?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пасхальный Агни



[Небольшой мною сделанный видео-ролик можно посмотреть ЗДЕСЬ.]

Южноавстрийская Каринтия, особенно долина Лавантталь, где расположено бенедиктинское аббатство Св. Апостола Павла, что находится в часе езды на поезде от от столицы этой федеральной земли Клагенфурта, представляет из себя местность, в силу консервативного склада своего населения крайне интересную для непредвзятого религиоведа и ещё едва ли изученную в этом отношении.


Не сказать, чтобы здешний народ отличался какой-либо особой набожностью или живым католическим благочестием, проистекающим из истовой религиозности, заставляющей вспоминать то ли католические Польшу с Литовй и Латгалией в советские времена, то ли слёзно-суровый лютеранский пиетизм 17 века, породивший словесное чудо Силезского Ангела (Angelus Silesius).

Культурная и экономическая глобализация, захватившая Европу, не могла не оставить здесь своих следов, и весьма ощутительных. Однако, в силу самого консервативного характера крестьянства и местных культурных особенностей, в этой долине сохранились некоторые примечательные религиозные обычаи, связанные, кроме всего прочего, с церковным годом и формально в нём укоренённые.

По сути же это локальные проявления т. н. народной, "низовой" религиозности, амбивалентной по своему происхождению и форме, и над которыми, кажется, не особенно властны ни глобальная нивелировка культурного многообразия, ни столетия церковной проповеди, которые здесь издревле велись монахами ордена св. Бенедикта Нурсийского, а немного дальше, в сторону городков Санкт Андрэ и Вольфсберга — священниками из Общества Иисуса (иезуитами).

Один из таких обычаев — освящение ещё ранним утром Страстной Субботы, то есть в заключение Великого Поста, "пасхального" огня. Слово это следует взять в кавычки, поскольку нормативная церковная литургия Страстной Седмицы, пиком которой является т. н. Triduum Paschale (досл. "пасхальное троедневие"), то есть наиболее священные для верующего католика дни Страстного Четверга, Великой Пятницы и Страстной Субботы, и заканчивающиеся Литургией Христова Воскресения со всенощным бдением, предполагает освящение пасхального огня как раз на литургии Воскресения.

В бенедиктинском аббатстве св. Павла к регулярным Мессам в базилике (почётное наименование особо выдающихся храмов, не обязательно римских), добавляется также возможность для желающих участвовать в монашеской Литургии Часов (Liturgia horarum). Весь этот в литургическом, нормативно-церковном смысле безупречный богослужебный цикл является нормообразующим лишь для небольшой части наиболее активных прихожан или эпизодических гостей монастыря. Как и следует ожидать, молодёжь среди первых составляет далеко не большинство, исключая группу специально обученных ребят-"министрантов" обоего пола, регулярно прислуживающих на воскресных и праздничных богослужениях.

При этом следует заметить, что местные бенедиктинцы содержат неплохую частную католическую гимназию на полтысячи учеников, успешно конкурирующую с государственными школами округи. Основы религии там преподаются в обязательном порядке. Однако и мой личный опыт преподавания религии в гимназиях, и знание ситуации подсказывают, что на регулярной посещаемости храмов ("практике") и на личной религиозной вере это едва ли сильно отражается. То есть конфессионально окрашенное преподавание основ религиозной веры, по вполне понятным причинам в австрийских частных католических гимназиях обязательное, вряд ли сделаeт из крещёного практического атеиста — верующего, а из человека, природно склонного к религиозности — нигилиста.

Любая "обязаловка" или "принудиловка" лишь научат человека приспособленчеству в самом низменном смысле: в СССР мы это неплохо проходили на опыте, однако история, даже самая недавняя, похоже, ничему и никого не научает. Замечательным было бы, на мой взгляд, преподавание НЕ "основ веры" ("Закона Божия" по-старинному), пусть даже и замаскированное под "Основы православной культуры" (ну или вроде того), а некоего действительно культурологического предмета, объясняющего такие сложные явления, как как религия или религии. Однако pardon, мы несколько отвлеклись...

Так вот, если говорить о действительной религиозности населения и в особенности молодёжи: в период пасхального "Троедневия" чуть больше молодых ребят наблюдается на Страстную Пятницу, около 3- часов пополудни, когда в различных часовнях, расположенных то в лесу, то повыше в горах, проводится традиционное богослужение Крестного Пути — в память о распятии и смерти Христа. Кажется, будто само месторасположение часовенок, церквиц и поклонных крестов в живописном альпийском окружении как бы само приглашает человека отложить каждодневную суету, коей и так всегда будет предостаточно, и совершить это маленькое паломничество. Хотя на сей раз повод для него, если вспомнить события христианской "Священной Истории" и период церковного года — печален и назидателен. Однако здесь молодёжь обычно появляется в составе семьи, и подростки нередко кучкуются в сторонке. Правда, основные молитвы произносит вслед за группой.

Иная картинка наблюдается рано утром в Страстную Субботу. Около семи утра площадка перед входом в монастырь бывает заполнена волнующимся местным людом, среди которых значительное число составляют подростки и молодые мужчины, — картина, едва ли представимая в храме, пусть даже и в воскресный день, — публика, не особенно отличающаяся религиозностью.

Публика эта собралась вокруг весело полыхающего костра, на освящение огня... Человек внимательный, по опыту знакомый с католическим церковным укладом, тут же попытается возразить: как же, ведь освящение пасхального огня, как и крещальной воды, происходит в Пасхальную ночь, то есть ещё где-то почти через сутки! Ведь некогда данный литургический цикл, остатки которого мы ныблюдаем в нынешних обрядах, воспринимая их отдельно, был неразрывно связан с главным христианским таинством, "инициацией" — крещением взрослых оглашённых, которые по крайней мере год усиленно готовились к тому, чтобы стать христианами.

Однако в нашем конкретном случае огонь освящается уже в утро Страстной Субботы, причём после завершения освятительных молитв священником благоговейно стоящая вокруг молодёжь тут же нетерпеливо броисается к костру с заранее заготовленными, насаженными на длинные металлические штыри сухими трутовиками (в основном это самая распространённая дереворазрушающая губка, "настоящий трутовик" — Fomes fomentarius), погружая их в огненную стихию. После этой операции тлеющие и отчаянно дымящие трутовики вынимаются и на штырях же разносятся или развозятся по домам. Иные из присутствующие собирают лопаточкой в пустые жестянки тлеющие уголья, которые также уносят со собой. Молодые ребята с особым азартом вертят в воздухе этими импровизированными кадилами, не давая огню уснуть.

Насколько я слышал, такого обыкновения нет больше нигде в традиционно всё ещё католической Австрии. С точки зрения нормативной Литургии с её формальной укоренённостью в библейской текстовой ткани вместе с их глубинными смыслами, подобному освящению "предпасхального" огня, по сути своей предваряющему празднование Христова Воскресения, в церковной общине, живущей осмысленной литургической жизнью, вроде бы не место. И действительно, обычное священие пасхального огня свершается, как то и положено, во время Литургии Воскресения (Resurrectio Domini).

От подобного рода местной причудливой аберрации можно было бы просто досадливо отмахнуться, посчитав его, как то действительно делает большинство "просвещённых верующих" — попросту "языческим пережитком", или же просто списать на милый сердцу каринтийских пейзан местный фольклор. Однако более внимательный и беспристрастный взгляд религиоведческого анализа вскрывает корни этого явления.

Оказывается, что некогда, — то ли в эпоху барокко (17−18 вв.), то ли ещё раньше, — празднование Воскресения Христова в этих краях церковные общины проводили уже в субботнее утро. Причины такой практики не указываются, но можно предположить, что дело в "икономии", то есть в соображениях пастырской целесообразности местного клира. Ну а потом праздновать стали, как то и положено, в ночь с субботы на воскресенье. Однако огненный ритуал здешнему люду, по-видимому, так полюбился, что его оставили — исполненный языческого молодёжного веселия красочный обряд. А иначе, как в разговоре со мной по схожему поводу замечал один добрый приятель, "народ взбунтуется"!

Как мне объяснило местное бенедиктинское духовенство, если лишить людей этой утехи, будучи подвигаемым суровым зилотским рвением не по разуму, местные жители вообще перестанут ходить в храм. Так-то вот! Не знаю, так ли это в действительности, но и до наших дней в Санкт Пауле, принадлежащем к муниципальной общине Вольфсберга, сохранился этот ритуал, который язык едва поворачивается назвать церковным обрядом — исполненный треска искр, едучего дыма и рвущейся из груди радости. Краткие благословения, произносимые над костром священником, словно лишь формально от лица Церкви легитимируют живую "языческую" древнюю магию Огня, частицы "субстанции" которого бережно разносятся по домам, внося в них ощутительный сакрум (священность) пылающего очага.

Вряд ли можно объяснить трутовики с глубинно-психологической или религиоведческой точек зрения. Соображения были здесь, вероятно, сугубо рациональными — пористые древесные губки долго тлеют! Однако, что примечательно — в приходских объявлениях данное событие называется "освящением огня и трутовиков" (Feuer- und Schwammerlnsegnung). Как и для всякого религиозного ритуала, здесь важны не столько исконные богословские идеи, сколько обычай с его очевидностью.

"Так было всегда", — то и дело можно услышать от людей, неискушённых излишними знаниями, относительно церковной литургии, например. И вот в виде вторичных новообразований (иногда злокачественных) расцветает всякая причудливая "символология", различные "аллегорические", а то и "мистические" толкования. Увы, эти последние в подобном контексте порою выявляют глубинную этимологическую связь слова "мистика" — с "мистификацией"...

Завершая эту небольшую религиозно-энтографическую зарисовку, хочется поспорить с известным раннехристианским карфагенским богословом Квинтом Септимием Тертуллианом (+ 3 в. от Р. Х.), который считается отцом церковной латыни. И не одно лишь озорство тому причиной.

Этот великий катехизатор и апологет утверждал, что человеческая душа — "природная христианка" (anima humana naturaliter christiana). Мне же думается, что совсем даже наоборот: душа — она ещё какая "природная язычница", которая лишь иногда, редким нахрапом, через силу, чрез "немогу", крайне нехотя допускает в себя Христову Благую Весть об абсолютной свободе нарицаемых Сынами Божьими...

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
hallodri
May. 11th, 2011 09:32 am (UTC)
Интересное наблюдение! Я в Кэрнтене тоже заметила жуткую их традиционность, нигде не видишь столько трахтов и дриндл, как там. И никому другому из моих друзей из разных бундесланд, кроме жителей Кэрнтена, не пришло в голову подарить мне их национальный костюмчик - кожаные шорты, красная рубашка с золотыми львами и такая же сумочка к ней. (И в таком виде я показывала там местные красоты одному знакомого ребе из Иерусалима!)
Но у меня устойчивое ощущение, что это даже и не язычество, в котором присутствует тоже вера, но в другое, мне кажется, у этих людей совершенная пустота в душе, и это лишь традиционный способ поведения для человека, традиционная игра и убиение времени - это в своей массе абсолютно примитивные деревенские люди, чем им себя занять? У них же нет рефлексии ни иалейшей, спросите, в чем смысл - они его не знают. И все австрийское католичество - это хороший маркетинг времяпрепровождения и дарения подарков, китчевое убранство жизни. Сегодня у нас на столе салфеточки со звездочками и оленями, а завтра с зайками и цыплятами, сегодня мы дарим поросят и трубочистов, а завтра гнезда с яичками. Легкое украшение рутины будней. На мой взгляд.

(А где это аббатство находится? рядом с каким-то городом или местечком?)
edgar_leitan
May. 12th, 2011 06:44 am (UTC)
Зря Вы так обобщаете! Во-первых, в "язычестве" тоже вовсе необязательна "вера" в библейском или кораническом понимании. А потом -- Вы уверены, что в России деревенские мужики и бабы так-таки сидят и философски или религиозно рефлексируют, усиленно и неотвязно, являя миру метафизические глубины своей загадочной русской души? Думаю, что деревенские люди везде примерно одинаковы...
Потом, что же плохого в этих вышитых салфеточках и "украшениях будней? В деревне дни действительно монотонны и тоскливы. Кстати, в Индии, к примеру, наверняка ещё тоскливее, нежели в центральной Европе.
Про "пустоту в душе" не стоит говорить -- нам не дано в чужие души заглянуть, разве что мы кого сильно полюбим. А если это случится, то мы увидим, что в любой душе может быть и боль, и страхи, и неуверенность, и иные слабости, делающие человека человеком, и потому трогательным в своей беззащитности существом... Я встречал в Австрии совсем других людей, нежели тех, которых Вы так легко записали в бездушные примитивы...
hallodri
May. 12th, 2011 08:24 am (UTC)
Эдгар, вы как-то за меня много додумали, но не совсем в том направлении. Я вообще не сравнивала с русскими мужками и бабами и русской идеей и не думала об этом. И я предельно далека от со- или противопоставления. Если уж сранивать,там такая же пустота, я полагаю. Но сравнивать и не берусь, в русской деревне я вообще никогда в жизни не была, в отличие от австрийской, где иногда бываю.

Люди разные и как раз в Австрии, где дереню порой от города не отличишь, можно и Иммануила Канта встретить на грядке, так что к стопроцентному утверждению в пустоте я и не стремлюсь, но большинство - в религиозном смысле - не имеют ничего за душой, это ритуал-традиция-обычай-привычка. Хотя есть очень верующие люди, знаю одну монахиню, сестру Фабиолу, потрясащая женщина!

И, наконец, салфеточки (я бумажные имела в виду, кстати), яички, гротики, фигурки, свечки и прочая мишура, - мне лично очень нравится. Для меня китч - вообще слово с положительным ореолом, а не отрицательным, та самая пресловутая гемютлихькайт, которой так не хватает - вот сейчас хочется сравнить - русскому менталитету. Русские (в асбтрактном смысле слова) ее не ищут, а австрийцы поискали и нашли и живут гемютно. И это очень-очень сказывается на уровне жизни.
edgar_leitan
May. 12th, 2011 04:46 pm (UTC)
А, ну вот и славно и замечательно :))
Я так резковато среагировал, поскольку нередко приходилось сталкиваться с похожими утверждениями приезжих из России по поводу "всех" местных жителей (австрийцев, немцев...). Мне же здесь всюду попадались славные люди, очень мне помогавшие, с которыми до сих пор дружу. И нисколько не "пустые". Люди здесь, если они крестьяне, просто гораздо более "bodenständig", нежели в России, и оттого кажутся более практичными и иногда несколько приземлёнными. Оно и понятно -- здесь никто крестьянство систематически не уничтожал, как в эсэсэре. А то, что здесь за разногласия в религиозной вере вряд ли вцепятся в глотку или вжарят канделябром между глаз -- так это только в плюс, мне кажется ;)
hallodri
May. 12th, 2011 08:42 pm (UTC)
Так я не из России, я здесь живу и довольно давно, и с австрийцем, и, кажется, мне у меня сравнительно полноценный взгляд сложился, понятно, что наверное отрносительно объективный, но где она объективность и истина в последней инстанции. А "крестьяне" здесь, наверное, как деревни, совсем другие, чем в России (я правда русских не видела, но складывается такое впечатление).
Насчет канделябра вот я не очень уверена. Люди не очень меняются, история нам памятна, и кто занет, как она повернется. Это и есть феномен: не то, что мы в это глубоко верим, но мы это защищаем, потому что это наше.
Не знаю.
edgar_leitan
May. 13th, 2011 09:56 am (UTC)
#Люди не очень меняются#
Думаю, что трагические события 2-й Мировой переломили хребет европейским народам. Теперь они только и способны, чтоб благодушно кормить толпы мусульманских и африканских нахлебников и ненавистников, которые её (Европу, какой мы её знаем -- хорошую ли, или так себе) и убьют в конце концов.
edgar_leitan
May. 12th, 2011 04:49 pm (UTC)
P. S. где это аббатство находится? рядом с каким-то город
Это местечко Sankt Paul in Lavanttal, Bezirk Wolfsberg (городок побольше): 1 час езды от гор. Klagenfurt в сторону Вольфсберга местным поездом (mit Regionalzug).
hallodri
May. 12th, 2011 08:45 pm (UTC)
Re: P. S. где это аббатство находится? рядом с каким-то гор
А спасибо, я там и была vorbei несколько раз, надо будет заглянуть в аббатство. Вы так поезда любите? Я вот терпеть не могу, если больше фиртель штунде, за рулем как-то приятнее.
Там кстати недалеко, если не ошибаюсь, есть интересный памятничек одному еврейскому сюжету, по мотивам, так сказать, легенды. Знаете, да?
edgar_leitan
May. 13th, 2011 09:52 am (UTC)
Re: P. S. где это аббатство находится? рядом с каким-то гор
В австрийских поездах я не люблю только их цены :) А вот с машинами непросто: во-первых, их у меня нет, водить не умею, и меня в них быстро укачивает.
Про еврейский памятник ничего не знаю. Вот в университетском кампусае в Вене "отреставрировали" старинное здание маленькой синагоги, что близ Narrenturm -- не приведи Господь, как изуродовали. Хорошо, что Аверинцев не дожил до этого безобразия: это зданьице было видно из окон его кабинета на кафедре славистики.
hallodri
May. 18th, 2011 11:53 am (UTC)
а я и не видела, надо будет посмотреть, спасибо.

про еврейскую тему в Кэрнтене я дам не сколько ссылок, чтобы тут роман не писать :)
здесь легенда, хотя местные жители неспоредственно там рассказывают немного другой вариант
http://www.sagen.at/texte/sagen/oesterreich/kaernten/Graber/wolfsberg.html

есть там такой (дежурный) памятничек жертвам:
http://david.juden.at/kulturzeitschrift/44-49/Main%20frame_Artikel49_Gedenken.htm

а вот здесь фото и ссылка номер два - это иллюстрация к историям из саги про хостию:
http://www.lovntol.at/sehenswertes/historischer-pfad-wolfsberg.htm
edgar_leitan
May. 19th, 2011 07:02 pm (UTC)
Ну так евреи про христиан тоже "всю дорогу" свои дежурные гадости рассказывали. Раньше с этим не особенно церемонились. И что это доказывает? Какие христиане, pardon, сволочи?
Вы же понимаете, что я по вполне понятным причинам не могу на эту тему поддакивать и улыбаться. Taк, мол, этим кафолинам, и надо... История тут полна взаимных Ressentiments, и, думается, не без серьёзных оснований, причём с обеих сторон...
hallodri
May. 19th, 2011 09:31 pm (UTC)
Долго я думала, что за кафолины такие, и по каким понятным причинам не можете поддакивать (чего и не требовалось), но потом поняла (наверное).

Гадости все про всех рассказывали и делали, и это не говоря о внутрихристианских, равно как и внутрииудейских распрях ...

А доказывать ничего не доказывает, я просто вам хотела про это рассказать, если вы не знали, потому что это часть истории этого самого Кэрнтена, только и всего :) кстати там как раз эту же историю рассказывают иначе с положительной концовкой. Для меня это очень странная материализация всех этих легенд, сам факт того, что можно этому факту памятник ставить, мне лично странен и тем самым интересен.


edgar_leitan
May. 19th, 2011 11:02 pm (UTC)
Tschuldigung...
Ну простите -- я, видимо, не понял Вашей "интенции" (как когда-то говаривалось в схоластическопм католичестве).

Про Kärnten действительно не знал, но сами подобные истории типичны не только для различных областей Австрии, но и вообще для барочной Европы -- Прибалтики, например. Близ Иннсбрука даже до сего дня существует почитаемое тамошним людом место убиения отрока Аnderl von Rinn, якобы совершённое евреями в ритуальных целях. Епископ официально запретил его культ, но люди всё равно по привычке почитают...
А в Индии (кажется, в Лакхнау?) индусы почитают гробницу мусульманских воителей за веру, которые в своё время вырезали этих индусов толпами. Такие вот "финты" религиозных культов...

"Кафолин" -- это инвектива одного небезызвестного профессора Выбегалло в адрес своего коллеги, мага Кристобаля Хунты, из "Понедельник начинается в субботу" Стругацких ;))
hallodri
May. 18th, 2011 11:56 am (UTC)
а насчет укачивания - надо хорошего водителя выбирать, это самый главный фактор :)
edgar_leitan
May. 19th, 2011 11:02 pm (UTC)
Водители мне попадались всё больше лихачащие...
piotr_sakharov
May. 14th, 2011 02:20 pm (UTC)
(простите, предыдущий коммент уплыл недописанным, а потому я его стер)

Большое спасибо, очень интересно!

Единственное уточнение. Вы пишете:

Оказывается, что некогда, — то ли в эпоху барокко (17−18 вв.), то ли ещё раньше, — празднование Воскресения Христова в этих краях церковные общины проводили уже в субботнее утро. Причины такой практики не указываются, но можно предположить, что дело в "икономии", то есть в соображениях пастырской целесообразности местного клира. Ну а потом праздновать стали, как то и положено, в ночь с субботы на воскресенье.

- Всё верно, только не в этих краях, а на всём католическом Западе; и не только в эпоху барокко, но и вплоть до 1950-х гг. В Раннее Средневековье служба Навечерия Пасхи по причине утверждения евхаристического поста начала постепенно сползать с вечера на ранние послеполуденные часы, а затем и на утро субботы. Веку к 14-му она уже служилась ранним утром, и никак не ассоциировалась у верующих с наступлением Пасхи, каковым стало считаться утро следующего дня. Примечательно, что дошло до абсурда: на время Провозглашения Пасхи (Exsultet) диакон переоблачался из фиолетового в белое, а затем снова надевал фиолетовое облачение - пост продолжался. Первыми попробовали вернуть эту службу на свое изначальное место преподаватели теологии Фурвьерского университета в Лионе в 1930-х гг. Понравилось. Некоторые французские епископы подхватили эту инициативу, а затем и Папа Пий XII в 1950 г. предложил ad experimentum служить так в масштабах всей Латинской Церкви и, наконец, в 1955 г., обнародовав новое чинопоследование Страстной седмицы, ввел службу Навечерия Пасхи в ее более или менее нынешнем виде с вечерним или ночным ее празднованием в качестве обязательной.
edgar_leitan
May. 15th, 2011 10:45 am (UTC)
Большое спасибо!! А то я эти нюансы из истории Литургии уже порядком подзабыл, а уточнять для очерка не было времени.
piotr_sakharov
May. 15th, 2011 09:14 pm (UTC)
Пользуюсь случаем еще раз поблагодарить Вас за приятно проведенный вечер в Вене.

Если Вам нетрудно, не могли бы Вы скинуть мне в личку Ваш е-мейл?
edgar_leitan
May. 16th, 2011 06:36 pm (UTC)
Взаимно -- благодарю!
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com