?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В одной из своих недавних речей патриарх Кирилл говорил следующее: "Некоторые люди, не зная брода, лезут в воду и начинают рассуждать о том, что стремление человека к чуду есть чуть ли не мракобесие, то они просто свою собственную болезнь, внутреннее расстройство выплескивают вовне". И ещё одно характерное высказывание: "Божье чудо у одних вызывает раздражение, у других – злобу, у третьих – клевету".


Разговор всё о том же недавнем значимом событии, о "поклонении поясу Богородицы", который был привезён в Россию из афонского Ватопеда. Попытаемся ещё раз поразмышлять как над над самим событием, так и над его различными интерпретациями, что никак не менее важно. Всякое событие, воспринимающееся в качестве знака ("знаковое" и "значимое"), не может существовать в отрыве от его истолкований. Модальность и пафос этих интерпретаций — дело при этом второстепенное.

Пока что, за неимением досуга, набросаю некоторые основные мысли, где сравнительно-религиоведческие рефлексии перемежаются с богословскими (Theologia fundamentalis et dogmatica).

То, что патриарх Кирилл называет "стремлением к чуду", не есть нечто исключительно христианское. Это стремление — в той или иной мере постоянная величина человеческой природы. Даже "слишком человеческое". Вряд ли сыскать такой религии, в которой этого стремления нет. Оно свойственно любой Naturreligion, "естественной религии". Говоря идеологизированным церковным языком — свойственно "язычеству", в которой противоположное "мирскому" "священное" есть, по знаменитому определению религиоведа Отта, "Mysterium tremendum et fascinosum" (величественная и захватывающая тайна).

О том, что "язычество" — слишком многозначительное и оценочное обозначение, имеющее свои исторические корни, но для современного религиоведческого дискурса абсолютно непригодное, разговор особый.

Если рассуждать даже строго церковно: любое общение всякого (!!!) человека с ближними является "выплеском" его внутренних болезней, неладов, "акциденций субстанции, порождённой первородным грехом". Если только человек этот не канонизированный святой. Однако церковное предание строго делает такую ситуацию принципиально невозможной, отвергая возможность достоверной святости при жизни: знаком качества и венцом жизни является качество его умирания и смерти!) То есть каждый человек безусловно "болен" — в онтологическом плане. Будь он хоть Лениным, Емельяном Ярославским или патриархом Кириллом, или даже всенародно почитаемым православным старцем. Вопрос лишь в степени болезненности и её проявлений.

А Церковь, а тем более монастыри, Отцы Церкви называли "лечебницей". Не в том значении, что тут обязательно вылечивают, но что в ней в принципе собралась компания глубоко больных людей, которые "лечатся", желают лечиться.

В этом смысле, с точки зрения здравого богословия (церковной традиции) — что злобствования ярых атеистов, что все эти приторно-елейные "спаси Господи!" и "старцы не велят" по каждому смехотворному поводу ("батюшка, благословите пукнуть!") — явления одного порядка. Разные симптомы одной и той же болезни, пандемии "отпадения от Бога".

По поводу "Божьего чуда". Реликвия, пусть даже широко почитаемая ("пояс Богородицы"), не может сама по себе считаться чудом, не надо совершать грубой подмены! Странно, что это говорит Патриарх, который в роли предстоятеля поместной церкви должен был бы быть богословски хорошо образованным.

Исторически прекрасно известно (и атеистическая пропаганда тут не при чём), как подобные реликвии массово производились, — особенно в Средние века, и даже в Новое время, — являясь источником немалого дохода, влияния и поддержания политической власти духовного (второго) сословия традиционного средневекового общества. Католическая Церковь ныне поступает более осмотрительно и дальновидно, оставляя вопрос о почитании той или иной конкретной реликвии на совести и усмотрение самих верующих. В вопросах церковной веры никогда не было так, что vox populi — однозначно равнялся бы vox Dei. Иначе епископат "учащей церкви" незачем.

Существование благочестивых традиций и соответствующих исторически не верифицируемых достоверно легенд принадлежит к религиозному быту, отнюдь не составляя сердцевину веры. Да я что-то такого соборного определания и не припомню — о спасительной необходимости для всякого православного (= каф/толического) христианина почитания "пояса Богородицы".

Ни в каком из известных Символов христианской веры (желающие пусть смотрят Enchiridion Symbolorum Денцингера, книжка постоянно переиздаётся: см. Denzinger-Hünermann) не написано, что христианин "верует и исповедует Чудо" — которое определяется как тот-то и то-то.

Про то, как далеко в Новое время под давлением начавших своё победное шествие естественных наук понимание чуда отошло от первоначального библейского (чудо как вызывающий изумление явственный "знак" Божьего присутствия и действия Бога в человеческой жизни), сделавшись "сверхъестественным вмешательством Бога в естественный порядок вещей", то есть как нарушение Богом сотворённой Им же естественной причинно-следственной каузальности, поговорить можно будет в другой раз.

В ортодоксальном (строго церковном) смысле гораздо бОльшим чудом следует считать само воплощение Христа, "ставшего человеком" и вошедшего в земную историю, а также Его воскресение и ежедневную "бескровную жертву Христа" — Евхаристию. Все перечисленные "чудеса" суть предметы христианской веры, составляющие её костяк. Незаменимая же сердцевина её — сама личность Иисуса Христа. Нигда так хорошо, с тёплым чувством и ненавязчиво об этом не сказано, как в "Трёх разговорах" Владимир Соловьёва.

Сама терминология вызывает недоуменные вопросы. Нигде в православном узусе и его вербализации не говорится о "почитании" реликвии (или образа), как в католической практике, но только о "поклонении". Я припоминаю, что там довольно большая путаница и сложности, обусловленные историческими опять же напластованиями значений в различных греческих (cf. προσκύνησις, εὐσέβεια и т. д.), латинских, а также в библейских (еврейских) терминах и их различным контекстуально обусловленным употреблением.

Однако в Библии, являющейся религиозным каноном (греч. "мерой/измерительной планкой", ср. санскр. "прамана" — "мера", т. е. "средство [истинного] познания") и для христиан любой конфессии, говорится о "поклонении" одному лишь единому Богу. Такое размытое и непродуманное употребление терминологии (как использование в русском языке слова "поклонение" — в отношении Бога и одновременно — икон, реликвий и т. п.) ведёт к логически закономерному обвинению христиан со стороны представителей других авраамических религий (иудейства и ислама) в многобожии, когда "поклоняются" иконам святых, поясу Богородицы, мощам угодников и т. п.

Увы, сама почти что традиционная толкотня в русских православных храмах во время Евхаристии, все эти свечные очереди, а также одновременное с литургией привaтное "поклонение иконам", во многом напоминает мне шумную суету в храмах индуистских. Там тоже идёт бойкая торговля предметцами культа, а уж очередям к восторженному созерцанию-даршану "святыни" какого-нибудь древнего лингама (иконического образа Шивы, чаще всего в виде простого камня, а то и более затейливо, в виде художественного фаллоса) позавидовали бы рьяные поборники идеи русского православия Московской патриархии как государственной религии.

Патриарх прав в том, что стремление к чуду для человека скорее естественным образом ему свойственно, нежели противоестественно (contra naturam) и извращённо. Тому свидетельство — множество религий, существующих в мире. Однако дурное богословие (с христианское точки зрения) подобного подхода в том, что в этом христианство как раз ничем от всех этих религий не отличается — ни стремлением к чудесному, ни желанием и разработанными методиками свою жизнь "освящать". Христос сами своим воплощением снял трудно и лишь строго избирательно проходимую границу между священным и мирским (sacrum/profanum, как то повелось с Эмиля Дюркхайма).

Пропасть между сакральным и профанным снимается, как и особая "власть" над "лаосом" (народом-мирянами) привилегированной и жёстко обособленной касты священнослужителей (ср. евангельское "род избранный, царственное священство"), оставляя лишь их "особое служение народу Божию".

"Во Христе" всякое бывшее или являющееся мирским становится безусловно священным. Подобное богословствование по типу индийской "адвайты" или махаянской "тождественности сансары и нирваны", будучи усвоено некоторыми наиболее радикальными направлeниями протестантизма, представляет собой тип теологического мышления, опирающийся на один из возможных вариантов (глубоко верующей) библейской экзегетики и нового (хорошо забытого старого) прочтения Евангельской вести, и является дерзким вызовом явственнo языческим соблазнам православного и католического народного благочестия.

И, наконец, последнее добавление — нравственного порядка. Инвективы патриарха в адрес "врагов святыни" — увы, из традиционного инструментария господствующих религий в адрес своих воображаемых или действительных врагов. Последним всегда приписывается аморальность действий как следствие "безнравственного" (что в данном контексте синонимично с "неправославным") образа мыслей.

На самом деле раздражение людей всегда вызывает не "чудо" как таковое (которое, я утверждаю, не существует вне его конкретно-религиозной и/или конфессиональной интерпретации), но нечто людям непривычное и неожиданное, плохо согласующееся с каждодневной рутиной и стереотипами. Либо глубоко противоречащее их зрелым убеждениям, но агрессивно навязываемое церковным и светским начальством вкупе со СМИ.

Со стороны как патриарха, так и рьяных защитников "единственно правильного типа благочестия" много почтеннее, сиречь достойным уважения, было бы не огульное осуждение недоумевающих по поводу всей этой массовой буффонады сограждан (среди которых, по моим сведениям, было немало сознательных, воцерковлённых православных христиан) и их обиженное обвинение в атеизме и моральной извращённости, но размеренная и методичная разъяснительная работа. А также воспитание в самих себе культуры спокойного, доброжелательного диалога с носителями иных воззрений.

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
mar_amirchanyan
Dec. 26th, 2011 11:02 pm (UTC)
Спасибо за возможность читать Ваши эссе.

edgar_leitan
Dec. 26th, 2011 11:10 pm (UTC)
Благодарю Вас.
budyachok
Dec. 26th, 2011 11:16 pm (UTC)
"Про то, как далеко в Новое время под давлением начавших своё победное шествие естественных наук понимание чуда отошло от первоначального библейского (чудо как вызывающий изумление явственный "знак" Божьего присутствия и действия Бога в человеческой жизни), сделавшись "сверхъестественным вмешательством Бога в естественный порядок вещей", то есть как нарушение Богом сотворённой Им же естественной причинно-следственной каузальности, поговорить можно будет в другой раз" - интересно было бы почитать.
edgar_leitan
Dec. 26th, 2011 11:31 pm (UTC)
При случае. На самом деле, это очень известная тема -- сужение понятия "чуда" в Новое время, изменение по сравнению с библейским пониманием. Должно быть в любой мало-мальски научной современной богословской или религиоведческой энциклопедии.
a_kor
Dec. 27th, 2011 12:45 am (UTC)
Эдгар, как Вы прокомментируете отпевание Ким Чен Ира, клириком РПЦ?
edgar_leitan
Dec. 27th, 2011 01:27 am (UTC)
Это правда? Ну значит, он был тайным монахом, постриженником РПЦ МП и великим праведником. Тогда всё OK. Ведь и Сталина именуют "настоящим православным правителем Земли Русской". Почему ему можно, а Ким Чен Иру нельзя?
(no subject) - a_kor - Dec. 27th, 2011 03:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 27th, 2011 03:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Dec. 27th, 2011 05:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 27th, 2011 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Dec. 27th, 2011 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 27th, 2011 01:36 pm (UTC) - Expand
threeeyedfish
Dec. 27th, 2011 01:28 am (UTC)
Спасибо, как всегда замечательно написали.
edgar_leitan
Dec. 27th, 2011 01:37 am (UTC)
Спасибо за Ваш всегдашний интерес :)
zetot
Dec. 27th, 2011 07:56 am (UTC)
Спасибо за текст!
edgar_leitan
Dec. 27th, 2011 12:18 pm (UTC)
Merci!
yarjournal
Dec. 27th, 2011 09:13 am (UTC)
В очередной раз, спасибо.
""Во Христе" всякое бывшее или являющееся мирским становится безусловно священным. Подобное богословствование по типу индийской "адвайты" или махаянской "тождественности сансары и нирваны""

Всегда, когда я говорю или пишу подобное, или ещё конструкты вида "познаётся вне различения того-то и того-то", и, вообще, при каждом перепрыгивании чатушкоти сердце сжимается от понимания, что возможность передать опыт подобного мышления от меня не зависит. Это одновременно переживается как чудо, как место проявления благодати, и как боль - из-за неспособности передать. И всегда вспоминается про "спящего не буди, а бодрствующего чего будить". Вот и сейчас, читая Ваши строки, я пытаюсь постичь тайну духовной инициации, и не могу. Сам ясно понимаюсмысл фраз, но вижу -- фразы эти не содержат ничего, за что мог бы уцепиться непонимающий ум.

Кажется, поэтому в евангелии есть два слоя -- сбывшегося царства и эсхатологический.
edgar_leitan
Dec. 27th, 2011 12:24 pm (UTC)
Re: В очередной раз, спасибо.
:) Евангелие -- это действительно чудо. Только я понимаю "сбывшееся Царство" именно как "эсхатон", здесь и сейчас.

"Инициация" бывает разных видов. Ту, что Вы описали -- она из высших, прямая и непосредственная, так сказать. Но некоторым надо всё расчертить на бумаге в клеточку. И это тоже "дикша" :)
petrark
Dec. 27th, 2011 07:56 pm (UTC)
Спасибо!
edgar_leitan
Dec. 27th, 2011 08:01 pm (UTC)
Jums paldies!
loudurr
Dec. 28th, 2011 12:37 pm (UTC)
насколько я помню, в самом Евангелии феномен чуда оценивается неоднозначно. то есть, акт веры - он же очень интимный, очень внутренний. верить в фокусы легко, но как ни странно, такая вера непрочна. да и вообще, вся внешняя атрибутика - будь то иконы, статуи, пояса, - любые "идамы" в развитых сложных религиозных системах служат такими костыликами, которые поддерживают начинающих на их большом пути к Богу. так странно и обидно, что религиозная система, породившая феномен иссихазма скатилась к каким-то первобытным пляскам вокруг сомнительных фетишей.
edgar_leitan
Dec. 28th, 2011 07:01 pm (UTC)
Я думаю, что определённая, б.-м. широкая палитра уровней понимания и практик характерна вообще для любой религии. Что, в буддизме или индуистских религиях мало всякого примитиовного магизма?
Другое дело, что из бытового народного магизма делается идеология и выдаётся за "истинное православие". И всё бы это ничего, и можно было бы на это плюнуть и забыть, если бы не вмешательство церковных функционёров в частную жизнь граждан и набившая оскомину пропаганда. Впрочем, это не совсем моя головная боль -- я живу не в РФ.
lenalexp
Dec. 29th, 2011 06:08 am (UTC)
Исторически прекрасно известно (и атеистическая пропаганда тут не при чём), как подобные реликвии массово производились, — особенно в Средние века, и даже в Новое время, — являясь источником немалого дохода, влияния и поддержания политической власти духовного (второго) сословия традиционного средневекового общества.

Замечательно, прямо в яблочко. Только надо добавить, что это относится ко ВСЕМ чудесам, в том числе и этому:

В ортодоксальном (строго церковном) смысле гораздо бОльшим чудом следует считать само воплощение Христа, "ставшего человеком" и вошедшего в земную историю, а также Его воскресение и ежедневную "бескровную жертву Христа" — Евхаристию. Все перечисленные "чудеса" суть предметы христианской веры, составляющие её костяк. Незаменимая же сердцевина её — сама личность Иисуса Христа.

Внимательное прочтение символа веры позволяет понять, что это «чудо» на самом деле простой обман и Иисуса, в которого верят христиане, никогда не существовало и теоретически не могло существовать.
yarjournal
Dec. 29th, 2011 08:47 am (UTC)
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой,ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел...
(no subject) - lenalexp - Dec. 29th, 2011 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - yarjournal - Dec. 29th, 2011 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Dec. 29th, 2011 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 30th, 2011 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Dec. 30th, 2011 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 29th, 2011 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Dec. 29th, 2011 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 30th, 2011 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Dec. 30th, 2011 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 30th, 2011 07:01 pm (UTC) - Expand
idvik
Dec. 29th, 2011 03:08 pm (UTC)
Спасибо, всегда внимательным образом читаю Ваши записи и субботний семинар.
edgar_leitan
Dec. 30th, 2011 03:34 pm (UTC)
Благодарю Вас!
az_pantarei
Dec. 29th, 2011 03:21 pm (UTC)
Наконец, дошло!
Кто-то в комментариях отметил, что РПЦ не комментирует своих неоднозначных клириков. Патриарх начал критику, но, правда, без имен.---
Наконец дошло! На днях патриарх Кирилл упомянул о «некоторых» наших клириках, которые не прочь эффектно выступить в СМИ, в интернете, привлечь к себе внимание эпатажными выступлениями, вызвать дискуссии. При этом, хотя критика оппонентов обрушивается прежде всего на таких клириков, тем не менее негативное мнение переносится на православную церковь в целом. Необходимо «поступать с рассуждением и осмотрительностью», - сказал Патриарх. Патриарх не назвал имен, но ясно каждому, кто хоть сколько-нибудь знаком с нашей религиозной жизнью, что имеется ввиду прежде всего наш уважаемый «диакон всея Руси» А. Кураев. Именно он – самый популярный и самый большой провокатор из клириков Русской Православной Церкви.
Много же лет понадобилось Церкви, чтобы понять, что неуемная деятельность этого персонажа приносит церкви не столько пользу, сколько вред, дискредитирует ее своим скандальным поведением, никак не укладывающимся в рамки не то что христианского, но даже просто элементарно этичного поведения.
К тому же все это пока лишь слова, которые будут бесплодными, если за ними не последуют соответствующие им «оргвыводы».


Edited at 2011-12-29 03:51 pm (UTC)
edgar_leitan
Dec. 30th, 2011 03:51 pm (UTC)
Re: Наконец, дошло!
Перенесение критики конкретного лица на организацию в целом, в принципе, не должно дискредитировать это целое. Но таков обычно механизм поверхностной общественной реакции.
az_pantarei
Dec. 29th, 2011 03:24 pm (UTC)
Патриарх о Кураеве

Патриарх Кирилл: 23.12.2011
Эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал духовенство быть более осторожными и дальновидными в своих заявлениях для СМИ и в Интернете.
«Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают волны ответных обсуждений в блогосфере, в которых предметом нападок становится не столько сам автор строк, сколько Русская Православная Церковь в целом», - сказал патриарх Кирилл в ходе своего доклада на Епархиальном собрании города Москвы.
«Никто не запрещает участвовать в жизни интернет-сообществ и оставлять свои комментарии в темах, но необходимо поступать с рассуждением и осмотрительностью», - добавил он.
Предстоятель Русской Церкви призвал всех священнослужителей, участвующий в дискуссиях в «Фэйсбуке», «Твиттере», «Живом журнале» и иных сетевых сообществах, постоянно помнить о той ответственности, которую накладывает на них выступление в публичном пространстве.
«Отдельные клирики, стремясь к тому, чтобы всякое высказанное ими мнение обязательно попало на ленты информационных агентств и вызвало волну комментариев в интернете и на радио, начинают облекать свои заявления и инициативы в экстравагантные, провокативные формы», - сказал патриарх Кирилл. - «Ожидаемый эффект, конечно, достигается, но наряду с этим и в адрес нашей Церкви звучат нелестные эпитеты, а наши критики и недоброжелатели получают обильную пищу для очередных нападок, иронии и сарказма. В результате в общественном сознании складывается искаженный, а порою отталкивающий образ православия». ….
………..
REGIONS.RU
© 1999-2008 «REGIONS.RU/Новости Федерации». Об агентстве.
При цитировании информации гиперссылка на «REGIONS.RU/Новости Федерации» обязательна.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
wakefieldp
Dec. 30th, 2011 06:49 pm (UTC)
Пережили все!


( 41 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com