?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Об Истине и её поисках



Игра судьбы. Игра добра и зла.
Игра ума. Игра воображенья.
"Друг друга отражают зеркала,
Взаимно искажая отраженья..."
[Геогрий Иванов]

Чем отличается духовный человек от недуховного, плотского? Правильно — духовный ищет Истину, жить не может без неё, а также на дух не переносит и презирает людей, в Истине, на его взгляд, "не заинтересованных".


Презирать тех, кто отличается по ладу своего мышления, и чьё мирочувствие невозможно с ходу раскусить и чётко для себя обозначить — вполне в стиле российской интеллигентской традиции. Об этом вспоминаю постоянно, и заново же в этом убеждаюсь, сталкиваясь с очередными дискуссиями на эти темы.

Пафос таких людей — убеждённость в нумерической единственности Истины, которая всегда — непременно с заглавной литеры пишется и даже произносится. В интонации так и слышиться торжественная дрожь, возрастает уверенность в значении собственной личности. Человеку невыносима сама мысль о том, что "Истина" подобна слизню, выскользающему не только из потной ладони, алчущей завладеть, но и от прямого, донага раздевающего бесстыдного взгляда "богостроителя".

Обмануть их несложно, — надо только поддержать то, что в традиции знаменитого Общества Иисуса (иезуитов) именуется "духовной беседой": строго институционализованная диалогическая игра, где участники услаждаются разговорами на "духовные темы". Однако как же я устал от этих игр...

"Богостроители" не выносят нюанса виноватой оговорки: "Всё, конечно, так — нo возможно, всё ровно наоборот"; вообще, любой неуверенности. Установка одна — на однозначность "позиции". Однако если моноидеизм интеллектуальных интровертов просто зануден, то кривозазеркальное их отражение — экстравертированные революционеры, борцы за "идею": опасны и отвратительны. Любя всё человечество, они не преминут отправить в расход конкретных людишек, не отвечающих их идеалам.

Именно таких "идейных" людей имел в виду Пятигорский, когда писал по несколько другому поводу о В. В. Розанове (в очерке "Племянник своего дяди"):

"Розанов через своё собственное мышление увидел текучесть мысли и перенёс её на объективность духа... А читателю было упорно неясно, что же он, в самом деле, думает, одно или другое? Розанов же ему, читателю, своё мышление, как оно есть и передаёт, а не последствия этого мышления, не определения, не объективации. Отсюда непопадание в цель при всех попытках определить Розанова как... анархиста, монархиста, антисемита, иудаиста... Его современники были прежде всего людьми идей и принципов. Оттого непрерывные личные, эмоциональные несогласия…

Розанов не терпел интеллектуальной эмоциональности, предпочитая ей даже полную холодность... Возможно, что девятисотые годы произвели кристаллизацию этого... типа, к которому относились столь разные по дарованию и направлению люди, как Брюсов, Мережковский, Белый, Блок, Флоренский. Иногда, читая высказывания о них Розанова, думаешь, что было в этих людях... нечто, что отгораживало Розанова от них, как от реальных людей. Я думаю, что Розанов невероятно остро ощущал "экранизирующее" действие идей и идейных людей, чувствовал, как идеи закрывают жизнь от него и его самого от жизни."

Наверное, именно поэтому я бы не мог быть "профессиональным богословом", хотя закончил в своё время богословский факультет университета. Боюсь я всей этой напыщенной риторики, литературщины, ауробиндовщины и хайдеггерианства с гегельянствoм, уверенно знающих, где намазано масло у бутерброда. Уж больно парткомом отдаёт. Останусь лучше при своих восточных текстах…

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
zhur_nal
May. 14th, 2011 04:17 am (UTC)
Новый термин Вам для размышления, Ятеизм.
Для термина создал сайт с описанием. Пока - интуитивно. Философия новая, похожа в чем-то на индуистскую адвайту, но базируется на непопулярных у "свечных" попов откровениях Христа. Не церковь, не религия, скорее приглашение к обсуждению. http://yateism.ru
edgar_leitan
May. 14th, 2011 10:59 am (UTC)
Тогда уж что-нибудь одно -- или "эготеизм", или "ябОжество" (ср. "убожество"). Иначе получается синкретизм русского с церковнославянским в одном коротеньком слове -- не стильно.
Вы там не переусердствуйте с буквализмом, не то иной эготеист/ябожник начён вспарывать у своих ближних животы, разыскивая это искомое "Царство Божие", которое "буквально внутри" :)
jacopone_da
May. 14th, 2011 05:06 am (UTC)
А чем там запачкана стена на фотографии слева? Кровь?:)
threeeyedfish
May. 14th, 2011 09:57 am (UTC)
слишком ярко для крови вроде
(no subject) - edgar_leitan - May. 14th, 2011 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - jacopone_da - May. 14th, 2011 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 14th, 2011 11:11 am (UTC) - Expand
sadovnica
May. 14th, 2011 05:24 am (UTC)
Эх, хочется какой-нибудь озорной перевёртыш в ответ сочигить, но воздержусь :)
Да ведь это так естественно: хочется, чтобы была одна истина, и чтобы можно было точно знать, в чем она состоит... И подготовиться, и избежать, ага.
edgar_leitan
May. 14th, 2011 11:01 am (UTC)
Некоторые не избежать хотят, а завладеть и оприходовать, заперев под замок...
(no subject) - sadovnica - May. 14th, 2011 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 14th, 2011 11:09 am (UTC) - Expand
irescha
May. 14th, 2011 07:36 am (UTC)
***"Друг друга отражают зеркала,
Взаимно искажая отраженья..."***

Спасибо,Эдгар!
Вы ответили на мои вопросы...
edgar_leitan
May. 14th, 2011 11:00 am (UTC)
Я где-то и имел это в виду :)
galenel
May. 14th, 2011 08:50 am (UTC)
"Чем отличается духовный человек от недуховного, плотского? Правильно — духовный ищет Истину, жить не может без неё, а также на дух не переносит и презирает людей."

Мне кажется, что духовность и непереносимость с презрением взаимно друг друга исключают. Посылка какая-то странная... Если они недуховны, то чего о них писать :-)
galenel
May. 14th, 2011 10:48 am (UTC)
Немного разверну мысль: нетерпимостью страдают любые неофиты от религии. До духовности они еще просто не доросли, хотя у них есть шансы.
И неважно, русские это, немцы или эфиопы, равно как неважна их религия. Это лишь определенная стадия развития в одной из многих жизней :-))
(no subject) - edgar_leitan - May. 14th, 2011 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - galenel - May. 14th, 2011 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 15th, 2011 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 14th, 2011 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - galenel - May. 14th, 2011 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 15th, 2011 11:12 am (UTC) - Expand
P. S. - edgar_leitan - May. 14th, 2011 11:05 am (UTC) - Expand
Re: P. S. - galenel - May. 14th, 2011 12:52 pm (UTC) - Expand
threeeyedfish
May. 14th, 2011 09:57 am (UTC)
спасибо большое, как всегда очень интересно читать.
edgar_leitan
May. 14th, 2011 11:08 am (UTC)
Благодарю!
(Deleted comment)
triglochin
May. 16th, 2011 09:10 am (UTC)
как-то подумала, что "идейных" людей боюсь потому, что они всегда чего-то от меня хотят :)
***

при том, что с написанным согласна, все-таки - черно-белый немного образ получился.. вот, пожалуй, с чем не могу согласиться: убеждение, самоотдача, в т.ч. в духовной жизни, не обязана приводить к властности и нетерпимости. Это, наверно, немногим удавалось, но почему-то, думая о таких людях, как о. Александр Мень (тут нескольких можно назвать), не могу не спросить - при стремлении и поиске истины, где же нетерпимость (конкретный человек, конечно, может что-то конкретное или кого-то конкретно "нетерпеть", но это не обязательно "установка").

мне кажется, не хватает еще какого-то критерия. Скажем, помимо убеждение в истине как таковой, есть стремление (или, соотв., НЕ стремление) к подчинению, подавлению, самоутверждению (власти?). Это, как говорят, "дико трудно" и часто путается с "релятивизмом" и недостатком убежденности.

Иначе получается, что любой искренне убежденный человек - чудовище какое-то...
(тут же себе возражу - да, часто в жизни, в меру "убежденности" (или, извините, упертости), и становимся чем-то вроде, в миниатюре :)

или мне так кажется, в силу собственной бесхребетности и восхищения людьми, знающими "как правильно", особенно если у них есть сила воли так и поступать :(
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - May. 19th, 2011 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 19th, 2011 07:28 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
edgar_leitan
May. 21st, 2011 11:55 am (UTC)
Всё это так. Но где и как верифицировать "знание означаемого" в тексте? Как убедиться, что я не обманываю сам себя? Что не нахожусь во власти "прелести духовной" (если можно употребить известную аскетическую формулу из восточного христианства)? Никак иначе, чем через тексты же, или/(и) внетекстовую традицию в лице учителя. Что предполагает, опять же, веру в эту традицию, доверие к ней. Которая, в свою очередь, конструирует тексты, и ими же конструируется. Так что всё это "знание" -- будет знанием для себя и для "своих". Верующий во Христа врядли силой агрументации убедит атеиста в том, что его "Бог Живый" реальнее этого мира; тантрийский буддийский практик вряд ли убедит христианина в том, что его практики, основанные на традиционных учениях, имеют своё значение. Тантрик-индус будет спорить с буддистом. И так далее. Проблема (для наблюдающего ситуацию с метапозиции, со стороны) в том, что каждый из этих людей "знает" -- абсолютно достоверно и наверняка, и его уверенность в своей правоте предполагает фальсификацию альтернативного, "не его" знания.
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - May. 23rd, 2011 10:12 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - May. 25th, 2011 09:01 pm (UTC) - Expand
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com