Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Ёжики в тумане



Метафора-упрёк именующих себя "практиками" восточных премудростей вроде буддийской: "Как можно описывать страну, в которой никогда не побывал? Только практик имеет право, по-настоящему может..., и т. п."


Ответ самоназванным практикам: а как можно беззастенчиво утверждать, что "практически знаешь Путь", самостоятельно пройдя каких-нибудь 2-3 метра (в самом наилучшем случае) из известных по картам (текстам, знакомым традиционным начётчикам и востоковедам) нескольких десятков тысяч миль?

Sancta simplicitas, святая простота, граничащая с обычным духовным воровством, самонадеянных бедняг, считающих себя "реализовавшимися бодхисаттвами", имеющих напрямую красную вертушку к Шакьямуни, а ближним своим готовых разбить череп, если что не так.

Культивируя якобы тантрическую "гордость божества", до размеров безграничного болота раздувают границы смрадного эго, исполненного лукавства, беспокойства, злословия и неудовлетворённости. Слепые вожди слепых!

Выбирают тантру, и только тантру (или Дзогчен — это ещё круче, и ещё более модно) — для практики, чтоб не надо было уродства духа своего исправлять. Это и долго, и скукотища. В ней, матушке родимой, и так сойдёт, как есть! Духовный гламур, и только. И ничего более. Ни веры, ни надежды и ни простой примитивной терпимости, одна "техника" и — якобы знание её. Дойдите сначала, не провалившись в болото…

Это только рекомый лотос не облепляется сансарической грязью, выныривая из неё в первозданной чистоте. Обычная промокашка среду окружающую (болотную жижу) ещё как впитывает.

Интересно, а верует ли кто-нибудь из нынешних гордых "практиков", положа руку на сердце, в Джамбудвипу, в окружающий её мировой, бесконечный океан, в то, что абхидхармические "атомы" должны непременно собираться в аггломераты по два, по четыре и т. д., во всю эту абхидхармистскую онтологию, в абхидхармическую вселенную, подобную слоистому бутерброду или торту-тирамизу? Или лукаву истолковывает её "психологически", перенося месторасположения адов из подземных вместилищ — в некие "духовные", а то и объявив всё это метафорами? А ведь если искренний и последовательный буддист, то во всё это обязан верить. А если нет, то и разговор короткий – фи и фу!

Bслушаемся в сам стиль, столь глубоко чуждый чуткому русскому уху, чувствительному к самомалейшей фальши и подделке, но ставший настолько же модным, насколько моден гламуром сделавшийся быстросуп буддизма по-евророссийски. "Я — практик, и в этой практике мне открывается истина".

Интонация, абсолютно чуждая интонации культуры христианской, да и традиционной буддийской. Сами тибетцы крайне неохотно говорят о своей "практике". А здесь — любители готовы перечислить по первому вопросу весь список тантр, которые "практикуют", получив на "ритритах" "посвящения". Или наоборт, молчаливо интересничают, со значением поджимая бескровные губы, и смотря тебя точно на ничтожное насекомое. Имя им — "Знающие". Или думающие, что они знающие. Легион их, таких "гностиков".

А на самом деле — романтизм тибетской Шангри-Ла, юношеский и наивный. Каждый тибетец — бодхисаттва, так же как каждый индиец — опытный, просветлённый йогин. А то!

Удивительно трезво подметил переводчик на русский язык "Ламрима" Цонкапы А. Кугявичус: "Все наши якобы "тантрийские" упражнения совершаются лишь ради этой жизни, для низменных мирских нужд: славы, мистически утончённого услаждения желаний и т. п. Не обретя понимания Пустоты, мы, якобы поддерживая "гордость божества", питаем лишь свою гордыню".

А как можно "обрести понимание Пустоты", не затратив десятков лет на изучение в оригиналах буддийских текстов мадхьямаки и многих других, не размышляя и медитируя над ними постоянно? Одними колдовскими приёмами?

Зато лютой ненавистью ненавидят христианство и сам сформированный христианской культурой язык, по сути ни первое, ни второй толком не зная. Ненависть эта — глубоко иррациональна, как и всякое страстное движение, давно и прочно сделавшееся "своим".

К счастью, такие туманные ёжики — не монополисты на буддийские тексты и их истолкование. Тексты эти во многих случаях изданы, находясь в совершенно открытом доступе — в интернете и в библиотеках. Сам Далай Лама вдoхновляет их (то есть весь буддийский канон, все сутры, тантры и так далее) изучать и переводить, безо всяких догматических ограничений и застарелых монополий.

Серьёзной наукой "ёжики", как правило, не занимаются, считая её скучной и совершенно бесполезной, а то и вредной. Текстов же — множество, и они ждут своего изучения и осмысления, вне зависимости от быстропреходящей поверхностной "духовки" и прочих подобных мод. Без догматического тумана, возлагающего на пленённых им бремена неудобоносимые. Дело за теми, кто искренне интересуется, кто не считает, что наука существует только для того, чтобы дурачить "ищущих духовности"; за теми, кто не желает "жертвы разума", следуя за слепыми вождями слепых.

Собственно, диалог и вообще разговор должен вестись не для них (они и так полагают себя "знающими истину" — диалог тут бесполезен как беседа человека с зеркалом, отражённым в другом зеркале), а для искренне вопрошающий людей, для которых слово "наука", во-первых, не является синонимом лишь физики и биологии, а во-вторых, не ассоциируется со словом "жульничество".

[подумалось вдруг, перед сном...]

Tags: буддизм, буддизм и христианство, духовка, филиппики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments