Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

О неких номинациях, или -- о Судьбе и Божественном Промысле

Многоуважаемые читатели моей странички!
Вопросы некоторых из Вас о том, чем же конкретно Ваш покорный слуга (servulus) занимается, и как возможна этакая странноватая комбинация тибетологии, индологии, христианского богословия и арабистики с исламоведением, да и прочего вдобавок, понуждает меня на некоторые более подробные объяснения.


Так просто на него не ответишь. Но можно попробовать подступиться... Думаю, что за сложностью дле меня самого этой темы за один раз не справлюсь, попробую разрабатывать тему отдельными блоками.
"Вот и прожили мы больше половины...": повторяя вслед за Бродским эту "мантру" middle-life crisis, оглядываешься на пройденное и пытаешься сначала любоваться извивами, а потом и дальше -- пробовать разгадать хитросплетения того, что в повседневности зовут судьбой. Любоваться -- в состоянии благодушия, разгадывать же -- будучи разрываемым "демоном сомнения" (кажется, именно так это звучит в некоторых джайнских рефлексиях по поводу буддийской теории познания), когда душевно-расслабленной уверенности в себе нет и в помине...
Вот что пишет, в частности, С.С.Аверинцев в своей энциклопедической статье (изданной в том же словаре София-Логос) на интересующую меня (нас?) тему: "...Судьба не только скрыта от человеческого ума (как многие каузальные связи), не только непознаваема (как и Провидение) -- она "слепа" и "темна" безотносительно к познающему субъекту, по самому своему бытию. Судьба не просто скрыта в некоей темноте, но сама есть темнота, не высветленная никаким смыслом,-- и притом именно в качестве несвободы. У Судьбы есть (в глазах верящего в неё) реальность, но нет никакой "истинности", а поэтому её можно практически угадывать методами гадания, ведовства, мантики, но её немыслимо познать, ибо в ней принципиально нечего познавать" (конец цитаты).
В размышлениях о соотношениях понятий, реалий или же чистых номинаций Судьбы (матушки "премудрыя Планиды", как у Клюева), свободы человеческой воли, неисследимом Промышлении Библейского Бога (буде мы в Него верим), предполагаемого железного детерминизма "кармических" взаимозависимостей, безжалостного Рока, окончательно сокрушающего "надломленную трость", или иных стихий, которые всё же возможно умилостивить: "и был вечер, и было утро..." Сначала надо попытаться разобраться с понятиями.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments