?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Обращение



" Метафора движения и движение метафоры": такой зеркальной фразой описывает московский индолог И. П. Глушкова индийское паломничество в своей книге, изданной в 2000 г. Во время своего недавнего маленького паломничества к буддийской святыне в Бодх Гае, что в североиндийском штате Бихар, где, по преданию, бывший царевич из рода Шакьев почти 2,5 тысячелетия назад обрёл "несравненное пробуждение", став благословенным Буддой, я ощутил это коловращательное движение всем своим существом, попав в водоворот тоскующих по выходу из него.


Пилигримы в основном из региона Гималаев — тибетцы, непальцы и другие северные народы, но также и иные племена, собрались на многодневные молитвенные торжества (smon lam) тибето-буддийской традиции Ньингмапа.

Удивительный контраст с атмосферой индуистких храмов, исполненных, по меткому замечанию одного друга, бушевания "яростных энергий"! Здесь же всё совсем другое — спокойное, благожелательное. Несмотря на количество странников, поражает атмосфера сосредоточенности, с которой тибетцы исполняют свои ритуальные паломические обязанности.

Особо ревностные измеряют периметр вокруг священного Дерева своими телами. Мне их самоотдача напомнила некогда встречавшихся католических старушек в Литве, в Шилуве и особенно в Титувенай, где иные немощные, согбенные старицы поднимались к Богородице, на колениях трогательно переползая со ступеньки на ступеньку, бормоча при этом свои "пацежы". Картинка, над которой не преминают подхохотывать кафолины либеральной направленности, но которая неизменно согревает сердце...

Паломник паломнику — духовный родич, невзирая на религиозную традицию. В расползающемся подобно раковым метастазам мире, где имеет цену только прямолинейное движение к кормушке социального успеха, измеряемое ритуальным коммерческим восклицанием "wow!“, окружное движение босоногого странника, вновь и вновь опоясывающего "несбывшееся" своей святыни, есть анахронизм. Но этот же "ана-хронизм" позволяет выйти за пределы электронных часов своего века, не сделавшись вынужденным быть современником ни ему, ни самому себе. Отвратившись от себя и обратившись к тому центру, что гораздо больше периферии.

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com