?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Торжество Православия?



Интересное сообщение довелось мне прочесть — как бы об "уверенной в себе Истине", которой, конечно же, не страшны никакие религиозные, сиречь идеологические, конкуренты, а возникающие или вообще имеющиеся мысленные разногласия решаются исключительно мирным путём открытого религиозного диспута, с уважением к человеческой личности противника, как то и подобает ученикам Христовым. Или — всё же не подобает?..


Цитата:

"Общество святой Матроны" существует уже более семи лет и успело завоевать авторитет среди молдавского народа как достойная православная организация. Во время крестных ходов и молебнов, которые "матроновцы" проводили в центре Кишинева, к ним присоединялись сотни православных клириков и мирян. Популярность среди простых людей "Общество" также приобрело из-за того, что именно его члены не допускали, чтобы в Кишиневе читали свои лекции баптисты и адвентисты седьмого дня и публично отмечали бы свои праздники иудеи. Кроме того, они помогали восстанавливать храмы страны".
[Взято отсюда]

Итак, восстановление порушенных большевиками храмов ставится на один уровень с силовыми запретительными мерами: гомилий проповедников евангелических конфессий и празднований еврейских религиозных праздников. И уж, наверное, без милиции (или в Кишинёве всё же полиция? — я не знаю) не обошлось.

Ещё один из примеров, число коих не ведомо за их множеством, того, как сравнительно недавние (каких-то два десятка лет тому!) гонимые превращаются в обуянных ревностью не по разуму, а то и простенькой злобой — преследователей. В Христе ли дело? Верую и надеюсь, что нет. Тогда — в человеческой глупости и подлости, не зависящей ни от какой от эпохи? Вот это уже к истине поближе.

Мнится мне, что рекомая Невестой Христовой всё увереннее превращается в бесстыжую наложницу Кесаря. Пока что любимую. Пока. Надолго ли?

То ли "оскуде духом", то ли ещё что. Именно это и называется сугубо православным термином — "безблагодатность"...

И почему это мне всё больше вспоминается концовка знаменитой Оруэлловской "Фермы животных" (Animal Farm: A Fairy Story)? А именно:

"Оставшиеся снаружи переводили взгляды от свиней к людям, от людей к свиньям, снова и снова
всматривались они в лица тех и других, но уже было невозможно определить, кто есть кто".

[Изображённые на фотографии ряженые, именующие себя "православными хоругвеносцами", вероятнее всего, не имеют к "Обществу св. Матроны" прямого отношения. Но фигуры эти представляются мне явлением одного качества, символическими для нашей скудной величием духа эпохи с её адаманту подобным убеждением: "Вера должна быть с кулаками!"

Логика куда как понятна — меч Петров, отсекающий ухо Малхово, гораздо импозантнее жалкого на вид и безгласого Божия Агнца, ведомого сильными и голосистыми на заклание].

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
a_kor
Nov. 14th, 2010 02:39 pm (UTC)
Но, ведь у католиков такого нет?
edgar_leitan
Nov. 14th, 2010 03:47 pm (UTC)
А равно и у протестантов :)
евгений козлов
Nov. 14th, 2010 02:54 pm (UTC)
Добрый день, Эдгар.
Да, до хороших времен мы дожили, если склока сумасшедших ("матроновцы") и проходимцев ("кураевцы") именуется диспутом. Но Евангелие имеет к этому такое же отношение, как Гегель - к грызне Ленина и Каутского.
А Церковь - что Церковь - начиная от Никейского Собора под председательством Константина (пусть некрещеный - зато император), кончая весной Семнадцатого года (весь клир изощряется в брани по адресу павшего самодержавия) - во все времена, словом, Церковь умела уживаться с миром.
edgar_leitan
Nov. 14th, 2010 04:04 pm (UTC)
Я не именовал склоку "диспутом", а только надеялся, что для него должно быть место место скорее, чем для всяких насильных акций. "Кураевцы" в данном случае не при чём: заметка из "интерфакс-религии", которая попалась мне на глаза -- об активистах "матроновцев", которые якобы приобрели себе популярность тем, что не допускали лекций протестантов и препятствовали верующим других религий (рел. евреям) в отправлении их праздников. Сами матроновцы, кажется, называют себя "верными чадами Церкви". Отчего они и обиделись на "сектантов" со стороны Кураева.
А относительно "подлинного Евангелия": умеренные мусульмане рассуждают, к примеру, о радикальных салафитах в подобном же ключе -- мол, те не имеют к "подлинному исламу и Корану" никакого отношения. Я боюсь, что имеют, -- так же, как и воинственные хоругвеносцы имеют к православию самое прямое отношение. Иначе следует признать, что "истинная Церковь" полностью развоплотилась, оставив на земле лишь жалкое своё, ложное подобие.
Я не против того, чтоб конструктивно "уживаться с миром", но мне делается не по себе, когда всех инаковерующих не просто клеймят еретиками, схизматиками и антихристами, и делают из этого административные выводы с помощью государства, которое само же их недавно преследовало, и разделяют людей в т. н. светском государстве (прошу заметить!) на "разные сорта свежести" в зависимсти от их принадлежности к определённым религиям или конфессиям.
евгений козлов
Nov. 14th, 2010 05:26 pm (UTC)
Стало быть, пребываете в блаженном неведении, если про "матроновцев" только что узнали. Неужели и про икону "Сталин и св.Матрона" не слышали - ну и хорошо, если так.
Видите ли, к "простым людям" у меня претензий нет, они во все времена одни и те же. И к "начальству" то же отношение - по тем же причинам. Но вот что сказать доброго о пастырях (церковных) и учителях (светских) - не знаю. Что-то не то с "солью земли" - причем везде и всюду, и у православных и у прочих.
Когда обыватель не понимает - что он и зачем - это нормально. Но когда явно не находит себе места в жизни Церковь (православная) и просится обратно под опеку - тут я не знаю, что и думать.
edgar_leitan
Nov. 15th, 2010 11:43 am (UTC)
Про "икону" слышал и даже где-то в интернете видел. Конечно, пребываю в относительном неведении, вернее, маловедении, по вполне понятным причинам географической удалённости. Очень редко бываю на родине.
Мне всё вспоминается конец 1980-х, нач. 1990-х, когда "соли" было значительно больше. Это и время моей молодости/юности, когда сам немало поучаствовал :). Насколько же сейчас всё изменилось...
pevchaya_ptiza
Nov. 14th, 2010 03:19 pm (UTC)
У нас тоже такие ряженые кросавчеги одно время разгуливали. Чёрными знамёнами с крестом и черепом махали, заборы националистскими лозунгами расписывали. Потом, видимо, они общественность достали, и их куда-то дели. В последние годы я эту публику не видела.
edgar_leitan
Nov. 14th, 2010 04:05 pm (UTC)
Ну так слава Богу! Но я боюсь, что их не поубавилось, в целом.
pevchaya_ptiza
Nov. 14th, 2010 05:42 pm (UTC)
Процент данной категории граждан, я думаю, есть величина постоянная. Наверное, они просто нашли новые формы самовыражения :)
edgar_leitan
Nov. 15th, 2010 11:38 am (UTC)
У меня внутри устарелая картинка, когда в позднесоветские времена ещё не было всего этого агрессивного фольклора, а была просто христианская вера. Я ностальгирую по тем временам...
iamalts
Nov. 14th, 2010 05:12 pm (UTC)
картинка показательная, как и слово "торжество" в контексте "борьбы с неверными", - громкая катринка, мегафонная. какое у тут уважение, милосердие и все остальное христианское... врядли в этом случае вообще речь о вере, скорее очередной способ собрать стаю, политика это, мне так кажется.
edgar_leitan
Nov. 15th, 2010 11:36 am (UTC)
Да, мне тоже именно так кажется, как и Вам. Слово "торжество" здесь -- не более, чем грустная ирония.
sir_reistlin
Nov. 15th, 2010 07:07 pm (UTC)
И вот в чём сложность -- ведь среди этих людей найдётся и толика совершенно нелицемерно, очень искренне верующих, готовых за Веру свою и жизнь положить. В каком отношении они находятся к Богу? Лишь Ему знать.
edgar_leitan
Nov. 15th, 2010 07:49 pm (UTC)
Это, конечно, очень верно -- о том, что "сие ведомо лишь Богу". Пусть их, лишь бы они не чужие жизни клали за -- СВОЮ веру.
Насчёт веры: мне всегда вспоминаются слова Апостола: "И бесы веруют, и трепещут!" -- в качестве предостережения всем, кто решает исходить из примата "веры".
sir_reistlin
Nov. 15th, 2010 08:20 pm (UTC)
То есть, прошу прощения за уточнение, Вы признаёте примат дел или примат разума?
edgar_leitan
Nov. 15th, 2010 08:49 pm (UTC)
Я признаю прпопорциональное сочетание дел (которые от/из веры) с верой, поверенной разумной рефлексией.
sir_reistlin
Nov. 15th, 2010 09:14 pm (UTC)
Тогда Ваша позиция, безусловно, внутренне логична и последовательна. А у хоругвеносцев с более апофатическим мировоззрением своя точка зрения на этические вопросы в том числе. Разумеется, примешивается некультурность, и просто глупость, и просто ксенофобия, и страх, и много чего ещё. И при этом они уверены, что делают благое дело. Может быть, в этом проблема. В чрезмерной уверенности, что творишь благое дело. Это, наверно, дальше всего от истинной веры, как ей учил Христос. "Никто не благ"...
Господин Симонович-Никшич ведь всё-таки филолог (не знаю правда, какой), и публицист, и мыслитель. Человек, не совсем далёкий от культуры. Умеет подать свои убеждения ярко, доступно и увлекательно для молодёжи. А максимализм молодым всегда нравится. Почему из этого выходит всё-таки мало толку -- потому, наверно, что чрезмерная уверенность в собственной правоте весьма разрушительно действует на всё, что человек творит.
edgar_leitan
Nov. 15th, 2010 10:08 pm (UTC)
Симонович-Никшич, насколько я читал, филолог-славяновед.
Что само по себе ничего не доказывает. Памятуя, куда именно бывает вымощена благими намерениями дорога. А "наше дело правое, мы победим!" -- всем этим всласть накушались, прости Г-ди, ещё в юности мятежной... Сохрани нас и спаси от уверенной в себе, не знающей сомнений и нравственных терзаний "пассионарной" молодёжи! Пусть и действующей, как им кажется, лишь во имя Господне...
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com