Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Барокко и когнитивный диссонанс



Подумалось вечером за прослушиванием Пёрселлa: почему-то всегда готов почти расплакаться, слушая музыку эпохи барокко и думая о novissima ("последних вещах"). При этом терпеть не могу типичных барочных храмов — они меня раздражают изобилием мраморного или позолоченного гипсового жирного мяса.


Во всяком случае, настроиться на молитвенный лад здесь трудно, а к проповедям, произнесённым в стенах подобных храмов, у меня стойкое недоверие — как ко всякой почти риторике на духовные темы, где нет самого убедительного и в то же время тонкого элемента: "Знаю".

Кое-как терплю барокизированные церкви, бывшие некогда романскими или готическими, особенно если они крепко пахнут терпким ладаном. И, в то же время, уютно чувствую себя в милой барочной обстановке на званом обеде или — листая на пюпитре старинные фолианты в барочной же монастырской библиотеке, загромождённой множеством деревянных шкафов и шкафчиков с резными финтифлюшками. Тут же хочется окружить себя бронзовыми левенгуковскими мелкоскопами, всякими весёлыми естественнонаучными коллекциями, переливчатыми минералами, извивистыми колбами и запылёнными астролябиями, свечно желтеющими пергаментами на разных птичьих языках, и предаваться неге неторопливой, — с ленцой, — никуда не спешащей любознательности...

Однако вся эта конструкция готова немедленно развалиться, стоит заслышать лёгкую чеканку чёткой санскритской рецитации, трубный завыв завёрнутых в малиново-жёлтое тибетских монахов или летучий аромат сандалового или можжевелового курения...

Отсюда вывод — "духовность" состоит из комбинаций таких вот трудноуловимых сенсорных вечатлений. Меняются впечатления, изменяется и субъект духовности. Если вдруг на минуту поверить М. А. Булгакову (или его Воланду), что "каждому будет дано по его вере", выходит, что одна из моих частей по завершении земного пути должна будет разорваться между Царствием Божиим и "адом Господним", — тем самым, который с "огнём и червём" (оба, надо полагать — вечные); другая половина переродится где-нибудь близ тамильской Аруначалы, в хорошей санскритоговорящей брахманской семье с традициями, а "третья половина", утеряв свою никогда не существовавшую вечную идентичность, вольётся безличным потоком сознания в нарождающегося младенца, которого позже отдадут в местный гималайский монастырёк. Такие вот юродивые мысли посетили...

[Pазмышляя в некоторой прострации и осознавая, что уже глубокая ночь, и что надо ещё успеть до утра подготовить лекцию по санскритскому эпосу]

P. S. Успокоил себя Павловыми словами, что-де "стал всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых"...
Tags: личное, размышления, феноменология духовности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments