?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Как наверняка помнят любители всяческой ужастнической голливудчины, "иногда они возвращаются". Это об оживших то ли мертвецах, то ли вампирах или иной нежити. В общем, кадаврах. А вот великий и незабвенный Совок после "крупнейшей геополитической катастрофы" всех времён и народов так и не помирал никогда по-настоящему. Восстанавливался, набираясь сил. Кажется, это все знают: почти что трюизм. Признаки возвращения Вия один за другим налицо, и они усиливаются. Иногда такие махонькие. Порой же бесспорные в своей очевидности.


Как живущий на вражеском России Западе "бывший" я от скуки приватно коллекционирую эти признаки, как известный почитателям гения Тарковского почтальон Отто собирал разные невероятные, мистические истории. Кроме грустного развлечения, истории эти служат мне лекарством от мучившей некогда ностальгии. Профилактическим средством, так сказать — от острых её приступов и от хронической хвори.

При посещении моём Питера и Торчиновских чтений полтора года назад глаза и слух мой резанули "товарищи преподаватели" и "товарищи студенты": в устной и письменной форме. Об этом я когда-то упоминал в своём ЖЖ. Самое для меня удивительное было недоумение университетских работников, что младше меня лет на 10 и более. Они в этих "товарищах" не видели вовсе ничего ужасного, а даже наоборот. Лишь люди около 40 лет (моего поколения) мой рвотный рефлекс прекрасно поняли, хотя только устало отмахнулись, заметив о поточном воспроизводстве "совка" как человеческого типа среди самых юных.

Мои истории разнообразного происхождения. Это и личные наблюдения, и то, что бросилось в глаза при барахтанье в интернете, рассказы друзей и знакомых.

Как-то на "Гранях-ТВ" видел один ролик про почитание Сталина в нынешней РФ. Там один такой юноша с чистым, чрезвычайно умным, но благоприобретённым стальным взглядом твёрдо доказывал необходимость России такого "гения", каким-де был Джугашвили, и ностальгировал о "величии справедливого" советского строя. И видно было, что никаких денег ему за это интервью никто не платил. То, что идёт от сердца, чувствуется сразу и безошибочно. Искренность не подделаешь.

Помню себя, с каким наслаждением я произносил на рубеже 1980 и 1990-х годов обращения "господин" и "сударыня". И если во времена позднего "Совка" я делал это ещё несколько украдкой, содрогаясь от сладости запретного плода, то после последнего трёхдневного танца маленьких чайковских лебедей известным августом — и вовсе без традиционного советского оглядывания по сторонам. Хотя те, к кому я тогда обращался, на "милостивых государей" явно ни по одной статье не тянули, разве что одна пожилая дама в питерском "Доме Книги", что буквально расцвела от такого нежданного обращения. Но то было как бы авансом, в ожидании будущей мутации советского человека в европейского. Которая неизбежно наступит, как мне тогда казалось. Errare humanum est!

Про стилистику речи, красные флаги и тому подобное также говорить нечего. "Совок" как человеческий тип живёт не только в государственных чиновниках "Единой России", но и в церковных функционёрах. Ещё одна примечательная мутация, описанная великим Оруэллом. Каждый сам может при желании собрать в интернете коллекцию православных батюшек, в речениях которых так и ощущается председатель колхоза, политрук или член профкома. Хотя что это за птицы, вряд ли знают нынешние двадцатилетние. Разве что по ностальгическим сериалам.

Доводилось (в интернете же) слушать священников, почти что ботающих по фене, как самые что ни на есть "реальные пацаны" или приблатнённые "социально близкие". Стилистику, особенно же интонацию устной речи не скроешь.

И, наконец, новая маленькая история, которую рассказал мне друг, ныне поступающий в некую аспирантуру некоего вуза в Москве. Оказывается, опять появились анкеты, где будущему аспиранту требуется рассказать во всех подробностях, когда, куда и с какой целью тот ездил за границу! Вероятно, многие не поймут моих смятённых чувств. Особенно те, что постоянно живут в РФ. Но я-то от этакого счастья успел изрядно поотвыкнуть, прожив уже 17 лет в свободной (пока...) стране.

Так что от одного того рассказа буквально похолодели синюшные конечности и стал навыворот, к своей изнанке передвигаться орган пищеварения, будто вдруг трупной тухлостью сладковато потянуло или тинно-болотным духом. Вот, думаю, дожились!

Pодичи потом подтвердили. Оказывается, с некоторых пор оживились или были вовсе вновь введены первые отделы при всех заведениях. Задачи которых известны всем, выросшим в соц. "лагере". Отсюда и все анкеты, и вопросы в них. Добро пожаловать в мир докомпьютерных технологий, пера и бумаги! В общем, моё омерзение было тем сильнее, чем более этот, по-видимому, секрет Полишинеля, стал для меня неожиданностью. Видимо, на компьютерные базы данных денег нет (разворовали, как и водится: распил, откат, занос!). Да на бумаге-то — оно и способнее, действует традиционно и безотказно-верно, выявляя классово чуждых.

И ещё сказали, что везде вновь происходит активная вербовка стукачей. О последнем я сам было стал догадываться, заметив появление в последнее время множества фильмов, прославляющих и героизирующих советскую разведку, КГБ или ФСБ. Таких добротно поставленных, с хорошим актёрским составом и тем более опасных своей "достоверностью", как "Последняя встреча". Или таких невероятных телесказок, как "Смерть шпионам", напоминающих шпионские повести начала сталинских 1950-х. Тенденция, однако.

Помню, как уже ближе к конце 1990-х, уже изрядно пожив вне родного Питера, я страшно скучал по русской речи, жадно ловил её на улицах Вены, тосковал по белым ночам или даже осенним питерским миазмам. Всё переломилось уже в 2000-е, когда тело, мнившееся давно опочившим, объявило о своём поднятии с колен, вновь и вновь развязывая маленькие войнушки с великими врагами империи в лице подлых грузинов или ужасных прибалтов, грозясь то нечто "отрезать, чтоб больше не выросло", то призывая "удаляться, стуча копытами". Русских эмигре-нуво (émigré nouveau), помимо туристов, значительно поприбавилось и в Вене, и ныне редко где не услышишь в её центре или даже на рабочих окраинах родной речи с приблатнённым говором, порою сдобренной родным же матерком.

Стало быть, к чему это я? Ах да, ностальгия… Вы знаете, от неё я излечился. На всякого мудреца довольно простоты. Ну, а родная речь — она ведь всегда со мной. Скорее в запылённых томах добольшевицкого времени, где не слышно всепроникающе-наглой блатной интонации, ставшей в речи бывших сограждан такой обыденностью, что даже упоминать-то об этом странно.

Comments

( 64 comments — Leave a comment )
irescha
Sep. 5th, 2011 07:49 pm (UTC)
Кое-что новое почерпнула.(Это я об анкетах и первых отделах).

Что касается стукачей,агентов всех мастей-это тоже понятно,очень востребованный товар сегодня.

Насчет речевых оборотов...так поколение,которое изъяснялось на уровне "милостивый государь" уже как говорят "иных уж нет,а те далече"...

Но вот самое интересное я заметила в этом обрывке фразы..."в свободной (пока...) стране".

Час назад закончила читать вот это...http://www.novayagazeta.ru/data/2011/090/03.html

Что скажете,Эдгар? На мой взгляд ,если отбросить пафос,некоторые рациональные зерна здесь есть.
edgar_leitan
Sep. 5th, 2011 08:39 pm (UTC)
Если отбросить особенности стиля г-жи Латыниной, многие её наблюдения и выводы мне близки и понятны. "Пока..." -- это на всякий случай, чтоб не сглазить :)
(no subject) - irescha - Sep. 5th, 2011 08:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 5th, 2011 08:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Sep. 5th, 2011 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 5th, 2011 09:24 pm (UTC) - Expand
korgimama
Sep. 5th, 2011 08:10 pm (UTC)
Прочитала, удивилась. Чего было бояться в конце восьмидесятых-то говорить "сударыня" и "господин"? За это и в семидесятых не сажали и в милицию не вели.
Так странно, когда мужчина ностальгирует по собственной необоснованной трусости.

Понятно, конечно, что нужно хоть как-то оправдать то, что живешь не на родине и не получаешь массу бонусов и поддержки, которая есть на родной земле (не от партийных функционеров, а от людей своего круга, с общем детством итп), но так...
edgar_leitan
Sep. 5th, 2011 08:32 pm (UTC)
#мужчина ностальгирует по собственной необоснованной
Странно Вы как-то всё поняли, сударыня :) Впрочем, каждый понимает в меру своей способности и желания понять. Объявить трусом человека, которого даже не знаешь, да ещё в его юношеских годах, этак презрительно фыркнув свысока -- мда-с, очередной признак советского человека из разряда советской же интеллигенции... Как всё это знакомо, до судорог. Однако ностальгии не вызывает, уверяю Вас, никоим образом!
поменьше читайте Грани - korgimama - Sep. 5th, 2011 08:38 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
edgar_leitan
Sep. 5th, 2011 08:38 pm (UTC)
О. Яков! Чем же Вам Латынина так не угодила? За исключением несколько небрежного журналистского стиля, иногда доходящего до хамоватости, и несколько однобоких обобщений (как и всякие глобальные обобщения), со многими её наблюдениями и выводами не могу не согласиться.
Правду сказать, христианство она страшно не любит и довольно разнузданно его ругает при всяком случае. Мне эта её черта также несимпатична и не близка.
(no subject) - piotr_sakharov - Sep. 5th, 2011 10:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 5th, 2011 11:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Sep. 5th, 2011 11:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 6th, 2011 12:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Sep. 6th, 2011 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 6th, 2011 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Sep. 6th, 2011 10:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 9th, 2011 01:24 pm (UTC) - Expand
philtrius
Sep. 5th, 2011 08:40 pm (UTC)
Зато спутники чаще падаютъ… Несмотря на всю шпiономанiю.

edgar_leitan
Sep. 5th, 2011 08:47 pm (UTC)
Верно, верно. Опять же, воруют больше.

(no subject) - philtrius - Sep. 5th, 2011 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 5th, 2011 09:23 pm (UTC) - Expand
manya_masha
Sep. 5th, 2011 09:12 pm (UTC)
А меня ребёнка перешла в новую школу (сама выбрала, со специализацией) из неплохой, но вполне совковой гимназии (когда-то была советской спецшколой, многое сохранила и хорошее, и плохое оттуда еще, но в последние годы совковеющая на глазах). И к ним теперь обращаются "коллега", а когда в процессе знакомства кто-то из учеников, не будучи в силах вспомнить чьего-то имени, на вопрос "Как зовут Вашего коллегу?" сострил "калека", - был отбрит педагогом вежливо, но внятно.

В общем, пока оазисы антисоветсткости еще живы. Посмотрим, что и как будет дальше, но четыре дня учебы очень радуют: дочка прям расцветает и человекообразнеет на глазах. :)
edgar_leitan
Sep. 5th, 2011 09:21 pm (UTC)
Я радуюсь этому обстоятельству :)
Но, как я писал, мои сведения чрезвычайно отрывочны, и я всегда рад их уточнению, так как изрядно поотвык от советской родины, да и вспоминаю её (то есть режим и идеологию -- не язык, конечно) далеко не всегда добрым словом. Так что такие отдельные напоминания о том, что Ленин или Дзержинский всё ещё "живы в наших сердцах" -- чpезвычайно для меня болезненны и вызывают целую гамму соответствующих реакций.

Edited at 2011-09-05 09:22 pm (UTC)
(no subject) - manya_masha - Sep. 5th, 2011 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 5th, 2011 09:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - manya_masha - Sep. 5th, 2011 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 5th, 2011 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - manya_masha - Sep. 6th, 2011 04:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 6th, 2011 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - manya_masha - Sep. 6th, 2011 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 9th, 2011 01:33 pm (UTC) - Expand
poiupredatel
Sep. 6th, 2011 06:19 am (UTC)
Любому кажется, что зло увиденное им лично самое ужастное из всех. А что видят нынешние двадцатилетние? В экономике-смесь дикого капитализма с новым сословным разделением, в политике претензии не самой крупной банановой республики, и это все на фоне пропоганды уровня самых худших образцов загнивающего социализма. Неудивительно что многими СССР воспринимается как пример всего лучшего. Это если в конспирологию не впадать.
Кстати, я тогда не поблагодарил за помощь. Спасибо большое.
edgar_leitan
Sep. 6th, 2011 11:03 am (UTC)
Вся эта опереточная реставрация квази-советского режима и идеологии меня лично пугает, потому как оперетка может незаметно превратитьсяв трагедию, смешанную с фарсом.
Видите ли, нынешняя здешняя для меня (европейская) "прогрессивная" молодёжь тоже странным образом ностальгирует по Эсэсэру. Вот, -- думаю при этом, -- на БАМ бы вас, или на месячные каникулы на лесоповал, без права переписки! Да разве ж поверят...
(no subject) - poiupredatel - Sep. 6th, 2011 03:16 pm (UTC) - Expand
m_ignatieva
Sep. 6th, 2011 03:27 pm (UTC)
Да, у меня близкие ощущения. И этот чудовищный язык молодых (моложе 35) священников, и притеснения ученых, и подача новостей на 1 канале - особенно отчеты о встречах премьера с министрами (иногда задерживаю взгляд...). Только мне кажется, что вряд ли речь идет о реставрации, просто потому что думаю, что история не дублируется в таких грубых ксерокопиях. Что-то новое раскручивается, по сравнению с которым гадкое советское может показаться вполне сносным (терпели же). Новое в духе предельного цинизма и безнаказанного грабежа и Бог знает чего еще.
edgar_leitan
Sep. 9th, 2011 01:27 pm (UTC)
У меня тоже такое ощущение. Но мне судить ещё труднее, и аберраций восприятия больше, потому что я уж очень давно не живу в России, сужу только по "знакам" в СМИ и восприятию ситуации во время своих редких наездов к родителям.
(no subject) - m_ignatieva - Sep. 9th, 2011 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 9th, 2011 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_ignatieva - Sep. 9th, 2011 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 9th, 2011 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_ignatieva - Sep. 9th, 2011 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 9th, 2011 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_ignatieva - Sep. 9th, 2011 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 9th, 2011 09:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_ignatieva - Sep. 10th, 2011 06:08 am (UTC) - Expand
Oooo! - edgar_leitan - Sep. 10th, 2011 11:42 am (UTC) - Expand
Re: Oooo! - m_ignatieva - Sep. 10th, 2011 03:21 pm (UTC) - Expand
Re: Oooo! - edgar_leitan - Sep. 10th, 2011 06:10 pm (UTC) - Expand
atma_yajin
Sep. 11th, 2011 10:05 pm (UTC)
Доктрина 77
Не знаю насколько Вам знакома личность Ивана Охлобыстина, известного российского актёра, сценариста.., а так же священнослужителя РПЦ, временно освобождённого от служения по собственному желанию. Иван неожиданно заявил о желании участвовать в предстоящих президентских выборах, а сегодня озвучил своё виденье дальнейшего развития России "Доктрину 77". Смотреть или вернее слушать все полтора часа утомительно, достаточно прокрутить несколько моментов, что бы уловить суть происходящего.
http://youtu.be/0otROwzB1oM

Надо добавить, что Охлобыстин пользуется достаточно большой популярностью и поддержкой.
edgar_leitan
Sep. 11th, 2011 11:23 pm (UTC)
Re: Доктрина 77
Охлобыстина знаю, но его идею почитаю довольно безумной, или юродской.
Re: Доктрина 77 - edgar_leitan - Sep. 12th, 2011 12:06 am (UTC) - Expand
bratorm
Jan. 10th, 2012 12:47 pm (UTC)
Да, Союз продолжает жить, в своем эрзац-состоянии - прежде всего, РФ + Беларусь. Возможно, Вам будет интересно мнение историка Фёдора Синельникова и писателя, сценариста Юрия Арабова (постоянный сценарист Александра Сокурова, в т.ч. недавнего "Фауста") о судьбе Советской державе и ее будущем http://sinelnikov-f.livejournal.com/863.html и http://sinelnikov-f.livejournal.com/1520.html.
События конца 2011 г. подтверждают их предположение о приближении второго коллапса этой державы.
( 64 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com