Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

УЧЕНИК И УЧИТЕЛь



Обопрись на такого Духовного Друга,
кто себя обуздал, кто спокоен и тих,
кто в достоинствах много тебя превосходит,
образован, усерден, реальность постиг, --
на того, кто владеет прекрасною речью,
сердцем -- любящий, силами -- неутомим.


Поскольку известно, что невозможно усмирить других, не усмирив себя, то Учитель, усмиряющий других, должен был прежде усмирить себя самого...
Самообуздание -- это практика нравственности... Как укрощают диких лошадей хорошей уздечкой, так и "лошадь ума" укрощают практикой нравственности, которая уводит увлекающиеся непотребным чувства, подобные диким лошадям, от недостойного и побуждает прилагать многие усилия к совершению достойного..

Спокойствие -- безмятежность ума, направленного вовнутрь..., освоенная при помощи внимательности и бдительности по отношению к совершению добрых поступков и избеганию дурных.

Умиротворённость -- практика мудрости, освоенная при помощи анализа истинного смысла на основе безмятежности, при совершенной послушности ума.

Обладать лишь достоинствами опыта, усмирив дух..., недостаточно. Необходимо иметь и достоинства знания. Поэтому упоминается учёность, то есть обладание большими познаниями [в буддийских науках/писаниях].
Постижение реальности -- особая практика мудрости... Это либо прямое восприятие реальности, что наиболее важно, либо... хотя бы постижение её при помощи авторитетных свидетельств и логики.

Однако даже такие знания и опыт недостаточны, если они меньше, чем у ученика, или равные: необходимы превосходящие достоинства.

Красноречие -- это умение довести смысл Учения до ума учеников при хорошем знании последовательности этапов.
Любовь -- чистое побуждение к проповеданию [Дхармы], без корысти об обретениях, почестях и т.п., движимое лишь любовью и состраданием.
Усердие -- неугасающий энтузиазм [в работе] на благо других.
Неутомимость -- неуставание от многократного проповедания.; претерпевание трудностей проповедования.

В "Вопросах Субаху" говорится:
... Но обладающих достоинствами всеми
в эпоху смутную сию столь редок стал!
Поэтому старайся положиться
Хоть на такого друга...
который наполовину бы имел
достоинств тех, иль четверть, иль восьмую...

[Ученик, вверяющий себя Учителю:]
Беспристрастного, рассудительного, старательного
слушателя называют "сосудом";
он не воспринимает превратно
достоинства проповедующего или других слушателей

Поэтому, даже если найден Благо Друг, имеющий сполна все характеристики, распознать их трудно. Чтобы распознать и ввериться ему, необходимы все характеристики ученика... Проверьте -- всеми ли из этих качеств ученика вы обладаете. Если всеми -- радуйтесь. Если не всеми, позаботьтесь об их пополнении...

[Чже Цонкапа, Большое руководство к этапам пути пробуждения, в переводе А. Кугявичуса, под редакцией А. Терентьева, СПб, "Нартанг" 1994. При цитировании я лишь убрал для удобства чтения некоторые скобки -- Э. Л.]
Tags: буддизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments