?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Замёрзшая Европа



Странный и очень яркий сон приснился сегодня ночью. Дело происходит в Норвегии, на какой-то площади старинного города. Только что произошёл необычайной силы снегопад, и весь город на несколько метров завалило снегом. Под снегом оказалась огромная толпа собравшихся на площади горожан.


Я знаю, что там, под толстым слоем снега, замертво застыли люди, лихорадочно пытаюсь им помочь, раскопать, зову на помощь. Из-под сугробов показываются воздетые вверх руки, страшные заледеневшие мёртвые лица: женщины, мужчины, дети... Тут же, по этой же площади, прохаживаются праздничные и праздные зеваки, не обращая на случившееся внимания. На мои отчаянные просьбы помочь раскапывать и хотя бы по-человечески похоронить погибших — назидательно указывают, чтоб я не вмешивался, это дело полиции. У меня могут быть из-за этого неприятности и т. д. В ужасе просыпаюсь...

Переход к снам наяву…

Ещё недавно СМИ были переполнены сообщениями о случившемся в Норвегии. Теперь, кажется, всё, как обычно, стихает. Левые "гуманисты" и правозащитники, как всегда, не преминули закидать символическими гнилыми яйцами своих "правых" опппонентов. Заодно и не поскупились на самые страшные инвективы в адрес одинокого стрелка. Будто осудить очевидного убийцу — особо геройский поступок.

Зато как бы нечаянно выдают в осуждающих дипломированных, насквозь правильных гуманистов. Почему бы и не воспользоваться случаем, убедив себя и остальных в том, какой я хороший? "Уж я-то ни за что..." Похвальба денег не стоит.

Исламисты и вообще мусульмане, почуяв подходящий момент, в очередной раз возопили о "крестоносцах" и о "христианском терроризме". Увы, чем больше изучаю эту религию, тем сильнее уменьшается моя уверенность в том, что "исламизм и мусульманство — несовместимые, разные вещи". Хотя мои знакомые мусульмане уверяют в обратном. Истовая религиозная вера прекрасно совмещается с человекоубийством и любым насилием. Не обязана, но — совместима. Иначе придётся признать, что настоящие мусульмане — такие же теплохладные существа, как нынешние европейские христиане.

Я сам вроде бы всегда считал себя религиозным. Но что-то в последнее время всё больше боюсь "верующих". Поёживаюсь от узких сомкнутых губ, от горящих "идеей" глаз. Как человек, слишком сознающий свои слабости, пугаюсь правильных моралистов. Мои любимые литературные герои отнюдь не родственники Алёши Карамазова, а скорее напоминают его отца, 50-летнего "старика Карамазова" ("священный старец!.."), или Илью Ильича Обломова. В падшести всегда есть трогательная возможность покаяния и даже некоторое парадоксальное величие. В праведности его быть не может, а тем более в "праведниках от утробы".

Можно ли думать о "покаянии Брейвика", возможно ли оно? Если относиться к Евангелию серьёзно, то такая возможность есть всегда. Зато гуманистам не в чем каяться, никогда. "Не воровал, людей не убивал". „Ну, может быть, чуточку прелюбодействовал.“ Вот в этой мелкотравчатости — суть нынешней европейской либеральной добродетели. Место любви уступил место декларируемый абстрактный гуманизм, исполненный безмерного самолюбования.

Был ли "гуманистом" Христос? "Порождения ехиднины, род лукавый и прелюбодейный!" Разве так говорят гуманисты?

Большинство правых, насколько могу судить по публикациям на их сайтах, поспешили от Брейвика откреститься, сказав ленинское: "Мы пойдём другим путём". Каким — другим?..
Иные из них спрашивают, а был ли исполнителем Брейвик на самом деле? Да и существовал ли он вообще? Ведь по сути всё, знаем мы не само событие, а его интерпретацию европейскими СМИ. А они, по определению, ярко-красные. "Вот вы знаете, что им могло прийти в голову?" — спрашивал великий герой Евстигнеева о большевиках. Так вот и я о том же.

Самым симптоматичным в данной истории была даже не предсказуемая реакция "профессиональных гуманистов". Интересно, что уже серьёзно пострадали политические карьеры некоторых европейских парламентариев, хоть и осудивших "методы" норвежца, но дерзнувших его идеи похвалить. В этом — лишнее доказательство, что нынешняя безнадёжно красная Европа давно уже подняла лапки кверху перед любыми хулиганствующими чужаками. Мультикультурализм, превратившись из вежливой любезности по отношению к гостям в агрессивную леволиберальную идеологию, не терпящую альтернатив, дело своё творит исправно. Бесхребетность полиции в Лондоне перед распоясавшиумися хулиганами (а сравнительно не так давно во Франции) — очередное подтверждение этой печальной интуиции.

Самое грустное, что в многостраничном компилятивном опусе Брейвика много горькой правды. Так мне показалось по беглом прочтении сотни-другой страниц. Только Европа, похоже, прошла точку невозврата. Акция норвежского безумца ничего не решит. Дальше будет только хуже. Pезультатом будет профит тех, кто напрямую в конфликте не участвует, как во 2-й Мировой. Не за горами десятилетия или даже столетия торжества жёлтой расы. "Панмонголизм", как выразился В. Соловьёв. Вероятно, с китайцами ещё глубже укоренится неверующий прагматизм, а коммунистические идеи обретут ещё более новые, пугающие и жестокие, чисто азиатские очертания.

Если делать скорбный выбор между исламом и коммунизмом, то я, пожалуй, выберу всё-таки ислам. Коран с его прекрасным арабским языком мне симпатичней, чем Мао и Сталин с их тёмной безверной азиатчиной.

Пугливой и хрупкой религиозной вере вообще свойственно в нынешние времена покидать институциональные формы. То, что остаётся — шелуха с червоточинами. "Оборонная магия", чудеса и исцеления на заказ и по твёрдым расценкам. Но кто решится это признать? It‘s business, nothing personal.

Секулярные гуманисты — пример тех, кто сдал нынешним варварам Европу первыми, ещё и истово аплодируя под гулкий стук комьев земли о крышку её гроба. Духовные евнухи, лишённые гениталий творчества, бессильные что-либо изменить, плывущие по течению прямо к обрыву. Брейвик — пример пассионария, каких, к сожалению, немного, страшный полным отсутствием того, что некогда называли совестью. Напоминает русских бомбистов 19 века. Последним "прогрессивная общественность" рукоплескала, а его осуждает, не замечая, что судить надо себя самого.

Кстати -- а почему убиваемая Брейвиком "прогрессивная" социалистическая молодёжь предпочла поодиночке умереть, пытаясь спасти свои юные жизни, но не накинулась на убийцу всем скопом, почему не убили его или по крайней мере не скрутили, когда тот перезаряжал своё оружие, -- ведь их было наверняка больше сотни? Почему вообще жертвы препочитают быть безропотными жертвами, ведомыми на коллективную смерть? Серьёзный, хотя и "неполиткорректный" вопрос. Наверное, потому же, почему советские люди позволяли НКВД-шникам себя арестовывать и убивать. "Авось меня пронесёт!"

Что-то не совсем ясное у социалистической молодёжи с "солидарностью", так социалистами восхваляемой... Но давайте скакнём опять к религии.

Интересная и запутанная линия намечается. Жизнь и проповедь Христа и апостолов породили христианство. Неизбежно войдя в союз с "массами", христианство наполнилось языческим содержанием, предрассудками всех своих новых скороспелых членов. Слившись в безумном союзе с Кесарем, христинаство стало массовой идеологией, опорой нового государственного строительства. Из недр "христианского мира" вышло же свободомыслие и вообще идея свободы личности (да и идея личности как таковой) — основы современой Европы, какой мы её скоро будем знать только по книжкам. Христианский же по происхождению атеизм и материализм породили марксизм и идеологию коммунизма (еврейство Маркса тут не в счёт). Коммунизм стал убийцей Европы Нового времени, а нынешние европейские левые лишь исполняют роль врачей, потчующих коматозного пациента сладкими на вкус, разноцветными, но бесполезными таблетками. Кризис христианской метафизики вызвал исчезновение такой константы личности, как совесть. А постмодернизм разделался уже с самой личностью.

Симптоматично, что став музилевскими "людьми без свойств", европейцы находятся в поисках того, что могло бы хоть как-то заменить уёжившуюся до точки небытия личность. В настоящее время таким решением интуитивно представляется буддизм. Особенно в тибетских его одеждах, с красивыми ритуалами и прочей слепо перенимаемой архаикой. С бесконечно богатой, но и бесконечно же чуждой "классическому" европейскому духу метафизикой.

Буддизм распространяется в Европе и Америке, предлагая "практику", "наиболее подходящую" для конкретного человека. Страшную, но и требующую мужества выбора (здесь и теперь!) альтернативу — спасение или погибель, — эрзацы восточных мудрований заменяют бесконечно долгим путешествием "потоков сознания" из тела в тело.

Мне глубоко симпатичен и буддизм, и традиционная индийская эстетика. Но самый простой алюминиевый крестик или ненароком донёсшийся из деревенского храмика запах ладана, или звуки баховского хорала моему сердцу всё-таки роднее, чем всё прекрасное искусство эпохи Кушанов или Гуптов.

Cкорблю я о том, что та Европа, что была колыбелью всего этого, хорошая ли, плохая, но милая моему сердцу — вероятно, скоро перестанет существовать. Постепенно, но скоро. Она и сейчас уже больше напоминает музей самого себя, ухоженный надгробный памятник. На фоне древних развалин возникнет нечто другое, пока что труднопредставимое.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
yu_mon
Aug. 8th, 2011 04:33 pm (UTC)
Спасибо: Вы выразили то, что и я чувствую.
О соловьевском же панмонголизме вспоминаю чуть ли не каждый день.
edgar_leitan
Aug. 8th, 2011 04:59 pm (UTC)
Благодарю Вас!
m_gluk
Aug. 8th, 2011 05:36 pm (UTC)
Думаю, Европу хоронить рановато. Последниеи лет 200 ей постоянно предрекают скорый крах, но эта старушка из тех, что переживёт и внуков. Слишком уж велик накопленный потенциал. Нынешний мусульманский восток пока даже не приблизился к собственной эпохе Просвещения, которая для Европы давно стала преданьем старины. Если признать правильной модель Питирима Сорокина, история представляется в виде смены идеократических и сенсуативных формаций. Европа пережила уже три таких перехода (от архаики к античной классике,затем к христианской догматике и, наконец, к Возрождению и Просвещению). Каждый переход длится несколько столетий. Можно предположить, что Европу ожидает длительный процесс признания и принятия "сверхестественного", а мусульманский мир начнёт открывать для себя науку и свободу мысли. Взаимодействие между этими противофазными процессами и будет движущей силой истории. Что касается Китая, то в возможности его мировой экспансии я не верю. Слишком уж сложная для него задача. Точнее, попытаться-то он может, но не справится из-за внутренней слабости. Извините за длинный комментарий )
edgar_leitan
Aug. 8th, 2011 08:49 pm (UTC)
Я боюсь, что великий потенциал старой Европы был за последний век безнадёжно растрачен. Мировая бойня подвела жирную черту, а марксистские культурологи и постмодернисты поспешили закончить идейную деконструкцию старой леди.
Я не говорю, что Европа прекратиться -- немедленно, начиная с послезавтра. Старый Рим тоже умирал в течение столетий, и варвары не вдруг в одночасье в нём появились. Но их становилось всё больше и больше. Постепенно старый Рим сгинул, оставив одни развалины, столетия спустя заново открытое литературное наследие и конгломерат новых постварварских государственных образований. Так, кажется, будет и с теперешней Европой. Соборы, наверное, останутся, но станут музеями (как и сейчас многие из них) или мечетями (скорее всего). Живой новой и развивающейся религией будет ислам. А христианство будет исповедовать исчезающее меньшинство и платить свою "джизью".
То, что Европе предрекали крах -- разе это не сбылось, хотя бы в обеих войнах? Конечно, Шпенглер несколько упрощал, как и всякий культуролог. Но разве его интуиции не сбываются? Надеюсь лишь, что на мой век ещё хватит. Предпочитаю изучать арабский и турецкий языки из чистого удовольствия, а не по принуждению...
m_gluk
Aug. 9th, 2011 08:17 am (UTC)
Эх...Но с другой стороны ничто не остаётся неизменным. Нынешняя тенденция деградации, пофигизма и конформизма не будет вечной. Будет некий драматический финал этого тренда и наступит новое начало. Стоит ли жалеть о падении Рима, зная какая цивилизация поднялась на его руинах? Меня вдохновляет путь, по которому движется Северная Европа - путь гармоничной, равновесной с природой цивилизации. Не думаю, что придётся учить арабский, турецкий или китайский. Старая Европа поглотит и переварит вторгшийся в неё Восток так же, как переварила гуннов, славян и викингов. По крайней мере, хочется на это надеяться ))
edgar_leitan
Aug. 9th, 2011 11:22 pm (UTC)
#зная какая цивилизация поднялась на его руинах#
Так то мы теперь знаем, про Рим и Европу. Но мы и понятия не имеем, что вырастет из нынешнего надвигающегося хаоса. Как и тогда, когда хирела и гибла великая некогда культура. А он, этот хаос, наверняка будет, и все эти бунты малолетнего хулиганья из пригородов тому примером и симптомом. Я, например, живу в Европе, которую любил с самого детства, и менять её на какой-нибудь Европейский халифат мне не хочется. Движется же всё именно в том направлении.
lucas_v_leyden
Aug. 8th, 2011 05:55 pm (UTC)
Очень точно и умно.
edgar_leitan
Aug. 8th, 2011 08:50 pm (UTC)
Спасибо :)
old_russ
Aug. 9th, 2011 06:49 pm (UTC)
Поразила фраза (почти метафора?) одного из выживших: "Я несколько часов боялся выйти из туалета, наблюдая в щель за происходившим кошмаром!"

В моем восприятии кошмаром оказался не только Брейвик...
edgar_leitan
Aug. 9th, 2011 11:17 pm (UTC)
Я, конечно, там не был -- говорить трудно. Но всё же: меня страшно поразило это явное "каждый за себя". Их же там целая куча народу была. И все хотели только одного -- выжить лично, сами и по отдельности, кажды за себя. Это ли не свидетельство духа тамошней левой молодёжи?
При всём моём крайне амбивалентном отношении ко всяким Nazi: я не думаю, что какие-нибудь праворадикальные, накачанные и агрессивные парни и девахи дали бы себя в течение около полутора часов покорно отстреливать, как баранов. От Брейвика бы там только ошмётки остались, при том, что погибло бы наверняка гораздо меньше народу...
edgar_leitan
Aug. 14th, 2011 01:06 am (UTC)
Едва ли будет действенным призыв, обращённый к коллективу. Если каждый индивидуум, по отдельности, не поймёт необходимость солидарности (общности определённых интересов)..., и т. д. и т. п.
Парадоксально, но такую вещь можно понять лишь на уровне личного осмысления. Иначе всё останется на уровне одних лозунгов (хорошо ещё, если так). Ну а в Европе, тем более, любое едва нарождающееся движение в защиту "своего" (любви к своему) тут же табуируется левыми/красными с их идеологией "либерального перевоспитания общества" (высказывание Аверинцева).

Я тоже боюсь, что учиться поздно. Но можно хотя бы попытаться понять...
masterwind
Aug. 10th, 2011 12:38 am (UTC)
весьма ))
edgar_leitan
Aug. 14th, 2011 12:52 am (UTC)
Благодарствую!
yarjournal
Aug. 10th, 2011 09:07 am (UTC)
В интересное время живём. Хотя в катастрофический сценарий я не верю. И та дорога, которой прошла идея свободы, мне скорее симпатична. Ведь кроме тёмной стороны, которую вы описали как разобщение, есть и другая, светлая. Что касается кризиса, то выражаясь в терминах Мамардашвили из его "физической метафизики" общество живёт, пока способно удерживать структуру; но является ли способность сплотиться перед лицом опасности, в случае, если структура даёт сбой, условием её удержания в макромасштабе - вопрос. Это, как говориться, ещё надо доказать. Плюс, совершенно новая ситуация если не с просвещением, то с доступностью информации. Глядишь - а новые варвары баховского хорала и на 50 тёмных лет не сотрут. О китайцах думаю как m_gluk.
edgar_leitan
Aug. 14th, 2011 01:00 am (UTC)
Доступность информация -- это, мнитми ся, далеко ещё не "просвещение". Последнее наступает, по словам великого прусского любомудра Иммануила Ивановича, когда человек выходит "aus der selbstverschuldeten Unmündigkeit", из состояния недееспособной инфантильности, в которой он повинен сам. А это возможно только через индивидуальное осмысление. Европейская свободная личность, какой её видел Кант и философы Нового времени, едва ли имеет внутренние точки соприкосновения с варваризованным обществом, где какая-либо индивидуальность исключена по определению: будь то тоталитарная коммунистическая модель или исламская умма в салафитской трактовке.
pingback_bot
Aug. 16th, 2011 12:30 pm (UTC)
Тоже задаю себе этот вопрос.
User gornyj referenced to your post from Тоже задаю себе этот вопрос. saying: [...] же, почему советские люди позволяли НКВД-шникам себя арестовывать и убивать. "Авось меня пронесёт!" [...]
gornyj
Aug. 16th, 2011 09:16 pm (UTC)
Может ответ кроется тут?

"...Цивилизация стремится построить максимально безопасный для человека и тем самым замкнутый мир. Ее забота - оградить человека от угрожающих для него внешних сил, она строит крепости и защитные сооружения. К нашему времени эти крепости уже превращаются в тюрьму. Человек живет почти целиком в рукотворном и целиком социальном мире, отгороженном от всего "нечеловеческого". Все глуше и глуше заколачиваются двери и окна в то, что по-старинному называли "миром Божиим". Ситуация довольно новая, до такой степени дело еще не доходило. В конце минувшего тысячелетия и века на одном международном научном симпозиуме ученые, оценивая наше положение и его перспективы, нашли для всего этого удачные слова - "тупик прямого продолжения". Путь, который мы выбрали, направив весь гений человечества на изобретательство и технику, на "овладение средой", ведет в тупик. И одновременно отклониться от продолжения этого пути кажется уже невероятным. Разрушение среды обитания - ясный, но не единственный знак этого тупика "овладения миром". Из каждого поколения самые талантливые люди, как видно, выбирают себе этот путь работы, служение невероятным еще для наших родителей техническим достижениям. Но невероятные прорывы техногенной цивилизации (искусственный интеллект, машинный перевод, расшифровка генома) уже, кажется, никого не радуют. Дальнейшее прямое развитие в эту сторону инстинктивно пугает. А области гуманитарного творчества при этом заброшены. Историки, филологи твердят о кризисе. Давно нет больших и ярких идей, новых парадигм в философии, филологии..."
Ольга Седакова
Интервью РГ за 17.08.2011 http://www.rg.ru/printable/2011/08/17/sedakova.html
edgar_leitan
Aug. 17th, 2011 11:36 pm (UTC)
Re: Может ответ кроется тут?
Это один из возможных ответов, из множества вероятных "виртуальностей". Насколько я знаю из упоминаний в литературе, человечество издревле тосковало по прошедшим временам, воспевая их, как недосягаемый идеал, и порицало всякий "нынешний век упадка и разложения".
Русской интеллигенции и западным интеллектуалам, насколько я знаю, вообще свойственно регулярно охать по поводу недофинансирования гуманитарных наук. Я и сам немного такой :) Они называют это "кризисом". Думаю, что подобные кризисы были всегда. Но подлинный дух пробьёт себе причудливые пути при любых условиях, так что эти причитания интеллигентного обывателя -- не философский разговор, а всего лишь жалобы субъекта, которого лишили привычных тепличных условий и отодвинули от социальной кормушки.
Зачем постоянно твердить об отсутствии "новых идей"??? Почему бы вместо этого не сосредоточиться на самом творчестве, на "производстве" этих самых "новых идей"?.. А уж время постепенно всё расставит на свои места.
gornyj
Aug. 18th, 2011 03:11 am (UTC)
Re: Может ответ кроется тут?
Да, время действительно все раставит по местам.
Благодарю Вас за ответ.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com