?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рассуждая о «Судьбе», «Божием Промысле» и подобных этому понятиях, хотелось бы сразу оговориться: уточнять словоупотребление следует, исходя из того, как же я сам хочу видеть себя относительно употребляемого мною языка. Речь идёт о степени отрефлексированности моего (нашего) мышления. Либо ровно об обратном. Имеется, очевидно, некая инерция повседневного словоупотребления, не отягощённого ни особой рефлексией, ни попутным грузом чрезмерных знаний о семантике употребляемых терминов.


То есть в этом последнем случае они для нас «как бы» вовсе не термины, имеющие свою достаточно долгую историю, а само собой разумеющаяся реальность. Которая к тому же вроди бы одна для всех. Это то, что в древнеиндийских текстах по проблемам грамматики или философии языка (как, например, в знаменитейшем комментарии на «Восьмикнижие» Панини грамматиста Патанджали «Большой Комментарий»--Mahābhāṣya, ок. 2. века до Р.Х.) называется lokavyavahāra, то есть «обиходное словоупотребление», если позволительна свободная перифраза. В контексте специально индийской философии языка зачастую противопоставляется словоупотребление естественного языка, так называемые «пракритизмы», ритуально чистому, выверенному и точному санскриту. «Обиходное словоупотребление» не является по определению «дхармическим», то есть соответствующим высшему религиозному Закону. Но это вроде как Индия. Ну и Бог с ней, да и «давно это было»...

Но вот и наша повседневность. Приведу для надлядности одну не очень-то, как мне кажется, умную и добрую реплику некоего господина, его (её?..) реакцию на недавнюю гибель в ДТП одного весьма противоречивого австрийского правого политика Йорга Хайдера, мне лично (прошу это простить, если кого-то заденет...) очень симпатичного (есть грех...). Итак, привожу этот маленький обмен репликами не для того, чтобы позиционировать себя политически в определённом свете, а именно как пример мне лично любопытного, с точки зрения философии (или даже «богословия»?) Языка произвольного словоупотребления:

Сикер

Смерть от БОГА ожидает всех фашистов.

Никакие спецслужбы, эта судьба, это предначертанное Богом. Такая судьба ожидает всех фашистов, начиная с идеолога фашизма Мусолини, потому что они нарушают заповеди:"Возлюби ближнего, как самого себя" и "Не сотвори себе кумира". Да здравствует БОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ.

Моя реплика на это:

Эдгар

о смерти, Боге и Божественном Промысле

Сикер! Как же Вы можете столь необдуманно писать? Не знаю, какую веру Вы исповедуете, но с христианской точки зрения (да и с иудейской тоже), например, нет понятия "судьбы" -- есть "промысел Божий" и "Его воля". Вы же оба понятия смешиваете в одно и упоминаете рядом. А радуясь смерти человека, пусть и не уважаемого Вами, Вы ведь погрешаете против тех же Вами названных заповедей. Что же касается Вашего заголовка--смерть любого человека "от Бога", кто бы он ни был. Смерть невинного и смерть негодяя, смерть довольного собою фарисея или смерть мытаря... Все мы там будем.

По моему разумению, для человека, верующего в Бога Библейского Откровения, нет и не может быть никакой «Судьбы» как жизненной данности. Где-то у святых Отцов Церкви, кажется, у Григория Нисского (а может это и вообще locus communis, то есть общее место в патристике, знающих более точно прошу поправить), существует представление о том, что воды крещения смывают влияние всяческих «звёзд». Знаю также из моих полевых общений с индийскими традиционными учёными-начётчиками (paṇḍita), что, по распространённым в Индии представлениям, усиленное духовное подвижничество от юности способно «нейтрализовать» предначертанную в гороскопе Судьбу (daiva) к ранней смерти и продлить жизнь. Но тут, конечно, остаётся дальнейшая «кармическая» каузальность,--от неё в в Индии практически «не спрятаться, не скрыться». Не то в христианстве. Вера крещёного «делает нас свободными»--это я не определённую идеологию пропагандирую (не подумайте), а просто привожу значимые для правильного понимания определённой традиции тексты. А, с точки зрения этой традиции, её уверенного знания о самой себе, человек всегда свободен в конечном счёте, даже будучи прикованным к инвалидной коляске. Он может в муках сомнения, маловерия или, бунтуя, спрашивать себя, «за что же такое», считать «слезинки ребёнка», но, если только он христианин, то скажет после всего «да будет воля Твоя». Если,конечно, успеет. Безусловно, проблема в том, что от души так скажет только «подвижник веры и благочестия», а может, только лишь святой, христианин же номинальный и теплохладный, включая и Вашего покорного служку, скорее всего заноет... Это как минимум. С точки зрения «верующего христианина» понятно, на что направлен Промысел Бога Авраама, Исаака и Иакова — на Спасение. Цель его сотериологическая и другой быть не может. Что, как я понимаю, немедленно должно вызвать шквал возмущённых возражений: «А как же гибель невинных!?» Тут, по моему слабому разумению, и кроется камень преткновения христианской Теодицеи, то есть «оправдания Бога», да и вообще трудное место всякого теизма, не обязательно христианского. Буддисты решили эту проблему на свой лад, вынеся Бога-Творца вообще за скобки своего обоснования нравственности, оставив только моральный императив, обоснованный весьма сложной метафизикой. Но всё это уводит нас в стратосферу всё более усложняющихся категорий, не решая проблему соотношения Судьбы и Промысла.
Теперь кратко о познаваемости Providentia Dei: полагаю, что Промысел МОЖЕТ быть познан, хоть и не с необходимостью, но познаваем он скорее всего post factum, вроде того, как меня иногда-таки осеняет, почему же меня лИчно прибило после многих перипетий к «брегам Дуная», выбросив из Питера и помотав в промежутках по прибалтийским странам. И почему со мною не «случился» целый ряд карьер, которае, по всем ожиданиям и надеждам, должнЫ были бы произойти. Которые вроде логично вытекали из целого ряда предпосылок, а вот нате – не произошло «совпадения» зубчиков шестерёнки с чем-то там... Из чего для меня следует, что Божий Промысел вне категорий логики. Что опять же «логично» для евангельского Бога Свободы. Не то в случае судьбы. В судьбе нет ни тени смысла, ни дыхания свободы, а одна лишь  «осознанная необходимость». Или чаще всего неосознанная, что степени детерминизма нисколько не уменьшает, а лишь увеличивает трагизм. Поскольку это трагедия бессмысленности. Святой монах-францисканец, по происхождению поляк, а по призванию и «пакибытию» «гражданин Неба», Максимилиан-Мария Кольбе, идя в нацистском концлагере на страшную гибель голодной смертью ради другого человека, наверняка знал, что его погибель не бессмысленна. То был его свободный выбор в любви, и такая любовь — знает. Но это знание, опять же — от веры в Бога живого, Бога свободы.
Познаваемость же или «понятность» Божия Промысла в процессе зачастую является духовной «прелестью», то есть неким фантазмом, принятием желаемого за действительное в случае, когда «всё по ходу в ёлочку», или же принятием «бесовского страхования», когда плохо. Но опять же повторяю, это с точки зрения принципиально верующего самосознания, причём не следует забывать при этом, что порою «и бесы веруют, и трепещут»... Пока на этом заканчиваю предварительные рассуждения.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
trigonum
Oct. 19th, 2008 01:03 am (UTC)
Недавно был диалог с одним священиком по поводу Промысла и спасения. Так вот мы пришли к единодушию в том, что в общем направление Промысла на спасение, только вот в каждом конкретном событии и ситуации хотелось бы видеть руку Промысла, технологию его чтоли. И да, мы больше видим постфактум, хотя,я думаю, необходимо учиться и до. Здесь мне больше импонирует опят мистического богословия, особенно то, о чем пишет Иерофей Влахос. И еще вопрос - что понимать под спасением? с христианской точки зрения? свои мысли по этому поводу есть, хотелось бы услышать ваше мнение :)
edgar_leitan
Oct. 19th, 2008 01:19 am (UTC)
Экие Вы фундаментальные вопросы задаёте, так прямо и не ответишь! "Боюсь", что при придётся опять новый пост писать на эту тему.
А вкратце--ну сейчас же очень модно говорить и писать он "Обожении" и тому подобных святоотеческих темах. Наверное, в этом и дело--об "уподоблении Богу", что бы это ни значило. Не могу это "богоуподобление" иначе себе представить, кроме как стяжание "сердца милующего" (помните, как у Исаака Сириянина). Так, чтобы печаловаться обо всех. Ну или хотя бы о некоторых, самых близких. Тут просто разница в степени, а возможности возрастания безграничны. Надеюсь...
А кто такой Иерофей Влахос? Его можно где-нибудь почитать?
Я всё-таки полагаю, что только постфактум. Да и то, боюсь, не всегда, в сем теле... Понятно наше нетерпеливое желание "заглянуть за завесу", ещё как. "Анте-фактум", думаю,--не более, чем "рабочая гипотеза"..
trigonum
Oct. 19th, 2008 01:29 am (UTC)
Я объясню почему этим всем интересуюсь и почему такие вопросы поднимаю. Я не хочу, чтобы христианство и Бог остались для меня отвлеченными рассуждениями, просто знанием, даже если и с пониманием. Ибо как писал Максим Исповедник: "знание без практики - суть демоническое богословие". Потому и пытаюсь это все понимание протаскивать через практическое проживание. Когда смерть дышит в затылок - очень хочется жить :)
А по поводу Влахоса - могу порекомендовать его две книги в первую очередь: "Одна ночь на святой горе" - это его беседы со старцем на Афоне о Иисусовой молитве; и "Православная психотерапия". Если не найдете, я могу закачать на депозитфайл и вы оттуда сможете скачать
edgar_leitan
Oct. 19th, 2008 01:51 am (UTC)
Спасибо за ссылки, постараюсь найти. Хотя при сочетании "православия" с "психотерапией" начинаются лёгкие судороги. Которые тотчас проходят, как вспоминаю, что "психотерапия" означает "врачевание души" :)
Соглашусь с Преподобным Исповедником. Только я бы добавил, что и "практика" ещё какая демоническая бывает... Вроде и к исповеди ходят--а нечистым веет... Чем-то удушающим. Вы не подумайте... это я к тому, что со мной тут просто последние дней 10 живёт человек (надо было приютить, послезавтра съезжает), страдающий от сильной депрессии и диабета, который регулярно ходит в храм и к исповеди, и как раз сегодня он мне рассказал, что собирается самоубиться, только сходит ещё в последний раз к исповеди и причастию, и всё подготовит. Не хочу Вам сейчас описывать мою реакцию и наш разговор...мне до сих пор нехорошо. Вы там при случае, может, затеплите какую свечечку за него: его имя Хельмут. Думал, что я ко всему привычный...но тут как-то уж очень резко мороз по коже...
trigonum
Oct. 19th, 2008 01:56 am (UTC)
точно практика разная бывает... А название православной психотерапии меня тоже вначале покоробило, а потом Влахос есть Влахос :)
edgar_leitan
Oct. 19th, 2008 02:07 am (UTC)
Пороюсь в своих книжных завалах: были какие-то книжки про Афон и переводное из неких греческих старцев про Иисусову молитву. Но не припоминаю имён. Может, как раз Ваш автор?..
А упомянутые Вами книги у Вас на пдф-формате, отсканированы? Если что, попрошу как-нибудь прислать :)
trigonum
Oct. 19th, 2008 02:10 am (UTC)
хорошо, если что - я пришлю :)
trigonum
Oct. 19th, 2008 02:11 am (UTC)
у меня не в пдф и в виде электоронной книги
edgar_leitan
Oct. 19th, 2008 02:14 am (UTC)
Пришлите, пожалуйста, "Одну ночь на Святой Горе". Другую книгу я нашёл.
trigonum
Oct. 19th, 2008 02:15 am (UTC)
а куда присылать?
edgar_leitan
Oct. 19th, 2008 02:24 am (UTC)
Kуда Вам можно мэйл скинуть? Не хочу оставлять в комментарии, чтоб всем был виден
trigonum
Oct. 19th, 2008 02:31 am (UTC)
emh собака ukr.net
edgar_leitan
Oct. 19th, 2008 02:41 am (UTC)
спасибо, послал
trigonum
Oct. 19th, 2008 02:55 am (UTC)
я выслал, получили?
edgar_leitan
Oct. 19th, 2008 04:53 pm (UTC)
спасибо, получил
trigonum
Oct. 19th, 2008 02:13 am (UTC)
кстати в отношении практики и Промысла. У меня самого познание и приход к осмыслению и вере начался еще в школе через оккультную философию.. и страшно было.. я это описал в своем основном дневнике, вот тут http://www.liveinternet.ru/users/natriy_mur/post80428615/
edgar_leitan
Oct. 19th, 2008 02:22 am (UTC)
Спасибо, прочитал! Многих знавал из этого лагеря. Грустно и страшновато... Меня, правда, некие мои ретивые христианские знакомые пытались убедить, что любое занятие Индией, а наипаче Тибетом,даже просто академическое -- это страшное "чернокнижие". Как-то тошно от этой "гносиомахии" делается.
trigonum
Oct. 19th, 2008 02:29 am (UTC)
Это фанатики только так могут сказать.. Я вот с удовольствием читал и читаю А.Меня - хотя его тоже гнали игонят за то,что он изучал и писал, например в книге "У врат молчания" или в книге "Магия, оккультизм, христианство". Конечно по апостолу "все нам можно, но не все полезно", но и жить с узким сознанием и узколобостью тоже невозможно. Мне кажется в любом познании и исследовании и осмыслении наиважнейшую роль играет идея и цель - чего ради ты это делаешь, по внутреннему, и для чего
edgar_leitan
Oct. 19th, 2008 02:38 am (UTC)
Согласен!
Но гуляя по православным сайтам (правда, Ваш покорный является католиком :), давно уже заметил эту тенденцию--пугаться самим и пугать других. Всё об Антихристе, о родимом... Конечно, не всё полезно, но так что ж из того? Кто же выдаст рецепт полезного? Наверное, должен быть свой опыт наработан, интуиция, что мне на потребу, а что нет...
У католиков--и того хуже: либо сплошной акциониозм и политика, либо декларативное братание со всем человечеством. Ну и опять же, правое крыло--о "змеящейся силе греха". Про Антихриста, правда, не рассказывают :)
trigonum
Oct. 19th, 2008 02:47 am (UTC)
:) истина гдето посередине :)
Вспомнился рассказ - притча, как однажды священник с амвона рассказывал - вот де антихрист, князь мира сего кругом, апокалипсис и тп, и стоял мальчик и улыбался. Священник его спрашивает - тебе что не страшно, ведь антихрист идет?
А ребенок и говорит - а я Бога жду :)
Во всем этом пугании - один смысл - отвлечь от главного, от смотрения на себя и от внутреннего подвига
edgar_leitan
Oct. 19th, 2008 04:55 pm (UTC)
хотелось бы в продолжение Ваших мыслей написать несколько слов: см. сегодняшний пост
edgar_leitan
Oct. 19th, 2008 02:11 am (UTC)
Православную психотерапию нашёл через Гугл
trigonum
Oct. 19th, 2008 01:32 am (UTC)
И еще - для меня, по-большести и "антефактум" выходит из понимания Промысла и видится больше как узревание движения собственной души до ситуации и во время, как то упреждение чтоли и .. Напишу чуть позже - мысль еще не сформирована :)
edgar_leitan
Oct. 19th, 2008 01:35 am (UTC)
Кажется,я улавливаю.Пожалуй, соглашусь
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com