Забавный коллаж нашёлся на каком-то сайте, называющим себя "православным". Вместе изображены якобы похожие (великое сходство — синий цвет!) — индийский бог, (якобы) "Вишну", и внеземлянин из племени нави, что обитает на известной планете Пандора, открытой режиссёром Джеймсом Кэмероном.
Второй признак великого сходства — это якобы сама концепция "аватара", действительно имеющая в пураническом индуизме отношение к Вишну. Корни этого индуистского теологумена отчётливо прослеживаются ещё в Махабхарате.
Шутка только в том, что на картинке, которую автор статьи А. Добычин, даже внешне тщательно стилизующийся под Николая II и сеющий в сети различные православноподобные страшилки, приводит как иллюстрацию в доказательство духовной и нравственной пагубности кэмероновского блокбастера, изображён вовсе не Вишну, а даже наоборот — Шива. Что, вероятно, должно для знатока лишь усиливать атмосферу ужаса и двусмысленности!
Этот маленький эпизод, выуженный из интернетовского моря дизинформации с плеском сливных бачков, меня было позабавил, но и заставил задуматься — об удивительной схожести фундаменталистов различной масти, хоть зовущих себя "единственно истинными православными", хоть салафитами, или ещё как.
Отличительный их внешний признак — или колющее глаза невежество, или простое враньё — видимо, для достижения своих нехитрых целей, или же просто как природная данность. В кэмероновском "Аватаре" и то исхитрились углядеть антихриста... Признак психологический — маниакальная тревожность, граничащая с паранойей. Теологизирование своего душевнаго недуга: душная, тёмная апокалиптика, суицидальные мечтания о "последних временах" и желание, как я вычитал в форуме одного блога т. н. "непоминающих" (Сергея Кондакова), всенепременно жестоко пострадать за веру!
Проецированная вовне мания или даже одержимость преследованием даёт в результате обязательную же обуянность поиском внешних врагов: жидомасоны, язычники, самые различные табуизированные и ненавидимые "меньшинства"...
Другой внешний признак — кукольная, клоунская стилизация под старину, которая видится утерянным блаженным раем. Удивительное сходство длиннобородых, крашеных хной "под пророка Мухаммеда" салафитов (ваххабитов и прочих фундаменталов) — с российскими нынешними "боголюбцами", такими же бородатыми, с спазматически сжатыми бескровными губами, свидетельствующими о внутренней жёсткости.
Речь и тех, и других наполнена религиозными и иными клишированными фразами, будь то из Корана, из Библии или "из Отцов", а то и из советского агитпропа ("мировая закулиса"). Клише, жёстко структурируя речь, делают самостоятельное размышление почти невозможным. Зато они отлично выполняют первичную сигнальную функцию, на уровне инстинктов чётко маркируя "своих" и чужаков. Привычные клише служат пропуском на КПП в их причудливый мир картонных домиков и ватного снега, и здесь православный иннэнист едва ли чем отличается от католического интегриста или верующего в "светлое будущее" коммуниста советских времён.
Поскольку, вслед за православными Отцами, почерпнувшими это у греческих язЫков, своих учителей, во всяком христианском назидании принято разделять человека на три части — телесную, душевную и духовную, то скажем и о духовном естестве рекомых зилотов мысль некую: обычно у них явно отсутствует трогательно воспетое великим Сириянином "сердце милующее" — не токмо к демонам и иным богопротивникам, но и к обычным людям. К нам с вами. Воистину, страшно впасть в руки человека, мнящего себя попеременно то праведным, то "великим грешником": "Я хуже всех, я хуже всех, я хуже всех..." Они исповедуют свирепое благочестие.