?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Довелось мне недавно обстоятельно побеседовать за обедом, когда у нас проводилась международная конференция по буддийской эпиграфике, с одним весьма известным немецким буддологом из Фрайбурга, академиком и профессором Оскаром фон Хинюбером. По его "Обзору ранних среднеиндийских языков" (Das ältere Mittelindisch im Überblick) я когда-то сдавал общий вводный курс по пракритам, практически выучив (на тот момент) книжу наизусть.


Так вот, он рассказал, что кафедру индологии, которые он во Фрайбурге в Брайсгау возглавлял, после того, как он вышел на пенсию, попросту тихонько упразднили. Сам от года на три свой выход на пенсию оттягивал, чтобы попробовать спасти кафедру, да не тут-то было. Решение то ли в министерстве, то ли в университетском сенате было принято. Причём самое забавное, что и сенат, и министр спихивали ответственность за это принятое решение друг на друга.

Как человек, далёкий от столь высоких сфер, я думал, как и многие мои коллеги, что дело просто в финансировании. Иначе говоря, министерским или университетским чиновникам денег жалко на столь "бесполезные", с точки зрения нынешней любви к чистогану и идола самоокупаемости, науки, как восточная филология. Раньше, в традиционных обществах вроде тибетского или древнего и классического индийского (как недавно заметил другой наш именитый академик-буддолог, Эрнст Штайнкелльнер) истинным капиталом были знания (поэтому, к примеру, и существовала определённая монополия на знание в тех же тибетских монастырских университетах, когда некоторые типы образования и, соответственно, текстов, были доступны только монахам, но не мирянам). Теперь капиталом стали сами деньги и "экономическая рентабельность". Вроде бы всё предельно ясно.

Однако выяснилось, что деньги, положенные кафедре индологии во Фрайбурге, не были, согласно утверждению профессора фон Хинюбера, потрачены на другую профессуру или какие-либо "более полезные" или самоокупаемые научные проекты. И никто эти деньги, кажется, не "распилил" — не совсем это в немецких традициях. Просто закулисно было принято решение кафедру изничтожить. Ведь в масштабе финансирования любого крупного универститета такие "едоки", как индологи или какие-нибудь буддологи-тибетологи, кажутся мелкой мошкарой. Это не деньги. Так что дело в самой глубинной сути образовательной политики.

То, что утверждал отставной профессор и академик, поражало своей простотой и очевидностью. Но нужно было непринуждённое высказывание такого авторитетного лица, чтоб это до конца прочувствовать. Так вот, он говорил, что в наши нынешние времена всеобщего околоинтеллектуального трёпа просто неудобно, нельзя себе позволить иметь основательных "специалистов, которые бы хорошо знали, о чём они говорят". Просто потому, что хорошо знают языки, из первоисточников знают "идеи" в их культурно-исторической взаимосвязанности, разбираются в текстах с их тонкостями и частностями.

Ведь гораздо легче говорить о том, о чём не имеешь представления или представление самое приблизительное! Так, он посетовал на археологов, которые, что-то там раскапывая, не умеют и, более того, не хотят читать надписи. Или на "буддологов", которые довольствуются обычно очень плохими английскими переводами первоисточников, вместо того, что изучать сами эти первоисточники.

Здесь я, кстати, могу сам подтвердить фантастичность (в смысле ошибочности и крайней неточности) имеющихся английских "переводов" (я бы сказал, пересказов) тибетского медицинского трактата "Гьюши", сделанных "с помощью пересказов лам": мы занимались этим около года назад на одном аспирантском семинаре. А ведь такие переводы публикуются и даже становятся авторитетными в своей области. Примеров таких не счесть.

Итак, подведём наш маленький итог. Кропотливое изучение классических востоковедных текстов (скажем, на санскрите или пракритах, или тибетском, или китайском — неважно) нынче не в моде: прибыли оно не приносит, а вот опрокинуть иную из теорий модных болтунов ещё как может, при случае. Кроме того, знание текстов на языках оригиналов, а также в их исторической взаимосвязи может больно ударить по конъюнктуре как раз модных "религиозников" от Востока (это другой тип болтунов, довольно-таки агрессивный), которые уверены, что иной колдовской* обряд какой-нибудь тантрической инициации ipso facto (самим своим проведением) приобщат их к "древнему эзотерическому знанию" и к правильному пониманию того, что происходит, а языки изучать вовсе ни к чему.

Это те безумные "красавы", что безудержно и хамски, при каждом удобном случуае, шельмуют филологов, как ни попадя цитируя (повторюсь — увы, обычно очень плохие!) английские переводы своих "священных писаний", и для которых академическая наука самим своим существованием — как для быка красная тряпка. Как сказал профессор фон Хинюбер, "в глубине души они знают, что их знание соответствующих языков крайне поверхностно", вот оттого-то и „разоряются“ на профессионалов.

Дискутировать с подобными субъектами, как показывает опыт, представляется крайне бесполезным и даже болезненным занятием. В своём обскурантизме они всё равно останутся стоять на своём, как тот милый человек, что меня вместе со всеми филологами (я почёл это за честь, однако!) послал в ад, сославшись на высказывание какой-то индийской Пураны.

Однако имеется множество любителей, в наших "восточных темах" (обычно с поляризацией в сторону исключительно религии и всяческого мистического тумана**, но никак не "интеллектуальной истории" или "истории восточных философий") добросовестно заинтересованных. И вот ради них-то стоит иной раз поломать копья, показав недоучкам их место — в классах начальной школы! А там уж следует надеяться, что человек умный, имея перед собою палитру мнений, сам постепенно разберётся. И будет относиться к осторожной оговорке академического учёного, а также к гипотетичности его выводов с значительно большим пиететом и вниманием, нежели к голословным утверждениям иных из шаманов, мастеров интеллектуального трёпа на "духовно-религиозные" темы.

Примечания:

[* Упрежу рассерженные реплики "восточно-религиозников": к тантрическим традициям, буддийским или индуистским, автор сей небольшой гневом пузырящейся филиппики относится крайне серьёзно, зная их сериозность и действенность по собственному скромному опыту. Отсюда и скептическое его отношение к религиозным шарлатанам и самозванцам, коих развелось за последние десяток или два десятка лет изрядно, — особенно в области так называемой тантры, — и которые эксплуатируют понятное человеческое стремление к чуду преображения своей жизни в явных эгоморфных целях, будучи при этом неучами или, что ещё хуже, поверхностно начитанными образованцами.

** О "мистическом тумане": конечно же, далеко не всякая мистика является туманом. Но, помимо проблематичности самого термина, следует заметить, что в туманности её, опять же, заинтересованы самозванные "учителя истины", для которых слепая преданность адептов несёт очевидный профит. Увы, диалог с ними невозможен, как и с любым фанатиком, заранее уверенным в своей правоте и в том, что собеседника следует либо обратить в свою веру, либо просто хорошенько прибить].

Comments

( 84 comments — Leave a comment )
shantira_shani
Oct. 30th, 2011 01:35 pm (UTC)
Очень верно... И это печально...
edgar_leitan
Oct. 30th, 2011 05:36 pm (UTC)
Увы...
yarjournal
Oct. 30th, 2011 02:11 pm (UTC)
А добросовестно заинтересованным в самом начале пути слышать о подобном антиинтеллектуализме вдвойне неприятно, так как сразу возникает впечатление, к сожалению не вполне обманчивое, какой-то уходящей в прошлое культуры, к которой успеть бы причаститься и сохранить. Пятигорский где-то приводил примеры философов, вытесняемых с факультетов срастающимися колониями глупцов.
edgar_leitan
Oct. 30th, 2011 05:41 pm (UTC)
У меня иногда возникает такое ощущение "уходящей в прошлое культуры". Хотя меня Бог всё же в большой степени миловал, так что грех жаловаться -- довелось близко знать некоторых "мамонтов" филологических наук, одновременно людей необычайного кругозора, у некоторых из них даже довалось поучиться. Но я даже не говорю о философах, которые одновременно бы являлись хорошими филологами (античниками, восточниками, медиевистами -- такое крайне редко встречается). Сама добротная филология как точное рукомесло никому, безо всякой особой философии, кажется, больше никому не нужно. Добре бы отдельных светил вытесняли, -- вытесняются целые научные направления.
Prinzip des geringsten Aufwandes - yarjournal - Oct. 30th, 2011 07:53 pm (UTC) - Expand
Re: Prinzip des geringsten Aufwandes - edgar_leitan - Oct. 30th, 2011 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yarjournal - Oct. 30th, 2011 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 31st, 2011 06:24 am (UTC) - Expand
petrark
Oct. 30th, 2011 02:40 pm (UTC)
Увы и увы. К сожалению, когда они опомнятся, будет уже поздно.
То же самое, насколько я знаю из вторых рук, и с германской филологией.
edgar_leitan
Oct. 30th, 2011 05:46 pm (UTC)
Да что Вы, Петя, я Вас умоляю -- никогда они не опомнятся, я боюсь. А когда орды варваров со своим шариатом и подобными штуками вместо, к примеру, той же классической арабистики всё заполонят, вообще не до точных филологических наук будет: не до жиру...
Что касается германистики: я знаю даже не из вторых рук, а из самых первых, т. к. успел поработать 2 года в австрийских гимназиях -- немецкого языка и литературы по отдельности давно уже в школьной программе не существует, и старую литературу почти никто уже не читает. А университета -- это во многом отражение положения вещей в школе. Многим нашим студентам приходится объяснять, что такое переходные и непереходные глаголы.
(no subject) - mahadaridra - Oct. 31st, 2011 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 2nd, 2011 09:35 am (UTC) - Expand
sadovnica
Oct. 30th, 2011 04:36 pm (UTC)
Звучит почти невероятно...
edgar_leitan
Oct. 30th, 2011 05:47 pm (UTC)
И тем не менее это так :(
(no subject) - sadovnica - Oct. 30th, 2011 05:56 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 30th, 2011 05:53 pm (UTC)
Да нет же. Университетские профессора соответствующих специальностей и сами во многом не понимают, в чём тут дело. Многие думают, что дело в "экономиике, которая должна быть экономной". Я и сам до недавнего времени так думал, но профессор ф. Х. показал мне, что дело тут в другом. Те, кто убеждает высших чиновников в "ненужности" -- это не столько профессора, сколько те же чиновники. И, опять же, это давняя политика европейских левых (красно-зелёных партий) о "недопустимости элитарного образования", когда такие глупости начинают вдалбливать детям со школы. Обычная социалистическая уравниловка. Я ещё удивляюсь, что наша кафедра пока держится. Однако и на неё сильно давят.
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 31st, 2011 08:04 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 2nd, 2011 09:44 am (UTC) - Expand
mahadaridra
Oct. 30th, 2011 06:56 pm (UTC)
Эдгар, вот мне, человеку чуткому и чувствительному, оттого и лень и неохота публиковать свои работы на такие подрывающие трёп темы, как первая лекция Будды (он не преподавал там никаких "благородных истин") или на темы духкхи (я знаю, что это не страдание, а совсем иное); или на тему атмана=брахмана (я точно знаю, что это такое, очень просто могу объяснить и продемонстрировать. Но разве это кому-то нужно, кроме тех, кто на самом деле хочет осознать себя-атмана? Ведь это разом обрывает весь трёп! Конечно, никому! А кто хочет познать себя=атмана? Да почти никто...)
И т.д. Черт побери, одни словом.
edgar_leitan
Oct. 30th, 2011 07:49 pm (UTC)
Давайте сначала "договоримся о терминах"! Есть религиозная проповедь, об осознании себя, о духкхе, пратитьясамутпаде и всяких таких штуках. То, что, как Вам кажется, Вы "знаете", Вы не сумеете объяснить никому, кроме тех, кто заранее готов Вам поверить. A таким адептам университетская "пилотомия" и вправду ни к чему. А есть традиция universitas litterarum, которую, на мой взгляд, следует защищать от конфессионализма любых пошибов. В конце концов, университет не только для тех, кто желает "прямого пути к истине", но и с удовольствием ходящих в обход...
Вы сначала докажите с очевидностью и несомненностью, "что есть Истина"...
А "мелкие" научные истины, вроде датировки жизни исторического Шакьямуни, или особенностях жизни раннебуддийских общин, или, скажем, подробности о содержании схоластических споров Цонкхапы с недругами-скьяпинцами, конечно, мало имеют общего непосредственно с темой "осознания себя" -- видимо, на Ваш взгляд. И вообще на первый взгляд. Но последовательно такую позицию отстаивая, мы будем отрицать огромный пласт порождённый религиозными традициями культуры и все детали возможных значений. Получится, что, говоря "познание себя" (=атмана), мы всецело будем полагаться лишь на Вашу об этом атмане проповедь, выкидывая как ненужный хлам все нюансы. И даже как следует не зная, как толковали "атмана" (и соответственно, bdag med) поколения знатоков темы. Все споры и вроде бы взаимоисключающие мнения людей "знающих", многоучёных и одновременно практиков. В конечном итоге, будет положено доверять Вам единственному как самому Будде. Однако, как мы помним: chos la rton gyi gang zag la mi rton...
Радикализм звучит выразительно как риторическая фигура, но что он даёт?
(no subject) - mahadaridra - Oct. 31st, 2011 05:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Oct. 31st, 2011 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 31st, 2011 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mahadaridra - Nov. 1st, 2011 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 2nd, 2011 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - mahadaridra - Nov. 5th, 2011 05:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 5th, 2011 12:13 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - mahadaridra - Nov. 4th, 2011 04:46 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - mahadaridra - Nov. 4th, 2011 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - arjuna93 - Nov. 4th, 2011 09:10 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - arjuna93 - Nov. 4th, 2011 09:38 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - arjuna93 - Nov. 4th, 2011 09:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - mahadaridra - Nov. 5th, 2011 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - arjuna93 - Nov. 5th, 2011 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - mahadaridra - Nov. 5th, 2011 05:36 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - arjuna93 - Nov. 4th, 2011 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - mahadaridra - Nov. 5th, 2011 05:50 am (UTC) - Expand
Не понял? Возможно. - edgar_leitan - Nov. 2nd, 2011 10:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - arjuna93 - Nov. 4th, 2011 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - mahadaridra - Nov. 4th, 2011 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - arjuna93 - Nov. 4th, 2011 09:42 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - mahadaridra - Nov. 5th, 2011 06:35 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: The last meal of the Buddha - mahadaridra - Nov. 5th, 2011 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mahadaridra - Nov. 5th, 2011 05:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Собакин - Nov. 15th, 2011 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 15th, 2011 11:57 pm (UTC) - Expand
Прошу прощения - yarjournal - Oct. 30th, 2011 08:16 pm (UTC) - Expand
denparamonov
Oct. 31st, 2011 05:57 am (UTC)
в принципе, почти со всем согласен, но есть "неправда в интонациях".
1. Насчёт неофитов: будьте справедливы и объективны - вы же и сами не сразу пришли к востоковедению, да? как вы сейчас оцениваете себя и свои запросы - человека, ранее изучающего схоластику, арабский язык и т.д. и не имеющего академической "прописки" в начале востоковедческого пути - с позиций сегодняшнего "задела"?
2. Про сворачивание востоковедческих исследованийв Европе уже лет пять идёт разговор - в этой связи Вена, как я понимаю, ещё держится. При этом, у российской индологии шансов на сохранение и развитие больше, если бы кто-то хотел возиться с теми самыми неофитами, которых почему-то принято поругивать и фрустрировать. Да вообще никому ничего не нужно - каждый востоковед (за редким исключением) движется автономно и обеспокоен, чаще всего, тем, чтобы не были обесценены его (её) личные ставки и позиции: интересы "отрасли" или рефлексия способов бытования и трансляции востоковедческого знания являются лишними в вопросах налаживания личных траекторий.
3. Реплика Махадаридры - не про будду, а про это самое знание, его трансляцию и верифицируемость.
edgar_leitan
Oct. 31st, 2011 06:21 am (UTC)
Моё нынешнее б.-м. "профессиональное" занятие востоковедением (по крайней мере, пока что) -- это чистая случайность, результат странного движение жизненных траекторий. Я начал этим заниматься как раз из внутренних ("духовных") побуждений, постепенно придя к необходимости чисто ремесленного профессионализма. Но я никогда не ругал науку, так как в ней (в естественных науках) вырос с самого детства. Это моя юношеская мифология, наряду с религией -- если угодно.
У российских любителей шансов больше именно потому, что в России из культурных соображений любят всякие диковинки, немедленно становящиеся достоянием "общенародным" -- в России сравнительно многие (сравнительно с их тиражами) читают специальные востоковедные книги, в отличие от Запада (по-моему). Хотя исследований я не проводил. Если бы я не относился к этому огромному потенциалу с доверием, я бы и в своём ЖЖ не проводил это подобие популяризации востоковедные наук на русском языке. Однако шарлатаны тоже имеют свой большой шанс, как и во многом в нынешней РФ. Я вообще педагог и популяризатор по призванию :) И мне интереснее делать это в русскоязычной аудитории, нежели в западной.
То, что востоковеды обеспокоены своими позициями -- так это "слишком человеческое", и имеется оно везде. Увы, natura humana!
Насчёт реплики Великого Бедняка :) -- ну я понял, однако это слишком огромная тема для малого комментария и ответца на него. И с университетской тематикой она действительно едва ли пересекается, хотя затрагивает фундаментальные вопросы.
je_mange_tout
Oct. 31st, 2011 09:59 am (UTC)
Видимо, мы с вами являемся свидетелями формирования новой мифологии, поэтико-публицистические тексты которой через столетия будут вызывать недоумение и, быть может, восторг наших потомков. Но до правды им не докопаться....
edgar_leitan
Oct. 31st, 2011 08:08 pm (UTC)
Ну, я думаю, что новые мифологии формируются всегда: нам в утешение, а потомкам для ломания их бедовых голов. Только увы, тексты, даже самые удачные и интересные (мифологию программирующие и создающие), но если они опубликованы лишь в интернете, имеют скорее всего шанс безвестно исчезнуть в предателъском дрожании электрических контуров. Потомкам не будет над чем напрягать загривки.
(no subject) - je_mange_tout - Nov. 1st, 2011 04:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 2nd, 2011 10:28 am (UTC) - Expand
az_pantarei
Nov. 1st, 2011 05:28 pm (UTC)
Любопытно,- об истории закрытия кафедры.
В России, я думаю, ситуация с индологией скверная, она умирает. Ушел давно Семенцов (Упаниашады, Бхагавад-гита). Елизаренкова (ВЕды). Исаева Н (Шанкара) занимается неизвестно чем. Остался Васильков (Махабхарата). Кто еще серьезно занимается первоисточниками? Не знаю. На индологию нет денег, и нет социального "заказа".
С буддологией и буддизмом - другое,поскольку существует живой буддизм по всей России, а потому издается множество литературы. Издан весь "Большой Ламрим" Цонкапы (раньше, чем на Западе), выходит Агрм. Издан Нагарджуна и т.д.
edgar_leitan
Nov. 2nd, 2011 10:26 am (UTC)
То, что издан Ламрим -- это замечательно. Я этим переводом регулярно пользуюсь, если с налёту нечто в оригинале не совсем понятно. Но, как и во всяком огромном переводе, там не без своих недостатков (а где их нет?).
Проблематичным я нахожу то, что в России после Щербатского (а это уже ой как давно!), похоже, нет традиции исследовать буддизм, исходя прежде всего из индийских (санскритских и др.) текстов. Здесь нуджно было бы хорошее знание обоих языков и буддийских источников на обоих языках. Ведь, вопреки утверждению Р. Крапивиной, бурятские дацаны всё же не являются оттиском Наланды и Викрамашилы -- эти явления нельзя переносить.
И что классической индологии (почти) нет -- тоже крайне печально. А при нынешней политике вообще едва ли на нечто серьёзное приходится рассчитывать, разве что на отдельных энтузистов. Но труд энтузиста-любителя не заменит научной школы с её преемственностью и наработками.
(no subject) - huandi - Nov. 4th, 2011 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 5th, 2011 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Nov. 5th, 2011 06:43 pm (UTC) - Expand
az_pantarei
Nov. 4th, 2011 03:37 pm (UTC)
И это отзыв?
И это отзыв эрудированного мыслителя? Волга впадает в Каспийское море, А = А. И что это за "ученый термин" - религиозник? Нормальный научный перевод? - Например!?
huandi
Nov. 4th, 2011 05:09 pm (UTC)
Re: И это отзыв?
"Религиозник" это термин из заглавного сообщения темы. Я, цититируя, лишь не взял его в кавычки. Нормальный перевод, это А=А, нормальный перевод. Достойного качества. Обсуждать тут все аспекты этого стоит ли?

А не-перевод, это например работы Донца. Где имеет место лишь подстрочник (может быть и хороший как таковой, это не могу оценить), выдаваемый почему-то за перевод.
Re: И это отзыв? - edgar_leitan - Nov. 5th, 2011 12:25 pm (UTC) - Expand
Re: И это отзыв? - huandi - Nov. 5th, 2011 06:56 pm (UTC) - Expand
Re: И это отзыв? - edgar_leitan - Nov. 6th, 2011 04:01 pm (UTC) - Expand
Re: И это отзыв? - huandi - Nov. 6th, 2011 09:51 pm (UTC) - Expand
Re: И это отзыв? - edgar_leitan - Nov. 8th, 2011 12:19 am (UTC) - Expand
Re: И это отзыв? - huandi - Nov. 8th, 2011 12:25 am (UTC) - Expand
Re: И это отзыв? - edgar_leitan - Nov. 8th, 2011 12:55 am (UTC) - Expand
Re: И это отзыв? - huandi - Nov. 8th, 2011 01:04 am (UTC) - Expand
Re: И это отзыв? - edgar_leitan - Nov. 13th, 2011 12:33 pm (UTC) - Expand
Re: И это отзыв? - huandi - Nov. 6th, 2011 10:33 pm (UTC) - Expand
Re: И это отзыв? - edgar_leitan - Nov. 8th, 2011 12:12 am (UTC) - Expand
az_pantarei
Nov. 4th, 2011 05:24 pm (UTC)
Так все-таки?
Так все-таки, назовите пример "нормального" перевода! Очень интересно. Также как интересно бы узнать об основных принципах перевода восточных текстов. Похоже, Вы в этом дока.
huandi
Nov. 4th, 2011 05:42 pm (UTC)
Re: Так все-таки?
За образец научного перевода предлагаю взять работы Щербатского.

\\ Также как интересно бы узнать об основных принципах перевода восточных текстов.

Ответ на такой вопрос потянет если не на диссертацию, то на хорошую статью. Разве можно задавать такие широкие вопросы в жж-обсуждении? Да и я лишь "потребитель" переводов, другая сторона процесса, то есть. Но как потребитель, имею право на свое мнение.
az_pantarei
Nov. 5th, 2011 02:56 pm (UTC)
Щербатской устарел.
Щербатской, разумеется, устарел. По логике переводы В.Лысенко, разумеется, лучше. Теория перевода даже для западных языков - в начальной стадии развития. А для восточных - отсутствует. Но есть очевидные принципы: передача прежде всего смысла (и по возможности и словесной формы). Но это возможно, если переводчик знает реалии, то есть, "знает", например, Дхарму не только по книгам. Логично ли претендовать на знание страны, в которой никогда не бывал? Сочетание теории и практики (праджня-упая) давно уже выявлено в ходе развития-истории Дхармы. Практика без мудрости-знания, и теория без практики одинаково ведут в тупик. А кр. того, важно не столько знание, а самопознание. Ваша позиция непонятна: вполне достаточно переводов, текстов и для теории, и для практики.
huandi
Nov. 5th, 2011 06:13 pm (UTC)
Re: Щербатской устарел.
Re: Щербатской устарел.
Это сообщение было мне? Предположу, что да, и отвечу.

"Устарел" это не критерий научности. Эйнштейн тоже "устарел" - разве он стал ненаучен, или мы должны считать его работы плохими?

\\ Ваша позиция непонятна: вполне достаточно переводов, текстов и для теории, и для практики.

Не знаю, как вы это вывели из моих сообщений здесь. Но моя позиция совсем иная - теория это и есть практика. Дхарма это знание, практика дхармы это развитие знания. Правильно и полностью понятая, она тождественна пробуждению.
Re: Щербатской устарел. - huandi - Nov. 6th, 2011 10:01 pm (UTC) - Expand
Re: Щербатской устарел. - huandi - Nov. 8th, 2011 12:29 am (UTC) - Expand
Re: Щербатской устарел. - huandi - Nov. 8th, 2011 01:08 am (UTC) - Expand
Re: Щербатской устарел. - huandi - Nov. 8th, 2011 08:27 am (UTC) - Expand
( 84 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com