Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

Лекторат



Получил сегодня нежданно приятное известие — моя деятельность в качестве университетского лектора (введение в санскрит и в классический тибетский) не прерывается в феврале, как со вздохом ожидалось, но будет продолжена в весенне-летний семестр 2011 г. (конечно, под непременным условием Иакова-апостола — "если жив буду" и проч.).


Заниматься буду не чтением санскритских текстов со студентами продвинутой ступени, как предполагалось несколько месяцев назад, но потом было отменено. На сей раз (сегодня сказали, что дело уже окончательно решено на кафедральном совете) предложили вести "просеминар" (= вводный семинар: 2 часа = одна пара в неделю) по индийскому эпосу — введение в санскритское эпосоведение (Махабхарата, Рамаяна): история дисциплины, проблематика, методика научных исследований применительно к санскр. эпосу, избранные вопросы. Курс рассчитан на студентов бакалаврских специальностей по Южной Азии и не имеет в виду (пока что) обязательного знания санскрита.

Специфика наших "просеминаров" предполагает смешанный стиль преподавания: это комбинация тематических лекций преподавателя с самостоятельной работой студентов, контролируемой и оцениваемой преподавателем — подготовка студентами рефератов (письменных работ) и произнесение докладов по избранным темам, обсуждение заслушанных выступлений, практические упражнения (умение пользоваться пособиями: специальными словарями, индексами; важнейшие монографии и статьи; пользование нашими библиотечными ресурсами; имеющиеся издания и электронные тексты, и т. д. и т. п.).

................................................................................................................................................

На прошлой неделе Ваш покорнейший был огорошен откровением одной девочки, бывшей моей студентки (на моём курсе санскрита год назад). Оказывается, "многие студенты меня ужасно боятся"... Сначала меня это известие просто наповал убило, поделив на множество нoлей. Это меня-то, подумалось с горечью, самого ласкового и пушистого из зверьков, выпускающего свои вострые когти, скрытые в бархате мяконьких подушечек, только в самых крайних случаях, вежливого и деликатного донельзя!.. Разве, — спрашиваю, — я хоть когда-то повышал свой трубный глас хоть на кого-то, на самого отпетого лентяя? Нет, — говорит, конечно же, нет! Но вот ведь — "боятся"!

Пристав к тем из студентов (своих прошлогодних и новых, этого семестра), кто постарше и поразумней (не вчерашние школьники), выяснил, что под боязнью (Angst) или страхом подразумевается "трепет уважения", которое они испытывают в моих классах и в моём присутствии: требую, дескать, железной точности формулировок и уверенного доказательства своей позиции (при переводе или объяснении грамматических правил). А определённая часть из них боится, разумеется, регулярных проверок знания (правил грамматики и взаимообразного перевода: санскрит-немецкий, наступающих безo всякого предупреждения заранее), а также строгих проверок домашних заданий.

После таких объяснений несколько отлегло от сердца: с подобной характеристикой можно жить дальше. А то, что некоторые, подобно нерадивым гимназистам, пытаются жульничать и лишь формально делают домашние задания, как попало, хоть и понятно, но приводит меня в уныние: у нас всё-таки, поди, не средняя школа, и на курсы санскрита или тибетского никто двоечников насильно за вихры или косички не влечёт...

Один из редких случае, когда действительно верно слово: "Боится — значит, уважает!" Сразу же почувствовал себя, скромного касталийского юрода, воплощением грозного и таинственного "нумена", который, по определению некоего великого религиоведа, есть ни что иное, как "mysterium tremendum et fascinosum". Вот так и создаются мифы, — подумал я с удовлетворением и некоторым облегчением...
Tags: востоковедение, наука, преподавание, санскрит, студенты, университет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments