Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

ИГРА В БИСЕР: Звук от удара двух плавников



Аллегорический образ: встреча двух тибетских учёных. Один из них принадлежит к школе Ньингма, носит титул Кхенпо (mkhan po) и узнаваем по красной шапке. Другой — гелугпа, носящий учёный титул Геше и узнаваемую высокую жёлтую "митру". В основе картинки — шуточное переосмысление сразу нескольких вещей. Дело в том, что к тибетскому учёному титулу, как и вообще к любому уважительному обращению по-тибетски, следует добавлять частицу lags, которая обычно произносится как "ла`" с падающей интонацией. Если же этот слог произнести на ладакском наречии тибетского языка, то будет звучать примерно как "лакс", что в свою очередь звучит в точности как немецкое "Lachs" (лосось).


Так что из двух уважаемых тибетских учёных получилось в результате подобной хитрой герменевтической эзотерической процедуры два многоучёных пожилых лосося, один носящий высокий титул Кхенпо, а другой Геше (скорее всего Геше Лхарампа: титулы получены, вероятно, в неких подводных буддийских монастырях. Кто сказал, что рыбы не имеют природы благословенного Татхагаты, а также не вкушают плодов углублённого буддийского схоластического просвещения? Мы ведь ещё так мало знаем о подводном царстве...).

Естественно, что при встрече этих двух почтенных рыб образуется спор, переходящий в учёный схоластический диспут по всем правилам древнеиндийской и тибетской "вады" (vāda), с резкими, выразительными телодвижениями, призванными подкрепить правоту собственной позиции и посрамить нечестивого соперника, выставив его на посмешище толпы наблюдателей. На данной картинке это маленький детёныш Тезауруса (в переводе опять же с немецкого, "чайного динозавра". Имеющий уши слышать и знающий латынь, да разумеет сокрытое второе значение!), размещающийся на спине крупной Хираньи-Пираньи (золотой пираньи).

Оба этих существа являются, как давно доказано премудрыми учёными Касталийской Академии изящных наук, аватарами (явленными "муртями", воплощениями) Шри Джатибхуты, именуемого также Шкафным Существом (имеющим, как всем известно, природу одновременно Шкафа и Чая, являющимся Господом Чая-Чаешварой и в то же время Защитником-Патроном Венской кафедры Южной Азии и Вольной Касталийской монархической республики).

Картинка слева сверху освещается "Лампой Будды" [ = переосмысление венцами севернонемецкого произношения слова Butterlampe (масляный светильник) некоторыми из наших почтенных немецких коллег, что для венского уха слышится как Buddhalampe, то есть рекомая "Буддовая лампочка"]. Если есть "лампочка Ильича", то почему бы не быть "лампочке Будды", тем более что светит она не каким-нибудь обычным электричеством, а чрезвычайно трудно выделяемым, и в то же время неиссякаемым "ясным светом природы Будды" (прабхасварата)?

Справа сверху подлинность изображения удостоверяет штемпель "Махамудры", то есть "Великой печати" (этот термин, кроме обычного значения, имеет мистические тантрические коннотации). Так что всё "по понятиям"!

Возвращаясь к буддийскому тибетскому диспуту. Одним из характерных жестов, которым спорящий тибетский пропонент (вызывающий на жаркий интеллектуальный бой своего противника-оппонента) заканчивает обоснование предлагаемого к дискуссии тезиса, является звонкий и резкий хлопок правой ладонью сверху вниз, с оттяжкой, из положения с поднятой вверх рукой, о повёрнутую вверх ладонь вытянутой левой руки, располагающейся внизу.

Это необычайно зрелищаная хореография: кто видел хоть раз вживую, никогда не забудет. Если кто не видел, но паче чаяния заинтересовался, сможет посмотреть ЗДЕСЬ НА ТЫТРУБЕ.
Есть и другие варианты, включающие также использование чёток, и иные забавные телодвижения. Кажется, здесь допускается известное творчество в пределах традиции.

Первым европейцем, получившим после 15 лет обучения в тибетских монастырских университетах (1970-1985) высший титул Геше Лхарампа (школы гелуг), является швейцарец по происхождению (если точнее, то швейцарский еврей из-под Лозанны) Джордж Дрейфус. Сейчас он профессор в Америке. В одной из книг, своего рода духовно-интеллектуальной автобиографии, являющейся одновременно глубоким культурологическим и историко-философским исследованием, описывается его захватывающий путь в качестве тибетского учёного монаха-схоластика и называется "The Sound of Two Hands Clapping" (Звук от хлопка двух ладоней). Название это обыгрывает известный дзенский (чаньский) "загадку"-коан (или, если угодно, такую динамичную дилемматическую задачку, принципиально не решаемую усилиями разума) — o "звуке от удара одной ладони".

(Кстати, книга совершенно потрясающая и читается на одном дыхании, словно детектив Конан Дойля, хотя она и весьма многоучёная. Так что всем горячо рекомендую, если кто читает по-английски и может себе позволить заказать из Америки, или же имеет иной к ней доступ).

Так вот, в отличие от склонных к парадоксам дзенских монахов, учёные тибетские монахи обычно скорее заумные интеллектуалы-школяры, и если издают звуки ладонями, то всегда только от удара двух ладоней друг о друга во время философского диспута, и не иначе. Кроме того, в отличие от медитативной сосредоточенности и тишины дзенских монастырей, в тибетских философских школах обычно очень шумно и оживлённо. Сходство здесь (по духу, по атмосфере) проматривается с еврейскими ешивами или арабскими кораническими мадрасами.

Как бы то ни было, но у наших учёных лососей нет рук, увы! Что делать? Но на что же тогда умным рыбам плавники?.. Так, "звук от хлопка двух ладоней" преобразовался в случае нашей аллегории в "звук от удара двух плавников" (= The Sound of Two FINS Clapping). Наш герменевтический (сиречь истолковательный, а равно и прообразующе-проецирующий) круг благополучно завершился.

Засим было доказано и иконически однозначно явлено, что высокая буддийская культура философского диспута процветает не только среди тибетцев, но и среди самых разных представителей животного царства, например среди рыб, также имеющим природу Будды (а равно, как известно, и Вишну, явившегося в образе Рыбы-Матсьи. То, что Будда и Вишну едины, давно доказали вайшнавы). Высокими арбитрами глубоководных схоластических диспутов, подобными древним индийским Дхармараджам, являются Аватары Шри Чаешвары-Джатибхуты, такие как Хиранья-Пиранья, Тезаурус, а возможно, и Бородатый Книжный Червь, Морская Кошка, Чайный Лев, Паниниевая Акула и другие просветлённые существа.

А что? Если верить свидетельству колоритной и небесспорной фигуры датчанина "ламы" Оле Нидала, его учитель 16-й Кармапа якобы сам говорил, что среди животных много настоящих бодхисаттв. Если "много бодхисаттв", то тем паче обычных учёных Кхенпо или Геше, как в случае наших двух лососей!

Кстати, прошлой весной я показал рисунок нашему тогдашнему ньингмапинскому Кхенпо Тендзину, переведя по мере сил на тибетский все нюансы и словесные игры. Уж как он смеялся, держась обеими руками за живот — не передать! Ещё одна характерная особенность тибетских монахов — они обычно страшные смешарики-хохотушки. Право слово, буддобоязненным истово верующим европейским и русским буддистам даже как-то неудобно и говорить...
Tags: Кхенпо, Наша Касталия, Тибет, буддизм, игра в бисер, приколы, схоластика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments