?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Подумалось вечером за прослушиванием Пёрселлa: почему-то всегда готов почти расплакаться, слушая музыку эпохи барокко и думая о novissima ("последних вещах"). При этом терпеть не могу типичных барочных храмов — они меня раздражают изобилием мраморного или позолоченного гипсового жирного мяса.


Во всяком случае, настроиться на молитвенный лад здесь трудно, а к проповедям, произнесённым в стенах подобных храмов, у меня стойкое недоверие — как ко всякой почти риторике на духовные темы, где нет самого убедительного и в то же время тонкого элемента: "Знаю".

Кое-как терплю барокизированные церкви, бывшие некогда романскими или готическими, особенно если они крепко пахнут терпким ладаном. И, в то же время, уютно чувствую себя в милой барочной обстановке на званом обеде или — листая на пюпитре старинные фолианты в барочной же монастырской библиотеке, загромождённой множеством деревянных шкафов и шкафчиков с резными финтифлюшками. Тут же хочется окружить себя бронзовыми левенгуковскими мелкоскопами, всякими весёлыми естественнонаучными коллекциями, переливчатыми минералами, извивистыми колбами и запылёнными астролябиями, свечно желтеющими пергаментами на разных птичьих языках, и предаваться неге неторопливой, — с ленцой, — никуда не спешащей любознательности...

Однако вся эта конструкция готова немедленно развалиться, стоит заслышать лёгкую чеканку чёткой санскритской рецитации, трубный завыв завёрнутых в малиново-жёлтое тибетских монахов или летучий аромат сандалового или можжевелового курения...

Отсюда вывод — "духовность" состоит из комбинаций таких вот трудноуловимых сенсорных вечатлений. Меняются впечатления, изменяется и субъект духовности. Если вдруг на минуту поверить М. А. Булгакову (или его Воланду), что "каждому будет дано по его вере", выходит, что одна из моих частей по завершении земного пути должна будет разорваться между Царствием Божиим и "адом Господним", — тем самым, который с "огнём и червём" (оба, надо полагать — вечные); другая половина переродится где-нибудь близ тамильской Аруначалы, в хорошей санскритоговорящей брахманской семье с традициями, а "третья половина", утеряв свою никогда не существовавшую вечную идентичность, вольётся безличным потоком сознания в нарождающегося младенца, которого позже отдадут в местный гималайский монастырёк. Такие вот юродивые мысли посетили...

[Pазмышляя в некоторой прострации и осознавая, что уже глубокая ночь, и что надо ещё успеть до утра подготовить лекцию по санскритскому эпосу]

P. S. Успокоил себя Павловыми словами, что-де "стал всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых"...

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
velannikova
May. 31st, 2011 10:16 am (UTC)
вся духовность эпохи барокко в музыке, но не в архитектуре…
и мне всегда было сложно понять, как можно молится в храме, стиле барокко..
А вы знаете, что есть еще украинское барокко? украинское барокко-- это барокко в топорном и примитивном исполнении.. Жуткое зрелище…Издевательство над стилем.. Проходя в Киеве, возле здания в стиле украинского барокко , хочется плакать..
edgar_leitan
May. 31st, 2011 09:12 pm (UTC)
Нельзя сказать (это было бы несправедливым преувеличением), что в архитектуре барокко "нет духовности". Конечно же, есть. Но, увы, "не моё". А вот бытовое чувство "современной" Европы (которая давно осталась лишь в музеях) -- мягкий уют и неторопловый распорядок, и чуть-чуть склонность к гедонизму -- для меня в барокко ещё как сильно!
pevchaya_ptiza
May. 31st, 2011 10:55 am (UTC)
Для меня вообще всегда был непонятен и потому интересен разительный контраст между барочными изобразительными искусствами с их чувственно-мясной эстетикой - и барочной же музыкой с её простотой, небесностью и вселенскостью.
edgar_leitan
May. 31st, 2011 09:09 pm (UTC)
До сих пор мучаюсь вопросом...
petrark
May. 31st, 2011 03:59 pm (UTC)
А я вот очень люблю Виленское барокко. Но музыка - да, квинтессенция и вершина этой эпохи (наряду, наверное, с поэзией, особенно испанской).
edgar_leitan
May. 31st, 2011 09:08 pm (UTC)
Мне очень нравится Angelus Silesius, или церковные песнопения на его стихи.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com