Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Вопросы на засыпку, равно же и некая метафизичeская арифметика



Сегодня тибетский Кхенпо Тендзин (Пюнцок Намгьел) задал нам вопрос, на который не смог правильно ответить ни один: "Сколько всего Будд — в нашем эоне (= кальпе)?" Предлагаю всем интересующимся буддизмом несколько подумать, а потом посмотреть под катом правильный ответ!


Я сказал сначала — два, вспомнив Будду Дипамкару; другие также ответили, — кто: "один", кто: "десять" (вероятно, примешались десять аватаров Вишну, из коих одним как раз считается Будда Шакьямуни, по воззрениям вайшнавов), а кто и "сто восемь"; я опять поднатужился и высказал предположение, что: "бесчисленное множество", — вспомнив, что речь-то идёт о махаяне. Оказалось, что Будд в нашей кальпе аж 1002 (тысяча два), причём Будда Шакьямуни — 4-й (четвёртый) из всех.

Такие данные находим в накоей махаянской Сутре (от усталости не успев записать, позабыл название; но при случае могу спросить).

А теперь вопрос к знатокам Абхидхармы или вообще индийских календарей, буде таковые имеются в вирутальном пространстве сансарической Сети [вот оно, творческое развитие буддийской метафорики: вместо образа коловращающегося Колеса предлагается картина призрачной Сети, опутавшей своими цепкими волокнами всех без разбора живых существ!]. Итак: сколько времени длится кальпа/"эон"?

Ответ: 4 320 000 000 лет. Итак, в "нашей кальпе" всего предполагается приход, — раньше или позже, — 1002-х Будд, и 4 из них уже являлись человечеству и прочим живым организмам [вопрос из области псевдохристинских прибауток, вроде "Могут ли бактерии спастись?", в контексте буддизма не выглядит ни таким уж праздным, ни абсолютно бессмысленным, и уж никак не "богохульным": достаточно вспомнить развиваемую в Ратнаготравибхаге теорию о "Будде внутри всех живых существ" (татхагатагарбха)].

Осталось ещё довольно много из тех, что должны явиться, — как видим из калькуляции. Но есть и кальпы, в которых ни один Будда не приходил, чтоб проповедовать Учение. Такие эоны называются sangs rgyas kyis stong pa, дословно "пустыми [от] Будды", а рождение в такие периоды времени считается одним из 8-ми "состояний, в которых отсутствует надлежащая свобода для практики буддийскoго Учения" (chos byed mi khom pa'i gnas brgyad).

От всей этой грандиозной арифметики захватывает дух и кружится голова... Невольно вспоминаешь похожее чем-то исчисление тысяч или миллионов лет, в течение которых католические грешники страдают в огненных метафизических пространствах чистилища, воздавая всемилосердному Господу "удовлетворение за оскорбление Его бесконечной святости" (примерно такова формула, — цитирую на память, — оправдывающая ratio чистилища в западной теологической юриспруденции, оформленное некогда, в 11 веке от Р. Х., в своём громоздком совершенстве великим схоластом Ансельмом Кентерберийским).

[Eстественно, что о "некатолических грешниках" речи и быть не может: о всяких нехристях, еретиках или схизматиках, — по логике учения, гласящего, что extra Ecclesia nulla salus, место их пребывания уже заранее подготовлено и даже уже жарко натоплено!]

И там, и здесь хочется задать вопрос, а откуда авторам "Cur Deus homo" или Абхидхармакоши (Abhidharmakośa) знать всю эту "математику" с точностью до отдельных лет ? [не помню, имеются ли, кроме учение о "satisfactio", у Ансельма точное обозначение длительности пребывания в чистилище. Во всяком случае, самое позднее, у проповедников эпохи барокко находим подробнейшие описания всех его ужасов, сравнимых разве что со страданиями в буддийских myal ba, адских вместилищах. И те, и другие, правда, "лишь на время"].

Вопрос непростой. Абхидхармистская метафизическая модель достаточно целостна, формируя логику как традиционного буддийского миропредставления, так и глубинно обосновывая необходимость той или иной буддийской практики. Европейские последователи Будды либо принимают эту модель некритически, просто как данность, в которую надо верить, а в лучшем случае её "изучать" как музейный экспонат, либо обходят её молчанием, толкуя, например, страдания адских жителей или голодных духов "метафорически".

Не исключено, что Просвещение, скосившее под корень сопоставимые с традиционными буддийскими — традиционные христианские (средневековые) модели мира, когда-нибудь в обозримом будущем вторгнется и в универсум целостного буддийского миросозерцания, заставив современных апологетов Дхармы обосновывать релевентность древней абхидхармической картины мира сопоставлением её с нынешней общепринятой, естественнонаучной.
Tags: буддизм, компаративистика, размышления, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments