?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нет ничего более амбивалентного, затягивающего и опасного, чем замешанная на водке знаменитая русская "душевность". Как всякая национальная черта, затягивает своей кажущейся абсолютностью, поскольку "как бы" самоочевидна. Конечно, только для "носителя". Oпасна, поскольку напевает субъекту мысль о его принадлежности к особой расе, много лучшей иных. Амбивалентна, поскольку мгновенно обращается в ненависть, как только выясняются идейные расхождения.


Без водки душевность эта на поверку оказывается мрачной угрюмостью, подпитываемой недоверием ко всякому иному, ненавистью и презрением к любому "немцу"; оборачивается гримасой – вместо открытой улыбки. Русское "всеединство" весьма специфического свойства. В нём удобно уживается славянское братство, Индия, буддизм, Карлос Кастанеда, африканские божки, Конфуций и Лаоцзы, – только при условии, что говорят они носителю интеллигентской культуры понятным и привычным языком. Стоит Конфуцию заговорить "по-китайски" (хоть и по-русски формально), как пиши пропало. Стоит, например, прибалтам сознательно заговорить на своих языках, как вселенская роль объединителя человечества (вот уж воистину бремена неудобоносимые!) оборачивается процеженным сквозь стиснутые зубы: "Говорите по-человечески!"

Дилемма всегда и везде одна – физики или лирики, Толстой или Достоевский, "с нами" или "против нас"… Пораненное этими острыми гранями, русское самосознание мечется, как неприкаянный тигр в клетке, а получается: что в лоб, что по лбу.

Поэтому ничего существенно другого, чем Сталин или Иоанн Г. в качестве "имени России", и не смогло оно придумать за столетия. И всякий-то "просветитель" в России обязательно или с топором, или с кнутом. Поэтому снова готово рвать на куски несогласных, жечь и запрещать книги, высылать и карать. Опять это проклятое блоковское "революция в крови, – Господи, благослови!" И это после десятилетий животного ужаса одних и извивов спинного хребта других – снова готовы скучиться на кухоньках и разговаривать шёпотом, то и дело оглядываясь по сторонам (лирики). Или же – пускать пули в затылки (физики).

Не доверяй, не доверяй душевности! Где духовность, убедившись в своей ненужности, мирно отойдёт в сторону и проследует дальше, душевность от обиды – убьёт, да ещё и попляшет на трупе врага от избытка чувств. Убьёт от горького сознания своей ненужности.

Душевность – тёмная дионисийская стихия, иррациональная и страшная. Возводящая между людьми ещё горшие границы, когда иллюзия слияния прошла, оставив постылое чувство, точно с перепою или после торопливого соития: "Уф, сигареты остались?"

Душевность истово верит в антихриста и всевластие тёмных сил, зарывается в землянки, сверкает оттуда горячечным взглядом. Духовность верит в Христа, она весела и спокойна, доброжелательна и сострадательна даже и к "бесам" (ср. Исаак Ниневийский-Сириянин). Душевность заливает невозможность исполнения "по своему велению" – водкой; духовность просто остаётся там, где она упала. Полежит, да и дальше пойдёт. Да и имени такого, – "духовность", – не вспомнит...

Душевность – национальная русская черта, когда: голову врага отсекаю, предварительно перекрестившись и покаявшись. Где начинается духовность, кончается специфическая "русская стихия" и начинается нечто совсем другое.

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
pingback_bot
Nov. 22nd, 2010 07:21 pm (UTC)
душевность и духовность
User fleytist referenced to your post from душевность и духовность saying: [...] очень просто, очень понятно: http://edgar-leitan.livejournal.com/127358.html [...]
triglochin
Nov. 22nd, 2010 08:11 pm (UTC)
про духовность, которая должна стремиться к перечисленному (верит в Христа, она весела и спокойна, доброжелательна и сострадательна даже и к "бесам") и можно согласиться.
А от душевности, кажется, остался только какой-то самый дикий и запущенный вариант. Люди все же не черно-белые, а каждый на своем этапе и со своим сочетанием обеих черт...

aside как определение "дущевный" скорее всегда ассоциировалось с определениями "веселый" и "сочувствующий", но это, наверно, субъективно :Р
edgar_leitan
Nov. 22nd, 2010 08:43 pm (UTC)
Душевность же всегда и тяготеет, чисто дионисийски, к этой дикой "запущенности". В ней нет меры. Мера -- совсем не русская добродетель.
Для меня душевность, увы, ассоциируется скорее с пьяной сентиментальностью и бесконечным трёпом про свой "особый путь".
евгений козлов
Nov. 22nd, 2010 08:24 pm (UTC)
Ох, Эдгар, вот не знай я, что Вы все это не по злости писали, а от души - обиделся бы, ей-богу. А так, поглядев спокойно, скажу - плохой из Вас прокурор. Что ж это - груду слов набросали, а всего-то и выяснилось, что есть такая скверная русская черта - "душевность", по Вашему. Так ведь кто же без греха - во-первых, а во-вторых - не может же национальный характер определяться одной чертой - есть, верно, что-то человеческое и в русских, как полагаете ?
edgar_leitan
Nov. 22nd, 2010 08:40 pm (UTC)
Ну вот Вы и обиделись; жаль...
Писал я о том, что мне в данный момент размышления сильно не нравится, а не обо всём на свете: не о "русских вообще", а об этой черте, которая почему-то повсеместно объявляется добродетелью.
(no subject) - евгений козлов - Nov. 22nd, 2010 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 22nd, 2010 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - евгений козлов - Nov. 22nd, 2010 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 22nd, 2010 10:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - евгений козлов - Nov. 23rd, 2010 09:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 23rd, 2010 04:44 pm (UTC) - Expand
iona_ryb
Nov. 22nd, 2010 08:31 pm (UTC)
как точно написано...
edgar_leitan
Nov. 22nd, 2010 08:40 pm (UTC)
Благодарю!
petrark
Nov. 23rd, 2010 03:02 pm (UTC)
Малосодержательно, как и любые sweeping generalizations. И действительно всё вперемешку - и водка, и пресловутая интеллигентность, и антихрист и проч.
edgar_leitan
Nov. 23rd, 2010 04:48 pm (UTC)
Не принимайте это так близко к сердцу, ладно?
(no subject) - petrark - Nov. 23rd, 2010 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 23rd, 2010 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 23rd, 2010 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 23rd, 2010 07:15 pm (UTC) - Expand
old_russ
Nov. 23rd, 2010 06:38 pm (UTC)
А у меня аллергия, как раз на "духовность". Как только хотят всучить просроченный товар с "душком" её используют, как дезодорант.
С "душевностью" проще и без подвоха, даже когда она поворачивается своей не слишком приятной стороной.
edgar_leitan
Nov. 23rd, 2010 07:05 pm (UTC)
Я Вас очень хорошо понимаю: поэтому и добавил, для верности, фразу о том, что она (т. е. "духовность"), если подлинная, а не "второй свежести", то и сама не знает, как её зовут. У нас этот подозрительный душок называется "spirituality/Spiritualität".
(no subject) - old_russ - Nov. 23rd, 2010 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 23rd, 2010 10:01 pm (UTC) - Expand
irescha
Nov. 23rd, 2010 07:53 pm (UTC)
Я очень хорошо понимаю,о чем Вы...
Спасибо за пост!
edgar_leitan
Nov. 23rd, 2010 10:02 pm (UTC)
Взаимно -- спасибо! :)
[кланяется...]
irescha
Nov. 23rd, 2010 07:58 pm (UTC)
Только вот по водоразделу физики-лирики...)))
В моем случае все с точностью до наоборот...
Я где-то у Вас читала.... о переводах,о смыслах,о том,что в России поэт больше,чем поэт...Сейчас очень нужно найти,но не могу.Может подскажете?
edgar_leitan
Nov. 23rd, 2010 10:04 pm (UTC)
Увы, совершенно позабыл, где это :( Кажется, в каком-то из "субботних семинаров" (?) Но мысль вообще-то не моя оригинльная.
irescha
Nov. 23rd, 2010 10:22 pm (UTC)
Это не мое,но по-моему кое-что объясняет...
Вы как филолог,что скажете?

"Это только в учебниках все сводят к понятному анализу мира, а наши истины о мире - к логическим истинам. Но человечество постоянно сталкивается с задачей говорить об истине внелогическими средствами - особенно на уровне обыденной жизни .
Дело в том, что логикой можно пользоваться в употреблении современного языка лишь на демонстративном уровне - в «протокольных» предложениях, типа: "Мама мыла раму", "Рабы не мы" и т.п. (шучу, конечно, но лишь немного…)..А как только мысль набирает более-или менее субъективный ("экзистенциальный") характер, логика, понятийная интерпретация мира начинает тормозить.
Вообще язык (в отличие от формальной логики) в своей процессуальности создает духовную модель реального мира средствами своего НАЦИОНАЛЬНОГО дискурса, и, так понятый, расходится с формальной логикой в понимании и концептуализации важных сторон внешнего и социального мира. "Языковое содержание" всякого сознания носит характер того языка, концептуальную основу которого оно образует, и не сводится, отсюда, к универсальным логико-понятийным величинам. Получается, что язык, культура этноса и логика (которую только и видит в языке общее языкознание - две большие разницы…
Наконец, не всякую мысль можно выразить в языке. . Многие мысли мы вообще не можем выразить в понятиях, даже в простых «словесах», они остаются внутри индивидуального сознания, но тогда - если все же потребность высказывания настоятельна - приходят на помощь тропы (метафоры, параболы, притчевые формы - а они носят отчетливо этнический характер), медитационные практики, просто выразительное молчание... .
Особенно это характерно для русской исторической языковой практики, где всегда были развиты не столько дидактические пути постижения знания, сколько опора на метонимическую убеждающую речь, метафорическая стратегия убеждения, гомилетические и ораторические стратегии речи…
Наконец, важна и личная интенция (направленность мыслей) собеседника."
edgar_leitan
Nov. 24th, 2010 10:44 pm (UTC)
Ой, как здесь много всего! :) Ответ должен был бы быть развёрнутым, но я, увы, пока что чрезвычайно ограничен временем. Поэтому постараюсь кратко, в самых общих чертах:
= Прежде чем говорить об "истине", нужно проанализировать наши обыденные языковые клише. В том числе те, где имеется расхожее слово "истина". МОжет оказаться, что слово "истина" имеет к ней мало отношения.
= Обыденная речь действительно чрезвычайно неточна. До какой-либо не только "логичности", но и строгости в использовании средств языка в ней обычно далеко.
= Что такое "современный язык"? Непонятно -- кто определил? Очередной идеологизм, за которым неясно, что скрывается. Обычно под этим понимается усреднённый языковой узус условного среднего обывателя из большинства таких же статистов, не обременённого гуманитарным образованием и начитанностию.
= Под "экзистенциальных" характером мысли понимается её перенасыщенность метафорами и иными "трОпами", выражающими скорее не мысль, но чувства. Конечно, если сам человек в них плохо разбирается, ему сложно бывает выразить переполняющее его. Отсюда -- безмыслие, при обилии эмоций. Увы, всё это имеет к "мысли", в строгом смысле, мало отношения.
= Логика бывает не только "формальной", и "индийская", а также специфически буддийская традиция логики в совокупности с гносеологией -- тому яркий пример.
= Язык, культура и логика -- действительно различные понятия. Три (!) большие разницы...
= Безусловно, язык не сводится только к формальным показателям или однозначным отношениям. Иначе ны было бы никакой изящной литературы и иных языковых искусств или игр. Кто ж с этим спорит?
= Мысль, которую нельзя формализованно выразить в языке -- никакая не "мысль", а нечто иное (эмоция, чувство, страсть, смутное ощущение, мистический опыт...). Мысль выкристаллизовывается там, где имеется рефлексия. А всякую рефлексию возможно выразить языквыми средствами. Указанные вещи (ощущения, опыт, чувства...) можно "передать с помощью/посредством" параязяковых средств, однако -- полсностью не заключив в них.
= Выразительное молчание -- это также "язык", говоря с точки зрения семиотики.
= Приёмы риторики, перенасыщение речи метонимиями, могут убеждать огромные толпы слушателей, но при этом не содержать ни крупинки "мысли". Но русской специфики тут нет никакой -- это вообще характерно для культур с развитой риторикой. Риторика играет на смутностях подсознания слушателей, мысль -- целиком сознательна и как таковая осознанна, а как осознанная -- адекватно выражена.
= Интенцией говоруна-ритора может быть не выражение "мысли", но совершенно другое -- например, эмоциональное убеждение слушателя в своей безусловной правоте, манипулирование его чувствами, направление в своих корыстных интересах и прочее.
(no subject) - irescha - Nov. 25th, 2010 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2010 10:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Nov. 29th, 2010 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 29th, 2010 10:16 pm (UTC) - Expand
nzqrc
Nov. 23rd, 2010 11:22 pm (UTC)
Дорогой Эдгар, ну вот сам совсем недавно сидел со мной за рюмкой водки(за целым литром))) и все было очень "по-русски душевно" и не было разговоров о превосходстве русской расы....хорошо было очень, это точно помню) Что до угрюмости и т.д. то какая разница? ну какой то народ угрюм какой то улыбается постоянно...и что )? я так думаю что надо улыбаться когда хочется и наоборот. а если все время улыбаться (что тут почти все делают), то мне становится странно: они что правда всегда испытывают ко мне такое перманентное радушие? а если нет, то это что ,просто привычка...? когда человек постоянно улыбается сложно определить когда искренне когда нет, можно конечно на это плюнуть и тоже в ответ улыбаться всем (это не проблема), но как то на душе от этого не того...))))))
edgar_leitan
Nov. 24th, 2010 12:04 am (UTC)
Дорогой В.!
Ну почему Ты всё воспринимаешь как бы отнесённым лично к себе и обижаешься? Я вообще, чтоб Ты знал -- реагирую, как всякий истый интроверт, лишь на поверхности играющий экстраверта -- в основном на факты своих мыслей и чувств, а не на внешние события как таковые... Думал я на этот раз вовсе не о Тебе (разве только вскользь, параллелью), а о нескольких разговорах с совершенно другими людьми, что случились достаточно давно, да ещё под дурное настроение и ужасную мигрень в последние несколько дней. Я, вообще-то, иногда общаюсь со множеством людей, несмотря на свою врождённую мизантропию :) Конечно, мне как-то не совсем радостно, что Ты меня вроде как избегаешь в последнее время, не совсем понятно по каким причинам (ну не понимаю я некоторых...хм... реакций, и отношений к некоторым ситуациям, ну расстраивают они меня несколько -- но это для меня никак не может быть причиной для прекращения общения! Из подросткового возраста я, к счастью, уже вышел).
Я, как Ты понимаешь, ничего не имею против того, чтоб уютно посидеть за разными напитками [but you should not have mentioned, alas, the exact measure of the named liquor in a bottle -- not to make my "maataapitarau" totally upset, my maataa is especially sensitive, even a bit hysterical, in this very point! ;))], но я против всяких дурацких ссор на идейной почве. Как любой полностью деградировавший европеец, я считаю, что размеренная беседа лучше и полезнее надутых губ a la Марина Цветаева.
А в дружбу и ценность голой душевности, не приправленной годами размышлений -- да, я в последнее время всё больше разувериваюсь, как то ни горько признать. Хотя один друг меня как-то уверял, что "лучше русских -- друзей быть не может"! Но это уже факт наложения различных нюансов моего личного бытописания. Я слишком (убеждённый и реальный) космополит, чтоб зацикливаться на подобных допущениях.
Что касается улыбчивости или хмурости: тут у меня и вправду всплыли в памяти именно наши разговоры, вспомнившись кстати. Скажу про себя -- когда я кому-то улыбаюсь, то и вправду не думаю про человека плохо. И на душе у меня от этого радостно бывает, что кто-то улыбнулся в ответ. Мелочь -- но всё же... Правда, этакая "метанойя" далась мне после нескольких лет напряжённой работы над собой...
nzqrc
Nov. 24th, 2010 12:56 am (UTC)
Дорогой Эдгар) ну во первых почему В))? я ж все-тки не В, а Володя например или там еще как то)))))) но я как истинный экстраверт не обижаюсь) я совсем не на свой счет это принял, просто вспомнил как мы с тобой по русски о русском (в основном)говорили под эту самую водку. Что до общения то я ничего и не думал прекращать. надеюсь еще посидим у Тебя, так как у меня негде, хахах))) я тоже против ссор на идейной почве. Марина Ивановна - отличный поэт))) Короче, не вижу серьезных разногласий, кроме отсутствия телефона что б договориться когда увидеться)))
edgar_leitan
Nov. 24th, 2010 01:19 am (UTC)
"В." -- потому, что в ЖЖ принято обращаться по имени user-а, a нe по реальному, даже если оно известно. Не всегда можно предугадать, как человек, публикующийся под ником, прореагирует на обнародование своего подлинного имени. Отсюда, Володя, и аббревиатура, -- мало ли что... Со мной другое дело -- я пишу под своим настоящим, полным именем, как мне и посоветовала в своё время одна старая приятельница, которая завела для меня этот Журнал.
Найти меня несложно, даже если иметь в виду отсутствие у Тебя телефона -- я сижу в последние дни на кафедре примерно до полуночи (в лекторатской, где Алессандро), ровно в минуте ходьбы от тибетологии. В среду (сегодня днём) даю своё "show" ;) у Сутры-К. по поводу "my master thesis",-- вот и подыхаю немного от недосыпа, отплывая в параллельные миры. В пятницу вечер поминутно расписан -- часов до 22:00. Остаётся позже в пт., или в самом конце недели, или уже на следующей. Что-то много всего в последнюю неделю навалилось... В общем, договориться можно при встрече...
Цветаеву тоже очень люблю, но злиться и разрывать с людьми М. И. умела и любила мастерски...
ex_quicknqu624
Nov. 24th, 2010 08:49 am (UTC)
Не согласен с тем, что душевность всегда тяготеет ко тьме - полно и обратных примеров.
Русская душа - как плодородная, но неухоженная почва. И какая ее вина в том, что и сорняки на ней растут лучше, чем где-либо?
edgar_leitan
Nov. 24th, 2010 10:18 pm (UTC)
Ну наверное, Ты прав :) Ухода не хватает, some sort of regular spiritual discipline... Я и имел скорее в виду, что душевность скорее амбивалентна, чем просто плоха. Отсюда моё к ней недоверие в последнее время.
( 39 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com