?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



ОБ ОДНОЙ ЧАСТНОЙ ИНДОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ:
Вот уже почти два месяца прошло с начала учебного "зимнего" семестра в Венском университете, на кафедре Южной Азии, тибетологии и буддологии. Прошло почти два месяца моей деятельности в качестве "игрушечного" преподавателя двух факультативов в помощь начинающим индологам и буддологам: Tutorium по введению в санскрит и введению в специальность (индологию). С тех пор студенты уже успели узнать, что такое правила сандхи (конечно, далеко не все), основные сведения по фонетике древнеиндийского языка, элементы санскритских падежей (склонение основ мужского рода на краткое "°а-" во всех 7+1=8 падежах), ещё кое-что из грамматики и словарного запаса.


Ко мне на грамматику, как и следовало ожидать, ходит лишь какая-то часть из примерно 20 новеньких студентов-санскритологов. Регулярно--от 2 до 5/6 человек. Лишь часть, так как занятие необязательное, а время у каждого и так расписано. Кто-то бы ещё и хотел, но по понедельникам как раз не могут. Зато те, кто ходят, быстро делаются, по сравнению с остальной группой, "знатоками" не всегда простых грамматических правил.

Как-то походя я стал от пережёвывания примеров в учебнике проф. D. Killingley (Beginnig Sanskrit. A practical course based on graded reading and exercises, учебник в общем очень даже неплохой) постепенно, особенно, когда у меня сидело только двое студентов (один из них иранец, и один итальянец, это к слову об "индологическом интернационале"), углубляться в предмет. Брал какую-нибудь шлоку на санскрите и на санскрите же делал перифраз, каждого выражения и даже отдельного слова, а потом переводил на немецкий и английский, попутно объясняя грамматические явления.

Стал требовать от студентов отвечать по мере сил и умения на мои санскритские вопросы на этом же языке. Конечно, на санскрите простеньком, не очень распространёнными, по возможности краткими предложениями. "Что вижу вокруг, о том и говорю", -- по такому принципу. Как птичка, которая поёт "о том, что видит"...

Постепенно перешёл на объяснения грамматических явлений с точки зрения собственной индийской грамматической традиции, по "Восьмикнижию" Панини. Всё вроди бы как играючи, изображая традиционного "ваьякарану", то есть "учёного-грамматика" (наша Касталия всегда с нами!). Декламируя паниниевские сутры наизусть, а также примеры к ним, иллюстрации описываемых явлений из каких-нибудь "субхашит" (санскритских пословиц) -- распевным речитативом.

Студенты довольны-предовольны, все эти мною задаваемые штучки старательно записывают и учат, особенно после того, как заметили, что я на правку именно их домашних работ гораздо меньше красных чернил затрачиваю. Не потому, что пристрастен, а просто ошибок они почти не делают. Дело стало развиваться таким образом, что с 2-3 человека стали меня задерживать ещё на часа полтора-два, это кроме официально предусмотренной пары. И просят-умоляют давать им уроки грамматики санскрита в традиционном стиле санскритских "пандитов", на санскрите.
Я, конечно, сам это умею только так, условно. Но что умею, то дать и объяснить могу. Благо что несколько семинаров посещал, некоторые именно с традиционными санскритологами. Так мне подумалось. Пока не надумал наконец -- а почему бы не организовать некий неофициальный, может быть даже домашний семинар-кружок, по изучению именно паниниевской системы? И с преподаванием, пусть по стилизованной, но именно "туземной" индийской санскритологической методике.

Зачем? -- могут меня спросить некоторые индологи или языковеды. Имеются грамматики, европейский подход к описанию языка. Что ещё нужно? Как мне пытался возражать один из наших профессоров, "das ist nicht akademisch" ("это не академически", то есть не совсем научно с точки зрения европейского грамматического подхода). Дескать, паниниевская грамматика только "для тех, для кого санскрит -- родной язык". Оно, может быть, и так. Но вот начнут эти же студенты через два-три года пытаться читать схоластическую комментаторскую литературу, всё равно какого жанра. И окажется, что многих вещей они в упор не смогут понимать. Просто их нет в стандартных словарях, а сам комментаторский стиль на санскрите -- штука настолько заковыристая, изобилующая часто грамматическими объяснениями, естественно, в русле именно туземной традиции. И бедные студенты пытаются переводить дословно, и часто с отвращением и ужасом говорят на занятии, что "не сумели", и проклинают эту "мерзость браминскую" за её сложность и неудобопонятность.

Конечно, обвинения в "неакадемичности" туземного подхода высосаны из пальца, чтобы прикрыть тем самым свою собственную недостаточную компетентность в вопросе. Это наука, только в другом ключе, в другом стиле, ритме и интонации, нежели европейская. Отсюда безумный европоцентризм и снобизм кабинетных специалистов по каким-нибудь отдельным "текстам". Естественно, традиционный подход требует заучивания наизусть множества текстов и правил, той же самой паниниевской грамматики, числом около 4000. Кроме чистой мнемотехники, много лет требуется изучение всех тонкостей применения системы на практике. Но это в случае действительного мастерского владения языком и уровнями его метаописания, которое требует времени и самоотдачи, большинству из нас не снившихся в данной области.

Занятия по введению в индийскую языковедческую традицию у нас на кафедре бывали, но не так много и крайне нерегулярно. Мой опыт говорит, что такие вещи лучше всего усваиваются, если есть сильная мотивация, доверие к учителю и хороший эмоциональный с ним контакт, а также ещё один простой принцип важен: "Чем раньше начинать, тем лучше". Ну, а сам "пандит" просто обязан преподавать, безвозмездно, если его об этом просят. Делиться знаниями -- это его "svadharma". Или, если желаете, его специфическая (-кий) "karmayoga".

Один мой коллега, получивший недавно место ассистента по науке, сказал: "Ну хорошо, а я вот Панини тоже не изучал, но и не считаю это необходимым". Конечно, можно вполне жить, даже будучи профессиональным индологом по западным меркам, и весьма успешным, не зная не только сложной системы великого древнеиндийского грамматика, но и как следует санскрита как такового, а также латыни, древнегреческого, арабского и т. д. Наверное, от этого не умирают. Кто же спорит?

Но я смотрю на моих студентов, на их горящие любознательностью глаза, умные молодые лица, и думаю – вдарим-ка кувалдой традиционной индийской учёности по европейскому лингвистическому сухоядению! А заодно и по нашим научным европоцентристским предрассудкам. Да здравствует "паниниевский грамматический семинар" в Вене!!!

Comments

( 64 comments — Leave a comment )
sujanasi
Nov. 27th, 2008 12:07 am (UTC)
Здорово! Хочу в Вену))) А Вы где всему этому учились? В Индии?
И почему студенты у Вас пишут не на деванагари?
Зацепила фраза: "Но вот начнут эти же студенты через два-три года пытаться читать схоластическую комментаторскую литературу, всё равно какого жанра."
У нас на Востфаке, увы, среднестатистический студент-индолог заканчивает обучение, даже не подозревая о существовании комментариев: все изучение санскрита сводится к занудной начитке эпоса, Калидасы (без упоминания того же Маллинатхи) и каких-нибудь законов Ханумана((
edgar_leitan
Nov. 27th, 2008 12:34 am (UTC)
Учился частично в Индии (но немного), частично в Вене. К нам много всякого учёного народа из разных стран ездит, в том числе иногда и высокоучёные пандиты-грамматики приезжают. Год назад был, например, семинар по Кашике-Вртти (отделение о композитах, тему мы обсуждали и экзамен писали тоже на санскрите. Правда, "нас" из числа студентов было всего два человека, остальные сотрудники Академии Наук и преподаватели), по большей части на санскрите + английском (по просьбе некоторых трудящихся доцентов, я был за то, чтобы целиком на санскрите). В Индии тоже приходилось немало общаться с пандит-лог :)
Студенты только-только начали изучать деванагари. Теперь я им на доске пишу уже почти только на деванагари. Методика учебника проф. Киллингли состоит в том, чтобы облегчить подход к санскриту как к обычному языку, на котором можно разговаривать. Поэтому деванагари начинают учить только во второй половине семестра. А эта работка из ранних... У нас вообще за последние годы, начиная с 1999/2000-го, много разных учебников и методик опробовали.
Невероятно, как можно закончить Востфак, не умея читать и понимать комментарии!? У нас с этим очень строго, имеется даже специальный обязательный курс "научного санскрита". Там студентов вводят, в основном, в понимание номинального шастрического стиля, а также углублённо изучают композиты. Ну, а всяких курсов-просеминаров с чтением как раз комментариев предостаточно. Правда, эту науку начинаешь б.м. постигать, не походив на просеминары да упражнения, а через несколько лет исправного посещения многих семинаров, по какой-нибудь Ньяя-Бхашья или Вайшешикасутрам (с соответствующими дальнейшими комментариями). Вообще, Ньяячатургрантхика у нас весьма даже уважается. А потом, Вена центр "дхармакиртиологии" и "дигнаговедения" -- наш академик Штайнкелльнер лучший, пожалуй, в мире, специалист по данным темам. А наша профессорша и завкафедрой, "Сутра"-Карин Прайзенданц -- наша главная "наьяичка". С ней попробуй не почитать какого-нибудь Удьйотакару, Вачаспатимишру или Прашастападу!
У нас если и читается Калидаса, то как минимум с Маллинатхой, а то и ещё с какими-нибудь комментаторами.
А магистерскую работу я как раз по Махабхарате пишу :) Правда, если Бхагаван даст, хотелось бы докторат писать по чисто философской теме. Ну, и продолжать изучать вьякарану.
edgar_leitan
Nov. 27th, 2008 12:57 pm (UTC)
Простите, или я что-то совсем недопонимаю, или Вы под "законами Ханумана" подразумеваете всё-таки "Законы Ману", то есть Maanavadharmashaastra. О законах Ханумана не приходилось слышать!(о Ханумане знаю только по многочисленным эпизодам из разных изводов Рамаяны, а также по храму Санкатмочан в Бенаресе, где часто приходилось бывать и прикармливать обезьян, ну и по популярным изображениям). Исправьте меня, пожалуйста, если я что-то путаю...
(no subject) - sujanasi - Nov. 27th, 2008 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 27th, 2008 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Nov. 27th, 2008 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2008 11:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Nov. 29th, 2008 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 29th, 2008 02:05 pm (UTC) - Expand
идея - sujanasi - Nov. 27th, 2008 11:25 pm (UTC) - Expand
Re: идея - edgar_leitan - Nov. 28th, 2008 11:23 pm (UTC) - Expand
Re: идея - sujanasi - Nov. 29th, 2008 09:00 am (UTC) - Expand
Re: идея - edgar_leitan - Nov. 29th, 2008 02:26 pm (UTC) - Expand
Re: идея - sujanasi - Dec. 1st, 2008 04:21 pm (UTC) - Expand
Re: идея - edgar_leitan - Dec. 1st, 2008 10:28 pm (UTC) - Expand
duns37
Nov. 27th, 2008 07:34 am (UTC)
Браво от профана
Два-три горящих лица оправдывают все усилия.
Когда-то на заре моих занятий ивритом, тогда еще в ульпане при синагоне, в пору расцвета сионистких чаяний, случился у нас в группе учитель, рав Моше Потольский (с удовольствием повторяю это имя). Бальшан-филолог из Бней-Брака, который работал здесь простым школьным учителем. Было это приблизительно о четвертом-пятом месяце начала занятий ивритом. После замечательных "игр и плясок" с нашими девочками, присланных в рамках оказания братской помощи, мы оказались в условиях, когда уровень преподавания превышал наш "рост", и намного. При полном видимом отсутствии "заигрывания с аудиторией". В конце концов группа устремилась к количеству 1-2 студента, остальные потихоньку перебрались в более демократическое место.
Естественно, Ваша покорная слугиня составляла большую половину общего числа слушателей. Преподавание шло на иврите. Каким образом я понимала своего прекрасного Учителя не пойму до сих пор. Пять раз в неделю, по вечерам, в ужасную жару, он приезжал на занятия из удаленного в сельской местности, летнего лагеря и мы занимались.Удивительное наслаждение я получала от этих занятий. Какие обширные знания, какое бескорыстие, какой замечательный юмор. И великолепная дистанция.
Эта радость продолжалась полгода, а потом его послали работать в Ташкент, и пришлось расставаться.
И вот на последнем уроке он преподал мне урок, который оказался в достаточной степени решающим для моей последующей деятельности в роли преподавателя иврита.
Рав Моше привел мне несколько высказываний из Мишны о взаимоотношениях учителя и ученика. И сказал, что я должна понять, что "успешность" наших занятий во многом определялась мной, ибо Учитель появляется тогда, когда ученик готов. И что ему было интересно работать со мной.
А потом добавил: "Тода аль алимуд!"
С тех пор я много раз повторяла эту фразу в конце собственных уроков-лекций.
Тода аль алимуд.
И последнее. Не откажу себе себе в удовольствии пересказать со слов Учителя высказывание, которое ему передал его Учитель.

כדי להיות בלשן
אין צורך להיות משוגע
אך זה רצוי

Браво от профана.


edgar_leitan
Nov. 27th, 2008 03:59 pm (UTC)
Re: Браво от профана
Toda raba!! Большое спасибо за Ваш интереснейший рассказ. Кроме живости непосредственного впечатления, да будет он мне вдохновением и напоминанием о собственном долге, насколько хватит более чем скромных сил! А уж Г-дь-то позаботится о пропитании и прочем...
Учитель появляется тогда, когда готов ученик! -- нет ничего как по духу, так и по форме, более близкого традиционным индийским понятиям об учительстве.
Об отдельных сияющих лицах и горящих глазах, -- и об их значении, -- я вспоминал, когда преподавал религию в последние два года в гимназиях, и когда меня ругали, что "слишком сложно"... Но глаза-то, глаза-то я видел этих ребят! А тут обмануться никак невозможно.
Кстати, С.С. Аверинцев читал иногда свои курсы, когда нас, слушателей, было всего два человека (Ваш покорный слуга и пожилая 80-летняя Элеонора Петровна Гомберг). Когда я приходил один, он официальную лекцию отменял и мы шли с ним беседовать в его кабинет.
Re: Браво от профана - duns37 - Nov. 27th, 2008 04:23 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - edgar_leitan - Nov. 28th, 2008 09:00 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - duns37 - Nov. 28th, 2008 09:14 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - duns37 - Nov. 28th, 2008 09:20 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - duns37 - Nov. 28th, 2008 09:34 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - edgar_leitan - Nov. 28th, 2008 09:54 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - duns37 - Nov. 28th, 2008 10:10 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - duns37 - Nov. 28th, 2008 10:13 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - edgar_leitan - Nov. 28th, 2008 10:25 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - duns37 - Nov. 28th, 2008 10:29 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - edgar_leitan - Nov. 28th, 2008 10:26 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - duns37 - Nov. 28th, 2008 10:32 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - edgar_leitan - Nov. 28th, 2008 10:32 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - duns37 - Nov. 28th, 2008 10:36 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - edgar_leitan - Nov. 28th, 2008 10:42 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - duns37 - Nov. 28th, 2008 10:47 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - edgar_leitan - Nov. 28th, 2008 10:54 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - edgar_leitan - Nov. 28th, 2008 10:36 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - duns37 - Nov. 28th, 2008 10:37 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - edgar_leitan - Nov. 28th, 2008 10:47 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - duns37 - Nov. 30th, 2008 05:40 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - edgar_leitan - Nov. 30th, 2008 11:11 pm (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - duns37 - Dec. 1st, 2008 12:26 am (UTC) - Expand
Re: Браво от профана - edgar_leitan - Dec. 1st, 2008 12:42 am (UTC) - Expand
man_inthestreet
Nov. 27th, 2008 07:58 am (UTC)
Повезло вашим студентам! А я вот хочу в Москве учить санскрит. Как вы считаете - с чего лучше начать? Подойдет ли учебник D. Killingley, о котором вы говорите?
edgar_leitan
Nov. 27th, 2008 01:27 pm (UTC)
Здравствуйте!
А откуда Вы хотите перебираться в Москву заниматься санскритом, если позволите полюбопытствовать и не сочтёте мой вопрос неделикатным? Может, Вам, чем ехать в Москву, более реально приехать к нам в Вену на учёбу? Это в нынешней Европе, пожалуй (пока что) лучшее место, где можно заниматься классической, философской индологией. Специалисты мирового уровня, и атмосфера на кафедре интимная и, в общем, очень дружественная.
Если у Вас имеется упомянутый учебник Killingley, то это неплохо, в том плане, что идёт по возрастанию сложности. Кроме того, в отличие от Бюлера, можно заниматься самому, без преподавателя (конечно, с преподавателем ВСЕГДА лучше!). Но если Вы можете заказать книжки из-за границы, то лучше, если позволите дать Вам совет, приобретите: Michael Coulson, Sanskrit-- An Introduction to the Classical Language (A Complete Course for Beginners), серия Teach Yourself Books, издавалась эта книжка много раз после 2000 в Великобритании, изд-во Hodder and Stoughton (стоит около 15 англ. фунтов), ISBN 0-340-56867-4. Прекрасное введение для начинающих!
Бюлер остаётся лучшим учебником, но одному (без ключа к упражнениям) заниматься по Бюлеру непросто. На немецком языке издавали ключ к учебнику Бюлера, а вот есть ли по-русски -- не уверен.
Есть другой учебник для начинающих, по которому несколько лет преподавали у нас в Вене: prof. Robert P. Goldman, Sally J. Sutherland Goldman: Devavanipraveshika -- An Introduction to the Sanskrit Language; University of California, Berkeley, издавался в 1999, 2002 г., ISBN 0-944613-40-3. Достоинство его в том, что прямо с самого начала вводит в индийскую грамматическую терминологию.
Недостаток учебника Dermot KIllingley в его недостаточной, на мой взгляд, систематичности в подаче грамматического материала. То есть, занимаясь по нему, Вам будет необходимо параллельно пользоваться какой-нибудь хорошей грамматикой, вроде Макса Мюллера, Кильхорна, Штенцлера, Рену (на французском), Витни, Майерхофера или хотя бы Мэкдонелла или Хонды (но последнее уж на самый крайний случай).
В любом случае, желаю удачи в этом благородном начинании. Если каким словом могу споспешествовать, всегда к Вашим услугам.
man_inthestreet
Nov. 27th, 2008 02:31 pm (UTC)
Спасибо огромное за такой подробный ответ! Я живу в Москве в настоящее время, поэтому здесь и собираюсь изучать язык. По поводу Вены - это конечно шикарно. Но я уже превысил общепринятый студенческий возраст - мне 27 и не заню немецкий. Не говоря уже о финансовой стороне вопроса. А рекомендацией по поводу учебников обязательно воспользуюсь
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 27th, 2008 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2008 11:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - man_inthestreet - Nov. 30th, 2008 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 30th, 2008 11:04 pm (UTC) - Expand
xenia_mikhailov
Nov. 27th, 2008 08:41 am (UTC)
Валяй, открывай семинар. Отличная идея :)
edgar_leitan
Nov. 27th, 2008 02:41 pm (UTC)
Уже работаю над этим и готовлю занятия. А поскольку это моё личное дело и вести я его буду помимо наших официальных занятий, и бесплатно, то никому из "официальных лиц" и дела до этого не может быть. И разрешения ни у кого из них спрашивать не должен и -- не буду.
xenia_mikhailov
Nov. 27th, 2008 03:22 pm (UTC)
Да я сразу поняла, в чем тут прелесть :)
А почему бесплатно?
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 27th, 2008 03:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sojusnik - Nov. 29th, 2008 12:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 29th, 2008 12:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - sojusnik - Nov. 29th, 2008 01:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 29th, 2008 05:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 27th, 2008 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Nov. 28th, 2008 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2008 10:50 pm (UTC) - Expand
clement
Nov. 27th, 2008 08:49 am (UTC)
Семинар - замечательная идея, главное, что есть заинтересованные студенты.
edgar_leitan
Nov. 27th, 2008 02:45 pm (UTC)
Да, студенты имеются. Очень заинтересованные молодые идеалисты, умницы и работоспособные, человека 2-3. Но особо рекламировать эту идею не хочу, так как хочется именно высокого уровня и возможности творчески "обкатывать" разные подходы, а также исходя из личного прогресса конкретных лиц. Короче говоря, читать свой собственный курс, не имея на этого (пока) формального права в университетском контексте и -- ничем при этом не рискуя. Что запретят или вызовут в финансовое ведомство (раз бесплатно...).
(no subject) - clement - Nov. 27th, 2008 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 27th, 2008 06:12 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
edgar_leitan
Nov. 28th, 2008 10:03 pm (UTC)
Почтенный Дайвамитра!
Большое Тебе спасибо. Эта книжка у меня имеется, в виде бумажной книги (всего-то около 30 евриков стоила). Есть она у нас и в свободной продаже, прямо рядом с кафедрой, в академкниге "Facultas". Я занимаюсь сам по ней, не досыпая ночами и не доедая тортиков и шоколадных конфект :)) Изумительная книженция, лучшая на сегодняшний день по данной теме. Всё остальное -- вообще, практически, "шакрт"...
( 64 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com