?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Благочестие

„Почему это... люди, как будто далеко стоящие от "церковности" и "богословия", обладают часто лучшей богословской интуицией? Не потому ли, что те уже скованы каким-то "заказом", из всего должны делать "апологетику" и "духовную пользу"? Ужас лжесмирения.


Достаточно человеку усвоить ключ "благочестия", и для него уже необязательны — правда, честность, в нём отмирает чувство удивления и восхищения, критерий подлинности (чего угодно: красоты, искусства, добра...). Больше того — его начинает тянуть на всё бездарное, серое, рабье, лишь бы оно было благочестивым. Страшный смысл возникновения "святой воды" в христианстве: что ни покропишь ею, то становится священным и святым.

И самое смешное, что никто, даже немцы, не знает, как возникла эта "святая вода". Ибо в том-то и дело, что возникла она только и исключительно из благочестия, из религиозного (а не христианского) стремления не к Истине, не к Богу, а к "вещественной святыне".

И это значит — из отрицания воды (ибо крестят не в "святой" воде, а в воде, которая потому и свята, что восстановлена как вода: жизнь и смерть, мир и небо, причастие и омовение, и именно в этом восстановлении смысл крещального и крещенского освящения воды...).“

[Прот. А. Шмеман, "Дневники"]

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
velannikova
Jun. 27th, 2011 02:32 pm (UTC)
на мой взгляд, не совсем верно, так обобщать верующих….
«в нём отмирает чувство удивления и восхищения» ---- эта фраза вряд ли может характеризовать многих верующих.. хотя спору нет…есть и такие, о которых очень хорошо написано в тексте.. Эх..не зря говорят--- «заставь дурака богу молиться он и лоб расшибёт»
edgar_leitan
Jun. 27th, 2011 04:31 pm (UTC)
Однако ж, таковы очень многие. За последние 2 десятилетия в РФ -- это даже всеобщий trend. Исключения подтверждают правило.
Не забудем, что написал эти слова, -- с горечью, -- сам человек "верующий", и даже священник.
alena_alekhina
Jun. 27th, 2011 07:07 pm (UTC)
"Почему это люди... которые..."
Сначала человек, в обучении, осваивает внешнюю сторону явления.
Копирует и воспроизводит внешние ритуалы.
Больше времени нужно на освоение и моральных образцов.
А еще дольше усваиваются самые абстрактные идеи.
Но даже и когда они освоены, это все еще процесс интеририозации, усвоения...
Когда происходит переворот и внешнее становится внутренним, только тогда человек начинает действовать и думать от себя самого.

edgar_leitan
Jun. 27th, 2011 09:59 pm (UTC)
Всё бы это хорошо и правильно. Но ой как многие так и застревают на стадии "копирования и воспроизводства внешних ритуалов". Не побоюсь дерзкого утверждения, что таковых -- большинство. Опыт и простое наблюдение...
alena_alekhina
Jun. 28th, 2011 05:29 pm (UTC)
Собственно, я написала как бы свою версию ответа на вопрос "почему...".

Для меня после такого объяснения - уходит причина для сетования на большинство, что оно именно таково.
Да, таково.
А Вас, если я правильно поняла (вместе с Шмеманом), печалит уровень сознания большинства современников?
Отчего ж они такие?
Я вот по другому скажу.
Может, это нормальное соотношение (что таких большинство)?
Я не знаю, я раздумываю...

И насчет того, большинство ли таких. Это все ж Ваше частное мнение.
Если б какие то объективные основания для такого сильного вывода найти...
edgar_leitan
Jun. 28th, 2011 10:08 pm (UTC)
печалит уровень сознания большинства современников
Да нет, меня такие вещи давно уже (лично) не печалят: что мне до них! Я наблюдаю их со стороны, поскольку жить непосредственно среди этого и остаться не-больным совершенно невозможно. О. Шмеман был священником, и был вынужден это терпеть по долгу службы, и печалился. Поскольку для меня такого долга в настоящее время нет, я предпочитаю вежливую дистанцию. Печали мои носят практический характер: практическая невозможность заработать даже на оплату стандартных ежемесячных счетов своим востоковедением. Это действительно грустно :)
##Это все ж Ваше частное мнение##
Это верно замечено: помимо того, что это частное мнение о. Александра, это и моё сугубо частное мнение. Я не Римский Понтифик, не епископ и не уполномоченный представитель Собора, говорящий от имени общины. На социологические (объективированные, научные) исследования у меня нет ни возможностей, ни интереса. Но я и не претендую на "объективность", разве только в заметках, посвящённых научным вопросам.
alena_alekhina
Jun. 29th, 2011 11:26 am (UTC)
Re: печалит уровень сознания большинства современников
Не было и мысли, указывать Вам на не различение субъективного и объективного. Мне были интересны критерии, на основании которых у Вас такое мнение сложилось.

edgar_leitan
Jun. 29th, 2011 06:59 pm (UTC)
Re: печалит уровень сознания большинства современников
Здесь "критериев" как таковых у меня (в значении "критериологии" как системы оценок), в научно-отрефлексированном плане, нет. Есть обширный и долгий бытовой (жизненный) опыт, и следующие из него субъективно же окрашенные выводы, которые a posteriori могут быть отрефлексированы богословски. Думаю, что и о. Шмемана нечто примерно то же самое. В латинском богословии это называется sensus fidelium :-) ("чувство/ощущение верных/верующих").
alena_alekhina
Jun. 29th, 2011 07:23 pm (UTC)
Re: печалит уровень сознания большинства современников
Да, понимаю. Однако, подумала, то что заработать достаточно для нормальной обыкновенной жизни в городе востоковедением - может быть объективным критерием (не совсем уж строгим, но все ж в ту сторону).
Да, большинство таково.
Тех, кому вера дана раньше религии меньше, а тех, кому религия раньше веры - таких больше.
Почему-то это так. А интересно, почему не наоборот?
edgar_leitan
Jun. 29th, 2011 08:11 pm (UTC)
Re: печалит уровень сознания большинства современников
Простите, я не совсем понял, что значит "заработок востоковедением как критерий"? :-)
Я могу вести какие угодно семинары или упражнения в университете (требующие, кроме договора на лекторат, ещё немалой объективной квалификации -- по крайней мере у нас), но если это не полная административная должность (каковых у нас почти что не бывает, за очень малыми исключениями), то жить на это (я не имею в виду даже "прилично зарабатывать", а просто элементарно физически выживать) маловозможно. Но это критерий личной текущей ситуации, если позволите, и ничего другого...
Хотя можно открыть какую-нибудь эзотерическую духовную секту для богатых пенсионерок и пичкать их санскритом ;-)) Правда, к науке это будет иметъ очень мало отношения. Я вообще к таким "финтами ушами" неталантлив.
alena_alekhina
Jun. 29th, 2011 09:52 pm (UTC)
Re: печалит уровень сознания большинства современников
"Заработок востоковедением критерий" - потому что
знание санскрита и т.п. как такового - не лежит в гуще платежеспособного спроса.
Те, у кого есть деньги, не готовы их менять на такие знания. Им эти знания не нужны. Но они готовы отдавать деньги за статус человека, обладающего уникальными знаниями. Торговля статусом знающего, вместо обучения, конечно, "финт ушами".
Торговля положительными эмоциями вместо обучения - тоже финт.
Те же самые люди с их тем же самым сознанием делают выбор в пользу религии, а не веры.
В этом я вижу объективные проявления одного и того же типа сознания. И этот тип сознания в обществе доминирует. В том смысле, что людей с таким типом сознания большинство.
Поэтому трудность, или даже невозможностьт много заработать честно обучая санскриту, объективный критерий - состояние общественного сознания. :)))



de_sen_luk
Jun. 27th, 2011 07:39 pm (UTC)
И чем Шмеману святая вода не угодила???

Мы живем в материальном мире... Хостия тоже материальна, вообще-то...
edgar_leitan
Jun. 27th, 2011 09:57 pm (UTC)
Думаю, что про доктрину "пресуществления" (transsubstantiatio) о. Шмеман высказался бы ещё жёстче...
Насчёт материальности мира: так и крещальная вода (которая -- не "святая") тоже материальна. Но крещение в исконном понимании связано, как Вы, конечно, понимаете, с сознательной верой, с её принятием, а не с набором магически действующих элементов ритуала. "Святая вода" и прочие "сакраменталии" (в латинской терминологии) действуют как бы сами по себе, квази-магически, в силу одной своей "освящённости". Я сам зачастую бывал свидетелем, как люди просили "освятить" книгу Нового Завета или распятие, а если православные, то икону -- понимание (чувство ) христианства (sensus fidelium), абсолютно невозможное ни в раннем Средневековье, ни в позднюю Античность, не говоря уже о самых первых веках христианства. Именно на это и сетует Шмеман, будучи знатоком истории Литургии и тонко чувствуя христианство в его эсхатологии, сильно затухшей в более поздние времена.
de_sen_luk
Jun. 27th, 2011 10:36 pm (UTC)
Это понятно. Однако для чего-то же существует давным давно Чин освящения воды и предметов культа?
edgar_leitan
Jun. 27th, 2011 11:50 pm (UTC)
Чин с его долгой и непростой историей -- это одно, здесь вполне определённое богословское осмысление; а другое -- это восприятие т. н. "народного благочестия", где всё исполнено магизма. В этом своебразная диалектика "религии" и "веры". Парадокс: Христос вроде освободил людей от власти религии, но историческое христианство постепенно само становится религией, наряду с другими, имея с ними много типологически общего.
de_sen_luk
Jun. 28th, 2011 06:52 am (UTC)
Да, увы.... Это большая проблема. И люди это чувствуют.... И уходят или впадают в ересь....
edgar_leitan
Jun. 28th, 2011 10:13 pm (UTC)
Вы знаете, я даже думаю, что чаще еретичествуют те, кто остаётся: своей благочестивой магией, ханжеством и жёстким сердцем. Но это моё маленькое частное мнение :)
Иногда надо (хотя бы на какое-то время) уйти, отдалиться от мелких дрязг (которые разного рода "активисты" почему-то зовут "!церковной жизнью"), чтобы сохранить веру от осквернения. Странный парадокс.
Кажется, недавно даже некий православный игумен Пётр Мещеринов написал нечто "в защиту расцерковления". Конечно, поднялся шквал ругани, что само по себе довольно симтоматично.
de_sen_luk
Jun. 29th, 2011 08:59 am (UTC)
я потому и поставили "или" (про ересь, которая внутри больше по определению)... Однако отдаляться откуда? От Церкви? Нет. От "церковной жизни".... тут важно понять - зачем? может это Ваше испытание смирения и твердости веры....? Так часто бывает... Знаю, что говорю :)
edgar_leitan
Jun. 29th, 2011 07:11 pm (UTC)
Нет, не от Церкви в "мистическом" и эсхатологическом плане (Corpus Mysticum), но от грязи (бытовой копоти), суеты и "мышиной возни" приходских дрязг, борьбы амбиций, посиживаний, интриг и подобного. Именно это мне за четверть века (sic!!!) моей активно-сознательной церковной жизни (не считая детской и отроческой -- я начинаю считать с активного подростково-юношеского воцерковления в середине 80-х, ещё в "достославные" советские времена) порядком поднадоело. В те-то времена, хоть быт тоже имелся, чувствовался "другой дух", как мы тогда любили выражаться. Как раз эсхатология всё пронизывала (по крайней мере, для меня), было ощущение совершенно нетрадиционного пути и даже некоторой романтики опасности :) А потом всё это постепенно ушло. Здесь же, в центральной Европе, где я уже давно обитаю, такого духа практически и не было. Всё в основном -- буржуазный сентимент или интеллектуально-левая говорильня, или какие-то уже совершенно безумные и смешные акции социальных маргиналов (но не в том несколько даже высоком и юродивом смысле, относящемся к верующим в советские времена)..
de_sen_luk
Jun. 29th, 2011 07:42 pm (UTC)
Да, я понимаю. И давно называю себя "потребителем Таинств".... Но все же, все эти люди, участники интриг, ссор, и т.д., от которых и я нахлебалась и кому-то сама сделала больно - ВСЕ - Церковь по крещению... И надо искать мира всегда... а не вставать в сторону.... так я думаю и заставляю себя это делать ... простите за высокий штиль, наверное, ради Христа... потому что сама я спесива, часто высокомерна, многим недовольна и т.п..... и людей любить не очень умею... Но Он просил - да будут все едино... Я просто верю, что если делать вот так по-детски - "кто меня любит, тот выполняет заповеди мои"... И выполнять именно не выжимая из себя что-то типа как бы любви, а просто как медсестра, например ("потому что работа такая").... то Бог и любовью одарит. Стараться надо.... Так я думаю... А в стороне стоять... Это как у Высоцкого - "если, руки сложа, наблюдал свысока" в балладе о борьбе....
aquitanets_2011
Jun. 28th, 2011 09:14 am (UTC)
О т.н. "ересях" и еще кое о чем...
Кто знает - быть может, пора уже перестать пользоваться такими - запятнавшими историю церквей - понятиями, как "ересь"? Да и "магизм" - что в нем плохого?! Падре А. Мень построил все свое популярное богословие на противостоянии магизму - а не напрасно ли (при всем моем преклонении перед этим великим человеком)? Для о.Шмемана транссубстанциацио - "ересь", для о.Тейяра де Шардена или кард.Бальтазара - наоборот; для буддиста все наши слова - пустой звук и мыльный пузырь; для доброго мусульманина "Богу не свойственно иметь детей"; для таитянки времен Гогена природа полна богов; для иудея... - можно до бесконечности множить перечень "ересей", т.е. попросту м н е н и й. Истина не достигается ментальным путем; в этом смысле больше "пользы" от ритуала - взять, напр., Мессу или, наоб., старообрядческую литургию - человек вписывает себя в этот конвейерный магизм-автоматизм, ему становится лучше (на время, правда), и что ему проку от всяких там магистериумов и соборов! Если он соглашается с тем или иным корпусом доктрин и догм, то не потому, что он ментально пришел к "истине", а потому, что чувствует себя лучше (в астральном, витальном, эфирном, психологическом и даже физическом плане))) Католику хорошо где-нибудь в Нотр-Дам, а гугеноту-кальвинисту - где-нибудь еще, в простой одежде и с Библией в руках, - но это оказывается поводом к взаимному истреблению! Не пора ли признать абсолютную относительность любых "идей" об "истине" (о Боге, разумеется, в первую голову - как о "носителе истинности")? Нужна свобода от лжи, пронизывающей и пропитывающей человеческий мозг в течение 5-6 тысячелетий. Теизм, атеизм, пантеизм, панентеизм, политеизм, монотеизм... - от этих и прочих "измов" не исцелился ни один больной, тогда как бродячий индус возьмет стаканчик воды, пропоет мантра, начертит над водой знак, даст ее выпить больному, и хворь его мигом исчезнет; Иисус просто скажет: "Талифа, куми" - и девочка воскреснет; язык нам дан Богом (или богами))) не для того, чтобы вышлифовать некую единую и общеобязательную "систему идей", а для чего-то другого... Мб, прежде всего для служения "Поэзии как высшей форме языка" (Иосиф Бродский)? А Хайдеггер прекрасно сказал, что "язык есть дом бытия"! Бытия, а не химеры! Если мне охота, чтобы немудреный батюшка покропил меня св. водою, я пойду на водосвятный молебен; если мне хочется постоять на коленях перед статуей Девы Марии, то я пойду в костёл; если мне захочется поцеловать ее же икону, то я поищу ее где-нибудь в древнем храме; если мне захочется хорошей музыки, то я посещу лютеранскую службу; если мне захочется побыть с Буддой или с кем-то из бодхисаттв - я пойду в буддийский храм; если мне захочется воскликнуть: "о мой Аллах, я люблю Тебя!" - я поболтаю с добрым и мудрым муллой или заберусь на горную вершину над морем и выпью хорошего коньяка в память обо всех, кто мне дорог... Нельзя забывать, что весь этот обсуждаемый вами клерикализм со всеми его авторитетами, доктринами и кодексами слишком легко переходит из "субстанции" гонимой секты в "субстанцию" государственной системы подавления (примеры тому - Римская церковь до 2 Ватик. собора, РПЦ до большевиков (а в духовно-психологическом смысле и сейчас - в особенности!), искаженный ислам, воинствующий иудаизм, всевозможные секты) - чем таковые системы лучше антиутопии Оруэлла "1984", к примеру, или Рейха, или СССР, или общеамериканской системы оболванивания граждан, построенной на костях и пепле индейцев и чернокожих? От т.н. религии до т.н. политики - один шаг. И впрямь - Иисус пришел покончить с религиями, а Его убили...
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com