динамики населения и прочее в том же роде.

"Культуролог" будет доказывать нужность и важность своего предмета, исходя из настоятельной необходимости знать, кто там изображён на полотнах живописцев, о чём повествует Библия, так повлиявшая на культуру христианского мира [наверное, те же аргументы можно повторить с поправкой на преподвание ислама, буддизма или иудаизма]. Впрочем, возвращение к культурообразующим корням русского народа, помимо "морального треннинга", объявляется и сторонниками ОПК. Где тут загвоздка, и есть ли она?

Оба соперничающих подхода сходятся, несмотря на разницу в аргументации, в одном. Это единое — абсолютный примат культуры. В случае культурологической модели всё понятно. Культуролог обязан говорить о культурном формообразовании и его значении. Но вот в случае конфессионального преподавания именно "религии" ситуация становится абсурдной. Зная, что именно таково положение дело с преподаванием католичества или евангелических (протестантскиx) исповеданий в германоязычной Европе, легко могу предположить, что и в России дела обстоят или могут сложиться подобным же образом.

Культура, как давно уже отмечалось, светит "отражённым светом". Религия, развиваясь в обществе в конкретных исторических условиях, порождает из своих недр многообразие культурных форм, которые нередко называются "традицией". Но давайте возьмём в качестве примера такие разные вещи, тем не менее являющиеся именно "религиями", как христианство или буддизм. На их примере видно, что и буддизм, и христианство, явившие исторически конкретные, многообразные культурные и цивилизационные формы, по сути своей — абсолютно акультурны. То есть они не "анти-культурны", а именно акультурны, будучи своей почвы чуждыми, перпендикулярными ей, хотя и "формально в них укоренёнными" (если вспомнить высказывание А. Пятигорского по сходному поводу).

И христианин, и буддист — странники на этом земле. Для евангельской веры хоть простеца, хоть учёного мужа во Христа как Спасителя, ожидающих Его "скорого пришествия" совершенно неважен ни общественный строй, ни мораль, которая, по ехидным словам Марка Твена, отовсюду "помахивает своим куцым хвостом", ни международный престиж его страны, ни сама страна со своими мимопреходящими режимами, ни эфемерные вставания с колен или иная политическая физкультута.

Также и подлинный буддист не может не видеть само бытие мира как исполненное страдания, а видение это ощущать как сознание страдания. И для него абсурдно разделение общества на классы-варны, а важен только опыт, воплощённый в "личности" и текстах его Учителя. Стремление к "спасению" и готовность идти в этом до конца, порой весьма дорого оплачивая, отличает подлино религиозного человека от обычного оппортуниста, причисляющего себя к к сонму "верующих".

Понятно, что ни нынешние Церкви оппортунистического большинства, ни организованные общины любой религии, комфортно чувствующие себя при большинстве политических режимов любого из нынешних "кесарей", не смеют допустить подобной трактовки религии от своего имени, а тем более излагать её в качестве нормативной. Истина (не в особенностях учения, но в позиции) — взрывоопасна, будучи подобной пороховой бочке с воткнутым горящим фитилём. Кажется, в нынешние времена всякую искренность в поисках подлинности принято называть к "экстремизмом" и запирать за решётку — в том или ином виде. Именно отсюда преследования в России "иннэнистов", "диомидовцев" и иных "апокалиптиков". И именно отсюда же — их трудно объяснимая жизнеспособность и — жизнестойкость.

Поиски истины, правды и своего личного пути в мире в течение краткой, эфемерной интермедии земного существования — неистребимы в человеке всяких религий и общественных устроений: вспомним древнюю библейскую метафору о Боге "живом" как "огне пожирающем"! Всё это следовало бы помнить любым одомашнивателям религии, предъявляющим мандат Кесаря на то, что по определению — исключитльно Божие.. С огнём опасно играть, но его можно осторожно изучать и описывать его свойства. И это много лучше и честнее, нежели врать, называя открытый огонь — всего лишь нарисованным на холсте очагом в каморке у папы Карло.

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
manya_masha
Oct. 31st, 2010 05:00 pm (UTC)
ППКС.
И спасибо. Очень кстати мне сейчас оказалось, и очень утешительно.
edgar_leitan
Oct. 31st, 2010 05:07 pm (UTC)
Спасибо! :)
velannikova
Oct. 31st, 2010 05:23 pm (UTC)
Спасибо!!! Прочла с большим интересом, Вашу статью… В Украине пока не преподают в школах историю религии, Вы знаете , и меня это радует…так как я с ужасом вспоминаю как преподавали историю религии в институте, во времена моей учебы…
edgar_leitan
Oct. 31st, 2010 05:30 pm (UTC)
Взаимно благодарствую! :)
А Вы учились в техническом или гуманитарном вузе? Как именно Вам преподавали религию, -- если позволите осведомиться, -- что Вы вспоминаете об этом с подобным "ужасом"? В атеистическом, квази-советском ключе, или, наоборот, по типу "Священной Истории"?
(no subject) - velannikova - Oct. 31st, 2010 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 31st, 2010 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - velannikova - Oct. 31st, 2010 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 31st, 2010 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - velannikova - Oct. 31st, 2010 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 1st, 2010 09:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - velannikova - Nov. 1st, 2010 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antigonakd - Nov. 2nd, 2010 12:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 3rd, 2010 01:45 am (UTC) - Expand
евгений козлов
Oct. 31st, 2010 05:38 pm (UTC)
Добрый вечер, Эдгар.
Довольно сложно отвечать на Ваше эссе - уж больно неровно содержание, достаточно сравнить первый абзац о "толерантности" с последним об "огне пожирающем". Поэтому сначала я отвечу Пятигорскому - "не думаю, что она существует" - это замечательно, прямо Декарт навыворот, хотя честнее было бы просто - "не думаю".
Теперь к Вам - сначала с чем нельзя не согласиться, так это с оценкой перспектив школьного преподавания. В самом деле, когда непонятны ни предмет (что же изучать), ни метод, когда напротив,очень даже понятно, что взяться за это некому - да, ничего хорошего из этого не выйдет. Но и ничего особо плохого - как известно, большинство школьников учатся по схеме "сдал-забыл" - так какая разница, что именно они не выучат.
Что до "акультурности" христианства - ну если это так, то получается, что, к примеру, Честертон всю жизнь ломал комедию, а Аверинцев валял дурака - и это я еще не самые крайние точки взял. Ну да, отечество монаха - монастырь, но его сначала построить нужно - а затем беречь. Все это - созидание и сохранение - и есть культура (не по Пятигорскому, так по Аверинцеву).
Ну и последнее - Ваше слабое место - собственно история. Даже поверхностное знакомство с событиями Французской революции 18-го столетия показывает, что уж где-где но по накалу "воинствующего безбожия" французы русским не уступят. То же и фанатизм - разве религиозные войны это русская история - а не европейская ли ? Так что - возвращаюсь к тому, с чего начал, слабости человека - вещь вполне интернациональная, а вот достоинства - по разному проявляется - это и называется "менталитетом" - я бы, по старинке, назвал характером.
edgar_leitan
Oct. 31st, 2010 05:56 pm (UTC)
Я выстраивал это эссе по методу ассоциаций с основным задуманным предметом, а не конструировал рассудочно, в виде энциклопедического обзора "на тему". На последний у меня нет ни времени, ни, если честно, интереса. Я показал лишь своё ограниченное видение и свою вторичную реакцию на собственно видение -- в данный момент написания, намеренно опуская множество оговорок или выходов на другие большие темы наподобие Французской революции (о которой про себя вспомнил).
Я бы не хотел в отношении ни Честертона, ни Аверинцева выражаться столь непочтительно, называя дело их жизни "дураковалянием". Просто я затрагиваю другой аспект того же христианства -- его, на глубинном уровне ВЕРЫ, чуждость культуре. Если бы Сергей Сергеевич был жив, мне бы очень хотелось с ним на эту тему поговорить. При его жизни тема эта была для меня (ещё) неактуальной, поэтому мы об этом не беседовали.
Характер я предпочитаю для себя считать индивидуальной чертой каждой личности, а то, что зовут "ментальностью" -- считается типической чертой человека коллективного. Но, в моём понимании, человек толпы просто неинтересен для отдельного обсуждения, хотя и может быть предметом социологической или иной рефлексии. Развитая личность (и это, кстати, заслуга именно христианства) -- носитель именно личного характера, а не общинно-утробного "менталитета", который (воздаю здесь дань проницательности Пятигорского!) -- не что иное, как желание себя эстетически стилизовать. Но это просто моё такое мнение...
(no subject) - евгений козлов - Oct. 31st, 2010 06:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 31st, 2010 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - евгений козлов - Oct. 31st, 2010 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 1st, 2010 08:56 pm (UTC) - Expand
#неровноe содержание# - edgar_leitan - Oct. 31st, 2010 06:04 pm (UTC) - Expand
svonnik
Oct. 31st, 2010 06:39 pm (UTC)
Cвободу школе!
Был у нас в школе такой закон божий,что не дай бог.Иеромонах детям преподавал демонологию.Есть такое средневековое учение у монахов. Черти ростом от 4,5 метров и ниже и кто за что отвечает.Полный писец. Больше ему не дали преподавать закон божий.Вывод такой:гнать попов и прочих преподов таких законов в три жестоковыйные шеи.
edgar_leitan
Oct. 31st, 2010 07:01 pm (UTC)
Re: Cвободу школе!
И всё же "поп" "попу" рознь. То, что Вам попался такой "своебразный" иеромонах, говорит лишь о нём самом и качестве его знаний и педагогических навыков, но не о предмете. А традиционную "демонологию" можно с надлежащим тактом и не без пользы преподавать и в качестве главки к культурологическому религиоведению. Я не раз преподавал "демонологию" в австрийских гимназиях (ну не её одну, конечно), в сравнительно-историческом освещении. Что находило живейший отклик у большой части учеников :) Темы эти подростков как раз весьма волнуют...
Re Подмена понятий №64 - svonnik - Nov. 1st, 2010 07:22 am (UTC) - Expand
pingback_bot
Oct. 31st, 2010 06:41 pm (UTC)
Из хижины: акультурность и аимперскость
color_flow
Oct. 31st, 2010 09:07 pm (UTC)
спасибо большое! Вы высказали и описали как раз то, что меня беспокоило во всей этой истории с преподаванием!
edgar_leitan
Nov. 1st, 2010 08:21 pm (UTC)
Спасибо!
triglochin
Oct. 31st, 2010 09:26 pm (UTC)
почему-то все эти споры о преподавании раздражают больше всего тем, что кто-то (очевидно, "много кого") считают, что школа доджна воспитывать вместо семьи - конечно, учителя воспитывают, но "прививать веру" таким обоазом - дикий уход от ответственности. А чтобы люди сами, во-первых, поняли необходимость брать ответственность на себя, а во-вторых, могли это сделать, должна меняться жизнь в церкви (буду говорить только о том, что знаю - как обстоит дело в других религиях мне трудно судить).
edgar_leitan
Nov. 1st, 2010 08:26 pm (UTC)
Школа как место воспитания и суррогат семьи -- болезнь далеко не только российской школы, но и европейской (об Америке не знаю). Я считаю, что в школе надо давать знания, а ещё -- умение с ними работать.
Учитель как воспитатель -- в определённой степени это, конечно, так -- поскольку речь об очень нежном возрасте. Но на Западе (Австрия, Германия, Швейцария...) это уже сделалось целой идеологией. Mежду тем как сама семья в традиционном виде уже мало где существует.
(no subject) - triglochin - Nov. 1st, 2010 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 1st, 2010 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - triglochin - Nov. 1st, 2010 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 1st, 2010 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - triglochin - Nov. 1st, 2010 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 3rd, 2010 01:50 am (UTC) - Expand
m_ignatieva
Oct. 31st, 2010 11:14 pm (UTC)
Все точно - и про странничество настоящих религий (не преподаваемых), и про то, что оба подхода - культурологические (я не думала об этом, а ведь так и есть!). Не нравится только слово "комфортно", но, похоже, оно уже стало нормативным.
edgar_leitan
Nov. 1st, 2010 08:37 pm (UTC)
Слово "комфортно" (как вариант -- "комфортабельно") действительно существует в русском языке, как и множество иных иностранных заимствований. В частности, оно приводится как "устаревшее" (sic!!!) в Большом Академическом словаре русского языка (издания 1958 года -- у меня нет дома более нового) -- пример именно наречия даётся из "Униженных и оскорблённых" Достоевского. Так что в данном случае претензии надо предъявлять не мне, а великому классику и множеству других писателей, употреблявших его ещё в 19 веке :)))). В 19 веке ещё слово "интеллигенция" в современном значении считалась невообразимо чудовищным и непонятным... Боюсь, что пуризм, для индивидуальной речи могущий быть положительным явлением, для языка в целом губителен.

Попробую немного возразить здесь (не Вам!) -- самому себе. Думаю, что религии преподавать, -- в подлинном смысле, -- возможно, но, конечно, не в школе, и не по учебнику ОПК. Это уже призвание, а не профессия.
(no subject) - m_ignatieva - Nov. 1st, 2010 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 1st, 2010 09:21 pm (UTC) - Expand
sarafannoe
Nov. 2nd, 2010 04:21 pm (UTC)
Хороший пост. Спасибо.
И я очень рекомендую скопировать его и вставить в сообщество, где до 18 ноября проходит новый конкурс с призом – Нетбук http://community.livejournal.com/grazhrep/254050.html

Приветствуются авторские посты. Но если даже Вы копируете интересный чужой пост, то это все равно отлично. Интересные заметки стоят того.

Ежедневно в сообществе «Гражданский репортер» просматривается около 1300 страниц, во время конкурсов от 2500 до 4000 ежедневно. За последние 2 месяца посетители совершили больше 80 тысяч просмотров страниц сообщества.

И вообще, даже если не говорить о конкурсе, просто копируйте свои новые посты в наше сообщество. Пусть их читает больше людей. Они достойны этого. У Вас есть свой стиль и блог Ваш интересный и содержательный.

Кто-то сказал однажды: Правда всегда отважна.
Язык правды прост. Не всякая сила стоит за правду, но всякая правда заявляет о себе силой. Правда преодолевает любые пространства и не может быть остановлена никакими границами.

С ув., Вадим
edgar_leitan
Nov. 9th, 2010 12:46 am (UTC)
Я не очень понимаю технически, как я могу скопировать и вставить свой текст в ваше сообщество.
men777
Nov. 4th, 2010 05:31 pm (UTC)
Еще немного об ОПК в школе… :)
http://voiceoftheworld.livejournal.com/34485.html
Оттуда…
Невозможность добровольно слушать что-то о религии. Обязательно нужна внешняя сдерживающая сила…
Необходимость принуждения, внешней сдерживающей силы (например, административного ресурса) до появления интереса у слушателей
Школа или детский сад — сложный участок идеологической борьбы.
Не надо увлекаться культурологией – это лишь внешнее знание, ничего не дающее.
edgar_leitan
Nov. 7th, 2010 11:33 am (UTC)
Культурология -- не всегда только "внешнее". Она может привести к глубокой "экзистенциальной" заинтересованности предметом (религией). Мой опыт преподавания в школах именно "религии": имеются и ребята, глубоко заинтересованные (но их меньшинство). При этом сложно отделить интерес "культурологический" от "собственно религиозного". Нельзя скидывать со счетов и мотивацию родителей.
men777
Nov. 4th, 2010 05:31 pm (UTC)
Однажды Вовочка зашел в школу духовно-нравственного возрождения.
Внутри было чисто и красиво.
Посередине вестибюля стоял мраморный бюст Иисуса Христа...
Рядом со входом висел стенд с расписанием уроков. Вовочка с интересом стал читать названия незнакомых предметов из школьного курса: - Основы Православной Культуры, Богословие - для начальных классов, Закон Божий, Ветхий завет и История РПЦ - для средних, Теоретическое Основы Православия, Новый и Новейший Завет - для старших классов. Вообще у старших классов нагрузка, судя по всему, была немалая – еще плюс и Православная Биология и Православная Зоология, Библия (Основной закон), Устав караульной и церковной службы. На самом видном месте висели лозунги "Учение Христа всесильно, потому что оно верно!" и "Слава Богу!".
Рядом с расписанием висели объявления: "факультатив по химии перенесен на две недели", "факультатив по физике отменен", "кружок по математике состоится вовремя, как и месяц назад", "Для зачета по Истории РПЦ всем иметь с собой конспекты работ Андрея Кураева!", 'Завтра, после вечерней молитвы прием кандидата в РПЦ в члены РПЦ". Отдельно висело красочное объявление "Сегодня в два часа пополудни в актовом зале состоится политинформация "Обострение межрелигиозной борьбы по мере продвижения в рай".
Слева от входа в гардероб висел стенд "Звериный оскал международного католицизма", справа - стенд с фотографиями "Члены ЦК РПЦ".
Раздался звонок, и началась перемена. Появились высоконравственные школьники. Все были в форме и в сапогах. У младших на груди были приколоты красные крестики с изображением юного Иисуса Христа; у старших - с изображением Иисуса постарше.
Перемену сменило построение православной линейки. После построения личного состава зам.протоирея по политической части начал речь.
Он сказал, что усилиями национального лидера отца Владимира наша страна добилась по отношению к себе уважения и ненависти во всем мире, однако международная обстановка для православия усложняется с каждым днем – мировое вражеское окружение включая Татарстан, Дагестан, Башкирию накапливают вокруг наших границ военную мощь. Президент Всея Руси и Верховный главнокомандующий Кирилл предпринимает неимоверные усилия для создания адекватного православного ответа. Освещаются не только ракеты ближнего и дальнего радиуса действия, но также запчасти к ним и инструкции по эксплуатации. По решению ЦК РПЦ за пультами управления должны находиться истинно православные в ранге не ниже кандидата РПЦ. Это уже дает неплохие результаты: во время последних пяти учебно-тренировочных пусков православных ракет "Сатана" из шахт смоги выйти уже две, то есть почти половина, а одна их них даже смогла куда-то полететь. "С божьей помощью мы обязательно добьемся безотказного действия Сатаны", - заявил в интервью Президент Всея Руси Кирилл (в миру — Владимир Михайлович Гундяев).
Внутренняя обстановка также усложняется с каждым днем, продолжал замполит. Непрекращающиеся марши несогласных атеистов, противоречащих Основному Закону (Библии) – это прямое следствие антиправославной деятельности западных, восточных, южных и японских спецслужб на территории России. Каленым железом и резиновыми дубинками выжечь атеизм как пережиток прошлого, который мешает нам попасть в рай – наша первостепенная задача. Враги православия ведут постоянную подрывную работу среди населения страны, но мы не должны испытывать ни капли жалости к ним, к этой фактически горстке жалких атеистических личностей, ведущих свою антиправославную деятельность на католические и протестантские гранты. По только что поступившей информации они отравили водопровод в трех домах, хотели прорыть подземный ход от Лондона до Бомбея и подсыпали битое стекло в сливочное масло православным гражданам…

Вовочке стало душно. Он открыл дверь и вышел на улицу. Там было пока еще посвежее, хотя тоже уже достаточно душновато. Где-то рядом играло радио; начался выпуск последних известий.
1 апреля 2010 года в школах введен обязательный предмет "Основы православия".
"Уже?", - удивился Вовочка, стараясь надышаться – “А почему в день дураков?”.
edgar_leitan
Nov. 7th, 2010 05:55 pm (UTC)
Спасибо за эту забавную и грустную антиутопию! Многое узнаваемо из "прежней жизни" :)
gertruda8239
Feb. 27th, 2011 08:56 am (UTC)
cool:)
edgar_leitan
Feb. 28th, 2011 09:51 am (UTC)
Re: cool:)
Спасибо!
( 47 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com