?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



„Вот они где у меня сидят, эти интуристы! — интимно жаловался Коровьев, тыча пальцем в свою жилистую шею. — Верите ли, всю душу вымотали! Приедет... и или нашпионит, как последний сукин сын, или же капризами замучает: и то ему не так, и это не так!..“
М. Булгаков, Мастер и Маргарита


Исполняя обязанности правда не интуриста, но как бы почти хрестоматийного литературного шпиона, сходил вчера (26.10.2011) в Вене на народнoе сборищe по случаю празднования Национального праздника Австрии, бывшего Дня флага, введённого (помимо других поводов) по случаю вывода из Австрии послевоенных оккупациoнных войск — советских и союзнических.

Погода была слякотная, морось и хлябь, но на душе как-то удивительно радостно. Неужели, подумалось, эта малая альпийская странка успела стать мне за 17 лет жизни в ней настолько родной и близкой? Удивительное ощущение. Против моих обычных ожиданий и опасений, густоватые толпы праздного люда, состоящего как из местных жителей, так и из азиатского вида увешанных фото- и видеокамерами туристов, не вызывали отторжения. Всполохами возникало даже чувство эмоционального единения с этими людьми, с их повседневными заботами, которые и мне не вовсе бывают чужды.

И звучание такой родной ставшей для меня австрийско-немецкой речи, искристо окрашенной разноцветными диалектными вкраплениями, точно незатейливыми самоцветами. То, что иных из моих венских или, к примеру, тирольских друзей раздражает как узкое местничество, самому мне даёт ощущение уюта и домашнего тепла. Иное дело, когда дом — вот он, перед глазами, с его стенами, хранящими в срезах всю историю Европы, с седой древности, какой бы она ни была временами: варварской, жестокой и изысканно-утончённой, книжно-любомудрой.

А другое, чувство космического холода — возникает, когда "адрес не дом и не улица", а чуть ли не вся бескрайность Вселенной, наполненная забитым или даже остервенелым людом с безнадёжностью в глазах вместо "завтра". Есть от чего содрогнуться. То, что других исполняет гордыней, эта вплоть "до Последнего моря" тянущаяся горизонтальная математическая линия, помноженная на хищно изострённый кол "властной вертикали", является мне в кошмарных снах серыми образами лагерей смерти, опутанных колючей проволокой, и вереницами землистых зеков, уныло бредущими под лай сторожевых волкодавов навстречу своей судьбе.

Интересно, что речь русская, которая для меня, конечно же — одна из самых глубинно-родных, и следа чувства уюта не даёт, если пребываю, ею со всех сторон, точно ватой, окружённый. В ней — режущая боль узнавания, но и источник необъяснимой тревоги, и чувство опасности, исходящее для меня от всего, так или иначе связанного с Красной площадью и московским Кремлём, где главным — Лобное место и почти явственно слышимый терпкий запах крови. Что это — генетическая память, врезавшаяся незаживаемой раной в сердце, и узнающая едкий ужас поколений и замученных миллионов — в скособоченных образинах современности?..

Горько и со слезами примиряюсь с ней, с родною российской речью, только беседуя с глазу на глаз, тайно, — с старой русской книгой, моим давним и безнадёжным другом, от которого не могу отказаться никогда и нигде, а порою разговаривая и с живым носителем этого книжного знания, внимательным, деликатным, неспешным. Живым свидетелем другой Руси (Той, которой так никогда и не было, и вряд ли когда случится. Ибо если чудеса и бывают, то только не здесь, где гаснет надежда). Каковым другом и ненавязчивым учителем стал для меня в Вене С. С. Аверинцев, давно уже, увы, ушедший, и о котором хочется плакать, наши встречи вспоминая.

То и дело читаю на сайтах какие-то комментарии унылых российских "патриотов", по ярой советской привычке клеймящих "западное общество крайнего индивидуализма". Читая или слыша такое, делается и смешно, и грустно за человеческую глупость. Если есть такая абстрактная целостность на так называемом Западе, как "западное общество" (конечно же, обществА, в единственном числе, тут нет. Как нет и "Запада". Есть множество каких-то сложных переливчатых градаций), то общество это характеризуется прежде всего не "крайним индивидуализмом", а гораздо более высоким, по сравнению с нынешним российским или советским, уровнем гражданской солидарности его членов, в идеале — личностей и сознательных членов правовых отношений (по Мамардашвили: "европейцев, которых не может не быть, потому что я знаю, что они есть"). Именно потому, что тут имеется какое-никакое общество, в противоположность взаимозаменяемости помножаемых государственной машиной на ноль шурупов механизма, озабоченного своим металлическим "величием" и смазываемого маслом постоянного поиска внешних и внутренних врагов.

В проклятой извечности этой российской государственной механики — причина отходов её жизнедеятельности, кровавой мясной щепы рубимого леса. Поглядишь на это лицедейство многочисленных облизьян от потешной политики, — хотя бы издалека, — и как тут не вспомнишь азиатско-буддийские мыслительные конструкции о неизбывности "кармы народов"! Неплохо эту грустную мысль излагал в своих тюремно-лагерных "Чёрных тетрадях" и "Мыслях буддиста" одна из жертв советского эксперимента, бурятский лама Бидия Дандарон.

Обо всём этом думалось, гуляя по праздничной, хотя и мокрой Вене. Выставка-демонстрация современных европейских вооружений, на которой любопытствующие взрослые и восторженные детишки с горящими глазами (вот уж для кого был всамделишний праздник, так это для детворы!) могли залезть в кабины самолётов, вертолётов и танков и понажимать на кнопки или подёргать за штурвалы, производила вид отнюдь не угрожающий. В одной из вытянутых брезентовых палаток, долженствующих изображать место работы главного военного штаба и наполненной всяческой электроникой, я даже по застарелой, советских времён, въевшейся в плоть привычке ("на всякий случай") спросил, можно ли тут фотографировать, на что получил весёлый утвердительный ответ.

И продолжил, как и положено добродушному шпиону, с фотоаппаратом в руке добывать австрийскую военную тайну, так неосмотрительно выставленную на обозрение не только законопослушных граждан, но и возможных врагов европейской демократии. Последние то и дело свободно сновали вокруг, с тюбетейками, нависающими над бородатыми лицами, напоминающими одного древнего Пророка (Аллах его да благословит и приветствует!), или вовсе будучи закутаны в чёрные бурки. Кто знает, не таились ли под какими накидками изящные пояски шахида? Замечая моё любопытство, иные из обладателей тюбетек одаривали меня настороженным и мрачным взглядом.

Попробовал было вообразить, а можно ли было бы вот так же от души полазать по российским танкам, БТР-ам или МИГам, подёргав за рычаги, скажем, в российский День победы 9 мая — но тут уж моя фантазия, на бедность коей я обычно не жалуюсь, вовсе и окончательно отказала, при попытке вообразить безумные вещи, ей совсем неподвластные и всякому человечьему разумению запредельные.

Подобным же очевидным, но по российским меркам невероятным фактом являлся приём в течение 2-х или 3-х часов обычных людей с улицы австрийским президентом и государственным канцлером. Конечно, там стояли полицейские, и охрана в штатском, и через звенелку надо было проходить, — но всё же, но всё же... Проходили все, кто желал. Вероятно, весь приём ограничивался дежурным рукопожатием главы государства и правительства и, в лучшем случае, парой вежливых слов. Можно было бы постоять самое большое полчаса (или около того) и самому убедиться, однако я этого делать не стал — дома ждали дела поважней.

Для меня подобный опыт был не совсем нов. Несколько лет назад мне приходилось встречаться на улице в Вене то с гос. канцлером при переходе улицы (взаимно раскланялись) или открытии одного церковного музея (тогда меня ему лично представили), или с министром (министрессой) иностранных дел на приёме в одном прибалтийском посольстве, а неоднократно просто на улице — с Венским митрополитом кардиналом Шёнборном. При этом никаких интересных должностей я не занимал, а везде оказывался как-то случайно.

Таковы были мысли, ассоциации и впечатления этого сумбурного дня. Кое-кто, возможно, по бытующей российской привычке углядит в этих приватных откровениях сугубо частного лица, да ещё и написанные одним изливом, под влиянием момента, злющую русофобию (как же без неё? да ещё когда от иностранца исходит!). Однако, как (извечно) говорят мудрые древние индийцы: "Тан прати найша ятнаха", — "Что мне до них!" Иначе говоря — на всех не накланяешься... У каждого своя судьба, которую Сокровенный Искусник вытачивает своим тайным резцом, и Который даже самую постыдную болезнь и ноющую боль возможет обратить во благо жаждущих правды существ.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
segop
Oct. 28th, 2011 02:46 am (UTC)
на всяк чих не наздравствуешься!
Вот ведь оно так выходит - на какие рукописания тебя твой (!) Великий Архитектор резцом своим вдохновил. Да ещё мастерком поди! Или уголником с циркулем? :))))))))))))
edgar_leitan
Oct. 28th, 2011 05:58 pm (UTC)
Re: на всяк чих не наздравствуешься!
С готовностию припадаю к бархатно-лотосным стопам великаго учителя любомудрия некоего, нарицаемаго острословием! Признаю его полное превосходство и смиренно преподношу в дар орден золотого жёлудя и дубовой ветви! :-)
old_russ
Oct. 28th, 2011 06:49 am (UTC)
"... а можно ли было бы вот так же от души полазать по российским танкам, БТР-ам или МИГам, подёргав за рычаги, скажем, в российский День победы 9 мая..."

Легко! В детстве и лазано, и дергано, и даже стреляно.
edgar_leitan
Oct. 28th, 2011 05:53 pm (UTC)
И никто Вас за шионство или вредительство не загребал? :)
Но я-то имел в виду не десятки лет назад, а нынешние недобрые времена, с их новым разгаром бурлеска шпиономании.
old_russ
Oct. 29th, 2011 10:29 am (UTC)
Ну, родился я в месте, где на всех телефонных списках стояло: "Осторожно, враг подслушивает!", да и отслужил в 70-е два года в организации, вами несколько демонизируемой, "подслушивая" в ответ того самого врага - есть с чем сравнивать. ИМХО "нынешние недобрые времена" - диетические.
edgar_leitan
Oct. 29th, 2011 12:04 pm (UTC)
Ну так моя "демонизация" известных организаций имеет исторические корни. Лично я знаком с некоторыми людьми "оттуда". Такие организации, конечно же, имеются и должны быть в каждой нормальной стране. А если норма самобытная, то и профиль организаций, и специфика их действия весьма отличны от нормальных. Огромный дом с большой печкой, и щепок, выходит, не жалко: "бабы новых нарожают". Вполне могу допустить, что, говоря словами Буковского, "возможно, и Брежнев был очень неплохим человеком, только работа у него скверная, Генеральным секретарём". А "диетическими" были и брежневские годы, хотя сажали в них, как мы знаем, обильно. Нынешняя российская диета, возможно, перейдёт вскорости и к более скоромной кухне, к обильному свежему мясцу с кровью. Нет-нет, упаси меня Бог от такой диеты, когда могут просто на улице прихватить у забить в отделении до смерти, или дело из воздуха соткать и пришить -- примеров-то доказанных предостаточно.
old_russ
Oct. 29th, 2011 03:04 pm (UTC)
Про "дом с печкой" не понял, но может это и не так важно. Я не собираюсь ничего оценивать, только исходя из своего опыта констатирую, что уровень "шпиономании" в России не выше чем во всем мире (хотя бы в той части мира, которая кому-то интересна).

Политический сыск, осуждаю, но не обсуждаю - не компетентен. Т.е. объектом пару раз становился, но от близкого знакомства бог миловал. Шпионы же ИМХО профессия, как минимум неизбежная, а то и полезная, а главное нигде не имеющая никакой специфики.

Если и есть у России что-то специфическое, то лишь то, что после некоторого перерыва, вновь стало нельзя торговать каждому всем без разбору. Некоторые не понявшие этого, сели. ИМХО закономерно. Жаль, что остались те, кому это все еще эксклюзивно дозволяется.

И уж точно никакого "мясца с кровью" не просматривается в перспективе, как сознательного тренда. Никому это не нужно. Не выгодно. Что будет? Много всякого - хамство, воровство, быдлячество и растущее потреблятство. Меня ЭТО волнует, а прочее вторично.
edgar_leitan
Oct. 30th, 2011 12:48 pm (UTC)
хамство, воровство, быдлячество
Так это тот быт со своими вроде как мелочами, из которых и вырастают новомодные "тренды", и формируется сама культура. Если жлобство так всеохватно, и если подобные субъекты сидят сплошь в политике, а не на нарах, то и перехода к массовой войне всех против всех не миновать. В качестве перспективы. Тем более что слоган "скоро война", похоже, вновь обретает популярность.
old_russ
Oct. 30th, 2011 06:37 pm (UTC)
Re: хамство, воровство, быдлячество
Да нет, не всеохватно. Но спор о том, пуст или полон наполовину стакан... не бум :))
Если о серьезном, после Ливии любой слоган актуален: "скоро война" или "скоро новый год" - не угадаешь. Правил, даже таких дурацких, как были раньше, нет - только цинизм, демагогия и ложь. И всё это не монополия России.
edgar_leitan
Oct. 30th, 2011 07:58 pm (UTC)
всё это не монополия России
Это верно! Но "после Ливии" что-то там такое, или "после Аушвица нельзя писать стихов", или "после 11 сентября"... -- Какая разница, после чего? Это искусственные рубежи, конструкции мысли (не-мысли) заданные СМИ. Известный вЕнец первой трети 20 века Карл Краус писал свой "Конец мира от чёрной магии", разумея под последней прессу. В наше время чёрная магия тотальной лжи и демагогии только набрала силу и расширилась. А нынешняя атмосфера в официальной Европе (Брюсселе) потому и пронизана ложью, что напитана метастазами социализма. Совок вроде как помер, но дело его живёт, и ещё как живёт! Ergo, капитализм брутален, но социализм лжив до исподнего.
old_russ
Oct. 29th, 2011 04:39 pm (UTC)
Отчасти по теме.
Если не смотрели, рекомендую.
«Жара» Александра Архангельского
http://yarcenter.ru/content/view/44411/226/
edgar_leitan
Oct. 30th, 2011 12:49 pm (UTC)
Спасибо, обязательно посмотрю, т. к. не видел.
yarjournal
Oct. 28th, 2011 07:31 am (UTC)
قطب
Истинно, у каждого своя судьба. Пора уже зафиксировать в орфографической норме два названия страны - одно с прописной, другое со строчной. Вот Аверинцев жил в той, которая с прописной. Туда ход только через реку вброд, в обход погранзаставы.
edgar_leitan
Oct. 28th, 2011 05:51 pm (UTC)
Re: قطب
Да-да, очень верная метафора. Как же однако мало таких, свободно проходящих "мимо погранзаставы"!
triglochin
Oct. 28th, 2011 08:10 am (UTC)
Текст получился вполне как эссе
в целом - да. Но мне как правило хочется разбавить краски: и среди русских людей много больше, чем, кажется, следует из текста (хотя и не много вообще, хотя кто их считал?) людей, которых Вы называете людьми Другой Руси, и в обществе "стран к западу от востока" к сожалению (искреннему) не все ладно. Но разве Вы не согласились бы с тем, что иначе (при совсем четком разделении) все было бы слишком.. просто? неправда?
На вторую, печальную мысль, меня навели две вещи, о которых узнала, пока была как раз на западе Европы - прочитанные у одного друга сообщения о каком-то нео-марксизме (правда, в США, может, это принципиально отлично) и демонстрации (признаюсь сразу, что не вникала подробно в суть протеста, но он показался мне как раз противоречащим раумно устроенному и солидарному обществу, которое во многом все же есть).
А на первую, радостную, мысль навели разные - личные и виртуальные - встречи.
(это если коротко)

Извините, если вышло сумбурно :)

edgar_leitan
Oct. 28th, 2011 05:50 pm (UTC)
Re: Текст получился вполне как эссе
Конечно, я согласен, что всё несколько сложнее. Однако ж и предупреждал, что написано под влиянием специфического настроения.
Все эти неомарксизмы -- это такое милое влияние СССР и его идеологии. Да, эти метастазы всё собою забили, и от них Европа вполне себе может умереть. Отвратительно.
Увы, людей "другой Руси" встречал не так много. И иные даже из самых хороших из них ничуть не возразили бы против русификации окраин бывшего Сов. Союза. Поскольку половиной моего существа я как раз "нацмен" и люблю латышский язык, такое отношение мне претит.
triglochin
Oct. 29th, 2011 06:12 pm (UTC)
Re: Текст получился вполне как эссе
стараясь соблюдать осторожность и никого не задеть, редко высказываю эту мысль, но она, к сожалению, никуда не уходит - а состоит в том, что больее зло, на мой взгляд, это пренебрежение своим языком со стороны тех, для кого он родной. Чуть ли не в основном общаюсь с теми, для кого родной - латышский язык, но на самом деле мне грустно это видеть (слышать) в любом случае. За руский, пожалуй, в бОльшей степени стыдно и больно, но грустно - в любом случае.
Впрочем, это, возможно, и симптом чего-то еще (нет стимула формулировать рассуждения..)
edgar_leitan
Oct. 30th, 2011 12:44 pm (UTC)
Re: Текст получился вполне как эссе
Я понимаю, о чём Вы говорите. Да, я иной раз не могу без стона отвращения слышать латышей, на своём языке разговаривающих. Берёт оторопь о охватывает ощущение безнадёжности... Русских хотя бы гораздо больше миллионов...
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com