Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

О русских и латышах: по следам одного моего выступления



29 сентабря на кафедре скандинавистики в рамках КОНФЕРЕНЦИИ (научного кружка, Arbeitskreis) по "Национальным стереотипам в политическом, религиозном и научном дискурсе в странах Балтийского региона" прошло моё выступление по "Взаимному восприятию латышей и русских". Методический подход состоял в культурологическом, языковом и историческом, — описательном, — анализe наиболее часто встречающихся языковых клише, выуженных из различных русско- и латышскоязычных публикаций, доступных в интернете, а также в обработкe обширного материала разных интернет-форумов на обоих языках.


Интернет-форумы с их виртуальным общением нередко принято ругать помойными ямами, куда люди выпускают пар своей неосуществлённой в "реальной" жизни агрессивности. Всё это зачастую так и есть, если принимать эти форумы за то, за что они пытаются себя выдать.

Однако для внимательного, сфокусированного взгляда культуролога, исследующего разного рода стереотипические, клишированные представления (а такова во многом материя смыслов, называемая "культурой": она обязательно будет состоять в том числе и из поточного воспроизводства определённых, ограниченных клише!) — ценным источником может стать даже интернет с его непременной "помойкой мнений".

Готовясь к своему докладу, вновь и вновь размышляя на такие больные для меня темы, как взаимные отношения обоих народов, я снова осознал, почему мне психологически страшно тяжело было бы постоянно жить в Латвии (дело здесь не в материальных условиях жизни), где известный мировоззренический раздрай между "общинами" латышей и русских за 20 лет политической независимости республики не только не уменьшился, но значительно углубился. Только в моём случае упомянутый раскол проецируется на душевную субстанцию, что вдвойне тяжелее.

При всём том, что русский язык для меня тоже родной, находясь в Латвии, я по ряду причин не могу чувствовать себя иначе, как латышом и воспринимать присутствие там множества русскоязычных жителей как крайне отрицательное условие, в будущем практически обрекающим латышскую культуру и язык на вымирание. О некоторых из этих причин, коренящихся в утробности далёкого детства, я когда-то даже написал нечто вроде маленького ЭССЕ.

Имея в виду все эти обстоятельства, мне было непросто сохранять относительную объективность в освещении и анализе многообразного материала. Подобные трудности возникают у богослова (в отличие от религиоведа, свой материал попросту отстранённо описывающего; впрочем, для многих богословов это никакая не трудность, а обычный, стандартный приём оценки, лишённый какой-либо метарефлексии: что не "моё", то неистинно, плохо...) — в оценке теологических воззрений учёного представителя не своей конфессии. Это же должен испытывать музыковед, который к тому же — талантливый музыкант, рассуждая о музыке, считающейся "посредственною".

Сходным делом, как мне кажется, занимался покойный М. Л. Гаспаров (с которым мне в 1990-е гг. мне посчастливилось познакомиться в Вене на его курсах по русской поэзии и поэтике), запрещавший себе как учёному любить или "не любить" того или иного автора, и предпочитавший как раз исследовать поэзию, ничем особо не выдающуюся.

В общем, в деле культурологического анализа материала, в быту за живое затрагивающего исследователя, требуется множество уровней рефлексии и искусственное конструирование отстранённой метапозиции, в обыденности едва ли возможной (невозможно быть все 24 часа в сутки "быть философом" и "держать мысль", что бы там ни говорил А. М. Пятигорский или его друг Мераб Мамардашвили).

Однако осознание всей искусственности и условности своей метапозиции делает подобное предприятие интересным — как маленькая инициация в философское мышление, что бы при этом вкрадчиво ни подсказывали собственные вошедшие в плоть и кровь стереотипы, непроизвольно волнующие повседневное воображение.
Tags: Латвия, балтистика, латышский язык, размышления, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments