?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Один читатель спрашивал меня в приватном письме: "Bозможно ли объединить духовный поиск, чистые туалеты и материальные ценности?" Речь шла о постоянных упрёках в адрес Индии — грязно, дескать... Подумав, что тема эта неисчерпаема, как и сама Индия или тема т. н. "духовных поисков", всё-таки решусь изложить несколько мыслей, пришедших на досуге за перечитыванием дневников Н. Л. Труберг. Однако это не об Индии, а даже совсем наоборот — об одном католическом литовском монахе-францисканце, о. Станисловасе Добровольскисе OFM Cap (+2005).


Когда-то много лет назад, когда я жил в Литве, то мне довелось посетить и этого легендарного патера, вместе с небольшой компанией иезуитов. А ещё несколько лет до того, обитая в Риге в духовной семинарии и будучи поражён вирусом духовного романтизма, я всё непременно хотел съездить к этому знаменитому католическому "старцу", влекомый рассказами о его святости.

Впрочем, я тогда был склонен полагать, что любой католический монах (в противоположность епархиальному священнику) — готовый кандидат на беатификацию (причисление к лику блаженных), особенно монах, побывавший в советских тюрьмах и лагерях. Тогда съездить не пришлось — запретило семинарское начальство, а батюшка (о. В. П.), непосредственно принимавший решение, как мне рассказали, на слова о том, что я горько из-за этого запрета страдаю, нравоучительно (тогда мне показалось, что с некоторым злорадством: думаю, что я был совсем неправ) присовокупил, что "страдание очищает"!

С патером Станиславом, жившим в местечке Пабяржай, пришлось пообщаться недолго: он показал свои литовские кресты-"солнышки", свою "клябонию" (церковный дом), книжные шкафы... Наверное, здесь уместно дать слово ныне, увы, покойной Наталье Леонидовне Трауберг (с которой мне довелось встретиться тоже, к сожалению, только один раз, мимоходом в храме св. Екатерины, что в Питере на Невском, как с отцом С. Добровольскисом — в Литве, проездом из Каунаса в Жемайтию):

„Он, как и полагается правильному западному христианину, не верил в обилие чудес. Не то, чтобы категорически отрицал такую возможность, но считал, что нужно всё тщательно проверить. И мне это очень понравилось...

Он в народном сознании считался носителем чистейшей францисканской — бескорыстной и бессребренической — духовности... Францисканец живёт подаянием. Но промыслительно деньги всегда посылаются, тем или иным способом. Нужно только полагаться на Бога. Средства у патера были, и он их с немыслимой щедростью раздавал...

— А из России к нему люди тоже приезжали?
— К сожалению, массами. Примерно к концу 1960-х они повалили...

...Это были люди недавно пришедшие в Церковь. Пришедшие из, скажем так, фронды, что ещё туда-сюда. Или, что куда опаснее, из тяги к любому "запредельному". Всё это было перемешано с диким коллективизмом пресловутых "шестидесятых годов", когда такой, знаете ли, комсомольский задор был невероятно силён. И вот они целыми агитбригадами к отцу Станисловасу ездили.

Всезнающие, праведные, самоуверенные, они ужасно его мучили. Не давали ни жить, ни работать. Разговоры до утра, бесконечный чай-кофе... В общем, обычный столичный интеллигентский маразм...

Я только скажу, не удержусь, что после себя искатели истины с московских кухонь оставляли ужасный беспорядок, который патер именовал "хтоническим хаосом". Он был человек необыкновенно аккуратный и потом часами убирал за "продвинутыми" визитёрами. В отчаянии Добровольскис повторял: "Научи ребёнка туфельки ставить ровно! Пусть он молитв не знает, но пусть туфельки ставит ровно!" Это у нас как притча стало, про туфельки.

— А в 1970-е к нему, наверное, эзотерики зачастили? Мистические постмодернисты, читатели Кастанеды и слушатели Гребенщикова.

— Ох, ездили. Причём все они считали себя пребывающими "в духе" и беспрерывно бедного смиренного францисканца учили. Однажды мы с отцом Евгением Гейнрихсом появились сразу следом за таким десантом. Патер сидел за кухонным столом и, подняв на нас полные тоски глаза, простонал: "Проклятая Будда, проклятая Кришна..." Он был очень искренний и откровенный человек. (…Замечу, что он умилялся дружбе Мёртона с Судзуки. Объяснять или не надо, что противоречия здесь нет?)

...Все диссиденты литовские у него бывали и пытались во что-то вовлечь, и очень осуждали за то, что он "дистанцируется".
Я не знаю, что он советовал другим, но мне он прямо говорил: держись от всего этого подальше, от борьбы, от идеологий и прочего. Наша борьба — это молиться, жить иначе, стараться не быть советскими людьми в каких-то корневых основаниях бытия, а не на поверхности.

...Он был невероятно трезвым человеком. НИкогда не заблуждался ни на чей счёт. Я помню, как приехал кто-то из Москвы и начал очень наивно восхищаться: "Ах, Литва! Ах, духовность! Ах, католичество!" Патер слушал-слушал, а потом проворчал: "Католичество, католичество... Где вы видели католичество? Национализмус и язычество".

Иногда патер приезжал в Вильнюс и встречался, так сказать, с обращающимися. Он с ними много гулял и всегда заходил в кафе. Это была проверка. Сидят они за столиком, пют, допустим, кофе. И отец Станисловас всегда складывал блюдечки, тарелки, чашки-ложки так, чтобы женщине с тележкой было удобней их убрать. Неофит, горячо делившийся своими высокодуховными проблемами, как правило, одёргивал старика: "Да бростьте Вы! ОНА уберёт".

У него было много таких тестов, и когда в конце прогулки они выходили на площадь Гедимина, к колокольне, он говорил: "Манюсенький! Так тебе сейчас не надо в Церковь. Ты будешь фарисей, они Бога убили. А это нехорошо. Научись убирать за собой, считаться с другими людьми, слушать других". Одним словом, туфельки надо ставить ровно“.

[Наталья Трауберг "Сама жизнь", СПб 2008]

[Другие читатели давеча попеняли, что я тут, дескать, прошёлся этаким маленьким бульдозером по теме "духовность", да и вообще, вопрос поисков "Истины", — которая с прописной буквы, — меня как-то мало интересует. Каюсь, в последнее время всё меньше и меньше... Да и с духовностью туговато у автора данной жежешки. Именно поэтому пришлось обратиться к почтенной Н. Л. Трауберг с её свидетельством о великом литовском францисканце. Надо ли говорить, что этими выбранными наугад строчками из дневника нашего ныне покойного, небезызвестного современника тему "духовности" считаю обрисованной достаточно достоверно?..]

Comments

( 73 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
yu_mon
May. 19th, 2011 11:39 pm (UTC)
Спасибо, Эдгар! Я как-то пропустила это у Н.Трауберг...
Какой интересный человек.
edgar_leitan
May. 20th, 2011 12:09 am (UTC)
Да, он был замечательный. Я рад, что хотя бы однажды довелось с ним встретиться.
threeeyedfish
May. 20th, 2011 02:34 am (UTC)
спасибо большое.

очень хорошо.
edgar_leitan
May. 20th, 2011 09:15 am (UTC)
Хорошо :)
tsvety
May. 20th, 2011 04:38 am (UTC)
Запоминается такое, спасибо!
edgar_leitan
May. 20th, 2011 09:15 am (UTC)
Это так...
sadovnica
May. 20th, 2011 04:43 am (UTC)
Спасибо, хороший текст. Очень созвучно, пойду поставлю туфельки ровно :)
edgar_leitan
May. 20th, 2011 09:14 am (UTC)
Поставьте, поставьте...
jacopone_da
May. 20th, 2011 04:46 am (UTC)
"... на слова о том, что я горько из-за этого запрета страдаю, нравоучительно (тогда мне показалось, что с некоторым злорадством: думаю, что я был совсем неправ) присовокупил, что "страдание очищает"!"
Ну, про туфельки и ангелических францисканцев я читала и раньше, а вот это - просто класс!
edgar_leitan
May. 20th, 2011 09:14 am (UTC)
Да, был такой эпизод, когда-то давно :)
mike67
May. 20th, 2011 05:18 am (UTC)
Спасибо, очень хороший текст.
edgar_leitan
May. 20th, 2011 09:32 am (UTC)
Да, сам нередко его перечитываю, и вообще люблю мемуары.
gentlygreensky
May. 20th, 2011 05:19 am (UTC)
Эдгар, хорошо написали и тема духовности раскрыта полностью.
А на вопрос читателя " возможно ли помыв руки и поставив ровно туфельки отмыть помыслы" не ответили.
edgar_leitan
May. 20th, 2011 09:12 am (UTC)
Хорошо, специально для Вас подведу итоги: "Возможно!"
(no subject) - gentlygreensky - May. 20th, 2011 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 20th, 2011 09:17 am (UTC) - Expand
triglochin
May. 20th, 2011 06:07 am (UTC)
замечательно, что вы про него написали! об отце Станислове услышала как раз в записях рассказов НЛТ - как свежая вода "на фоне" увлекательной, но все-таки "книжной" премудрости, в т.ч. христианской :) Ради этого (sensu lato) обычно и кидаюсь "на защиту духовности" (как будто она в том нуждается..)

Впрочем, было дано и встретить (тоже почти "мельком", почти вскользь) похожего - хотя и "совсем другого" человека, о. Виктора (Мамонтова).

может, все таие люди, при всей "разности", чем-то родные (да не чем-то, а совсем ясно, через кого родные :) Монашество, вероятно, сближает и внешне до какой-то степени.
edgar_leitan
May. 20th, 2011 09:26 am (UTC)
Я с о. Станиславом на эту тему не говорил, да и знал его слишком мало, но почти уверен, что в его обычном лексиконе вряд ли вообще было само слово "духовность" (dvasingumas) :))
То, о чём Вы говорите и что имеете в виду -- наверняка он это называл как-то по-другому, менее претенциозно.
(no subject) - triglochin - May. 20th, 2011 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 20th, 2011 10:31 am (UTC) - Expand
quatermass
May. 20th, 2011 06:48 am (UTC)
Спасибо, с удовольствием перечитал. К самой Трауберг отношусь неоднозначно, но тут много верного передано.
edgar_leitan
May. 20th, 2011 09:20 am (UTC)
Я давно думал, что неплохо бывает уметь разделять людей, к которым можем относиться по-разному, само наше отношение к ним, и -- ими написанное.
(no subject) - quatermass - May. 20th, 2011 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 20th, 2011 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - May. 20th, 2011 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 20th, 2011 10:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - manya_masha - May. 22nd, 2011 09:44 am (UTC) - Expand
Спасибо! - edgar_leitan - May. 28th, 2011 02:38 pm (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - manya_masha - May. 28th, 2011 07:36 pm (UTC) - Expand
a_kor
May. 20th, 2011 07:38 am (UTC)
"Манюсенький! Так тебе сейчас не надо в Церковь. Ты будешь фарисей, они Бога убили. А это нехорошо. Научись убирать за собой, считаться с другими людьми, слушать других".

Спасибо! Очень важные для меня слова...
edgar_leitan
May. 20th, 2011 09:20 am (UTC)
Замечательно :)
fateyeff
May. 20th, 2011 08:00 am (UTC)
Спасибо большое!
edgar_leitan
May. 20th, 2011 09:20 am (UTC)
Благодарю!
irescha
May. 20th, 2011 08:52 am (UTC)
На мой взгляд,истина-это та одежка,которую человек "одевает" на себя и в которой ему комфортно до той поры,пока он не столкнется с другим человеком,носящем на себе другую "истину".Если они могут мирно сосуществовать-это и есть высшая "Истина",называемая толерантность.Именно такие общества и являются наиболее устойчивыми.„Туфельки ставить ровно“-это тот минимум,который необходим человеку,чтобы жить в ладу с самим собой...
edgar_leitan
May. 20th, 2011 09:39 am (UTC)
Я не думаю, что "толерантность" как таковая -- это высшая Истина. Это может быть и довольно агрессивная идеология, надевающая на себя одёжки истины... Но человек вполне может сам с собою ладить, разбрасывая туфельки или беспрерывно хамя своим ближним. Поставленные вровень туфельки/тапочки -- это один из таких косвенных показателей. Но, как мне кажется, в Индии он почему-то не всегда действует :)))
(no subject) - irescha - May. 20th, 2011 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 20th, 2011 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - May. 20th, 2011 10:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 20th, 2011 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - May. 20th, 2011 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 20th, 2011 10:32 am (UTC) - Expand
pingback_bot
May. 20th, 2011 08:56 am (UTC)
„Туфельки ставить ровно“
User irescha referenced to your post from „Туфельки ставить ровно“ saying: [...] Как всегда порадовал Эдгар Лейтан с его "туфельками" [...]
jestianka
May. 20th, 2011 09:27 am (UTC)
Господи! будто вернулась в детство, где были те же неофиты... Спасибо
edgar_leitan
May. 20th, 2011 09:34 am (UTC)
Это были другие времена :) А вот люди, как в одном старом анекдоте говорилось -- "всё те же!"
(no subject) - jestianka - May. 20th, 2011 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 20th, 2011 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - jestianka - May. 20th, 2011 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 20th, 2011 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - jestianka - May. 20th, 2011 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 20th, 2011 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jestianka - May. 20th, 2011 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 20th, 2011 10:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jestianka - May. 20th, 2011 10:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 21st, 2011 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - jestianka - May. 21st, 2011 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 23rd, 2011 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - jestianka - May. 23rd, 2011 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jestianka - May. 20th, 2011 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 20th, 2011 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - jestianka - May. 20th, 2011 09:55 am (UTC) - Expand
toloknoff
May. 20th, 2011 09:47 am (UTC)
Спасибо большое за этот пост. И вообще =)
edgar_leitan
May. 20th, 2011 09:48 am (UTC)
И Вам спасибо!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 73 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com