Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Наша Касталия: слово к новым и старым Читателям моего Журнала

Mura-daiva

Дорогие друзья, вольные духом касталийцы и все иные, уважаемые новые и старые френды, мимоходящие случайные Читатели, дамы и господа!
В качестве нерадивого хозяина этих записей, которым исполнилось уже 5 лет, мне бы хотелось сказать некое слово. Которое, я надеюсь, развеет иное какое недоумение или прояснит бывшее до сих пор невразумительным. Итак, заглавный пост.


Моя собственная концепция данного дневника менялась по временам, и не один раз. От платформы непосредственного и "как бы" живого общения поверх всяческих границ — до самых разноплановых записей, связанных с различными, нередко меняющимися интересами хозяина ЖЖ. От диалога к монологу — и обратно.

Из-за непредсказуемой разнородности материала мне довольно трудно определить общую тематику. Наверное, её вообще нет. Постинги о религии в целом, о христианстве, католичестве, православии, буддизме, индуизмe, исламе и тому подобном могут соседствовать с личными заметками, навеянными прочитанным, услышанным или случившимся, часто случайными. И моей крайне субъективной на то реакцией, далеко не всегда претендующей на взвешенный анализ. Рядом с персональными фотографиями и рассказами могут соседствовать статейки на научные или научно-популярные темы. Последние обычно связаны с проблемами востоковедения и восточной же филологии (в саму проблематику подобных обозначений сейчас углубляться не буду) или гуманитарных наук и образования в целом.

Тут же самое серьёзное может мирно уживаться с шуткой и даже откровенным ёрничаньем по какому-либо случаю: ибо автор не чужд некоторого юродства. А равно и с бытовым политизирующим резонёрством вполне частного человека и даже обывателя, австрийского бюргера, живущего вдалеке от какой бы то ни было реальной политики, в кропотливо возводимой башенке из слоновой кости собственного мысленного эремиториума.

Под влиянием некоторых чем-то разочарованных или разгневанных читателей моих записей сам неоднократно не могу не задаваться вопросом: в чём смысл этого ЖЖ, есть ли в нём какая-то "ценность", которая бы заставляла его вести дальше, ставя на суд читающей публикe?

На это следует ответить, что "смысла" и "ценности", внеположных хозяину и автору, в этом ЖЖ нет. Увы, друзья, и не ищите! Я не выступаю ни в учительной роли, ни в качестве профессионального популяризатора чего бы то ни было: квалификация не та. Да и денег за это не платят. Если о чём-то пишу, то лишь исключительно потому, что на то была конкретная душевная потребность, совпавшая с физической возможностию. Иначе говоря, интерес и время.

Смешно и грустно бывает по временам читать замечания в других журналах на тему, "достиг" ли чего-то там автор данных записей или нет. Нет, не "достиг", нет как нет духовных "постижений" и прочих просветлений, ни иных социальных достижений, по которым принято ныне измерять значимость человека. И намерений таких тоже не имеется. Нет созданной научной школы или оригинальной концепции. По крайней мере, в публичном пространстве. Нет голосов, видений махатм, нет никакой "Шамбалы". Только размышления приватного лица и попытка с их помощью упорядочить свою малую социальность. Как написал В. В. Розанов, "частная жизнь превыше всего!"

Неоднократно подумывалось и над тем, не прекратить ли этот ЖЖ, предав его сраму небытия. За никчёмностью. И всегда неожиданно появлялись какие-то, чаще всего по внешности случайные, отзывы или письма, будо знаки, словно бы исподволь говорящие: ещё не время!

Пишут и благодарят милые люди, которым та или иная запись на мгновение прочтения помогла, навела на глубокую или нужную мысль, в чём-то совпала с собственными размышлениями, где-то укрепила или что-то подтвердила. Всё это для меня — отдельные свидетельства субъективной "пользы", которая специально не задумывалась. Однако ж — вот она, в качестве побочного продукта! Всё это придаёт новые импульсы и вдохновение и далее по временам что-то писать.

Иногда неожиданные вопросы Читателей или их комментарии (благожелательные и критические), пусть и в т. н. виртуальном пространстве интернета, дают пищу для долгих размышлений в виртуальном же пространстве — собственного ума. Действенно влияя тем самым на "реальную" повседневность автора.

Будучи по обстоятельствам жизни и душевной склонности скорее христианином (пусть и вполне безалаберным), нежели чем-то иным, автор не чурается экскурсов в совсем другие мировоззрения, полагая свойственную человеку эмпатию и прилежание непременным условием познания "иного", внеположного себе, своим нынешним, врEменным и часто случайным координатам. При этом осторожный (научный) подход, способствующий замечанию нюнса и сложности, неуверенная оговорка оцениваются мной выше, чем уверенные в своей правоте утверждения какого-нибудь адепта, идеолога или практика экзотических вероучительных систем. Наверное, потому, что автор этого ЖЖ — плохой делатель. Его призвание скорее — самому учиться, подмечать и свидетельствовать.

Занятия автора востоковедными науками и нынешнее университетское преподавание в Вене — это, говоря словами латынских схоластов, "акциденции", соткавшиеся из множества переплетшихся между собою причин. образуй их плетения и междоузлия несколько иные узоры, это могли бы быть естественные науки (биология с химией), практическая церковная карьера, научная библеистика, школьное учительство, медицина или ещё Бог знает какая причудливая виртуальность. Неизменной "субстанцией" на фоне множества акциденций остаётся неизбывное размышление о своей судьбе в свете собственной смертной конечности, и о времени.

Да будет здесь и место для благодарственных слов. Несмотря на скептическое моё отношение к рекомой виртуальности, Журнал дал удивительные, вполне реальные, вызревшие плоды. Это знакомства с русскоязычными коллегами-востоковедами или с иными из читателей, некоторые из которых (знакомств) переросли в настоящую дружбу. Незабываемым опытом является сама "развиртуализация", когда "френд", состоявший дотоле лишь из ника, аватарки и комментариев, вдруг обретает плоть, становясь реальным, интересным человеком. Ну а про множество нужной информации, добываемой из ЖЖ, и не говорю — это понятно само собой. Также следует упомянуть б.-м. регулярное поддержание с помощью ЖЖ отношений с некоторыми старыми друзьями или нахождение с его помощью иных старинных знакомых, мнившихся давно пропавшими.

О ПОЛИТИКЕ ЗАФРЕНЖИВАНИЯ (френдительства?)
Для меня это в основном — акт вежливости и приглашение к возможному дальнейшему общению. "Зафренжу" в ответ такие Журналы, где имеются интересующие меня на данный момент записи или иные материалы, но не обязуясь регулярно комментировать. Прошу это новых и старых френдов заранее учитывать и не обижаться! Общаться предпочитаю на своей территории, являясь за недостатком времени крайне нерегулярным читателем (увы мне!) чужих дневников. На аккуратный просмотр френдленты, к сожалению, совсем нет времени. Однако на комментарии к моим записям стараюсь всегда отвечать. Гораздо чаще просматриваю ЖЖ тех, кто постоянно у меня появляется. Иногда зафренживаю через какое-то время журналы, если их авторы вдруг проявляются интересным комментарием или иным личным отзывом.

О ТОНЕ И СТИЛЕ
Откровенное хамство, нередко свойственное интернетовским форумам, в этом Журнале абсолютно исключено, как и употребление ненормативной, обсценной лексики. Вовсе не из-за крайне тонкой душевной организации автора, краснеющего подобно институтке при звуках мата или вовсе не знающего подобных слов. Просто таковы правила игры, желание создать специфическое пространство принципиальной доброжелательности к собеседнику. Даже в условиях полемики или критики.

Tags: верхний пост, итоги, личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 98 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →