?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Наша питерская кошка-чернышка Мурка, бывшая в младости простой уличной чернавкой-ларёчницей, очень любит долго-предолго сидеть пред зеркалом. И так почти что ежеден — сидит порою часами, смотрит не отрываясь, ин день никуда же отойдёт. Куда смотрит, почему, зачем, какую думу помышляет? На взгляд поверхностный — вот ведь прихорашивается, фифа этакая — как всякая почти женщина, спокойно осознающая: "Я необычно красива!" Красота спасёт мир. Ой ли? Красота страшная сила, могучая. А если она — лёд, то имя этой красоте — смерть и хлад могильный.


Сиe есть касание явственнoe. Cамая первая версия: Мура — чёрная красотуля, и притом записная кокетка. С кем не бывает! Приникнем же испытующим взором, поверяемым чувством сердечным, ещё глубже.

Мнение родных её хозяев, другов-кормильцев, таково. Тут всё больше тёмное тайнозрение, оккультною эзотерикой именуемое, связаннoe с якобы загадочными свойствами зеркал как дверей в таинственный, недосягаемый простыми смертными, но такой близкий к нам и такой липко-устрашающий — антимир. "Бездна бездну призывает..." (ср. Пс. 41, 8). Алиса, вернее Мура, в Зазеркалье. Чёрная кошка, пристально вглядывающаяся во врата пропасти, кою не перешагнуть, зрящая прямо в рдяный зев гееннин, где отблески угольев, синючие всполохи серы и тени перепончатых крыл аггелов Денницы. Кошка-пифия, неистовая прорицательница, готовая к вещанию от имени духов или иных туманных сущностей "оттуда", из полумрака шеола...



Бррр, но никак не "муррр". Всё — что и кто угодно, — но только не кошка. Прав был честертоновский отец Браун.

Иные готовы ещё вспомнить известную киноновеллу Стивена Кинга "Кошачий глаз", ненароком, но провиденциально видящий от обычных людей сокрытое. Крадущаяся кошка, случайный и немой свидетель преступлений, защитник слабых деток и немощных женщин от тех же зазеркальных тёмных сил, воздающий по заслугам лиходею. Но также и коварное существо, которому шуршащая людская молва приписывает волшебное свойство стремительной татью проскальзывать в опочивальни, дерзко воруя по ночам детское дыхание спящих.

Иногда, — и происходило это не един лишь раз, но многажды — угольная Мурка точно ошпаренная шарахалась прочь от пришедшей из лесу любимой хозяйки. Уставится на её плечо, смотрит с ужасом не отрываясь и шипит с посвистом, калачом забившись под трюмо. Словно явственно видит принесённого ненароком из чащобы малого косматого лесовичка, так и приехавшего с перешейка Карельского, с седой Ладоги — да в самый Питер,— верхом на грибнике, и грозящего оттуда, с плеча грибникова, корявым замшелым пальчиком своим невольным обидчикам... Обильно окроплeнная загодя припасённой свеженькой церковной святою водицей, хозяюшка как по волшебству перестаёт пугать чёрную провидицу. Подойдёт та к своей кормилице вновь, как ни в чём не бывало, и ластится, а то и нежной лапкой цап — поиграй же со мною, не томи, душа!

От единой же искрящейся капли освящённой влаги, попавшей на лесного мохобрадого дедка, тонкое тело косматого странничка рассыпается невидимой трухлецой и уносится лёгким поветрием чрез оконце, обратно, в леса и на просторы, точно щепоть спор грибных, токмо в мелкоскоп видимых.

Oсвобождённая душа, тою водою враз крещённая, к Hирване святой, в пустоту пустот ввысь взмывает, что по ту сторону всяческих бед, напастей и боли обретается, на сретенье жалостного друга всего живого, — благого и просветлённого, весело улыбчивого Будды-Гаутамы, доброго цесаревича Гиндустанского. Вот что водица живая сотворить возможет силою Христа-Искупителя, предстательством Матери Его Богородицы и Невесты Агничьей, апостольской Церкви кафолической, что все веры добрые и искренние любовию своей без границ объемлют, а тварь всяческую, — и лепого образа, и даже криво-скособоченную да на зрак престрашенную, — милуют и точно дeток своих родимых жалеют.

А порою иное мне мнится о Муре, запорнице запечной и шкафной, думу горькую и неотвязную, на трюмо зеркальном сидючи и в образ свой многоликий глазом вперившись, помышляющей. Сия есть Мура-любомудрица, философом рекомая. Мысль сей кошки печального образа: вкруг того, что есть, — сущего, и того, чего не сыскать, не-сущего. Всё, что есть, — потребно то измерить мерилом познания безошибочного, матерью-Праманой индийскою. "Аз есмь", — предмет её неустанным помыслам и томлениям, биениям разума. "Помышляю, следственно, есмь", cogito ergo sum. Начаток её тайных знаний — в наблюдении себя и блюдении тишины внутренней душевной клети. Многочасовые ея бдения у створок зерцал — акт самопознания, тихая философская рефлексия существа, постепенно, пошагово, претворяющейся из беспечной шаловливой игруньи в умудрённую Старицу зеркальную. И кто ж то ведает — возможно, в Зазеркальную.

Сия есть премноголикая Мурка, высокого умного идеала радостопечалия, кажется, в полную меру едва не достигшая. Когда то надобно, умеет и любит эта подвижница любомудрия искренно веселить хозяев-кормильцев, семью свою родную, бывая им в утешение великое и в умиление сердечное. И это всё — бывшая бывалая уличная ларёчница, простая на вид киса, Багире некоей подобная, хитрюга лукавая, чёрная красавица желтоокая, — и белогрудая, порою игрунья безудержная, а в ин час явившаяся стяжавшим зерцалоподобную мудрость пробуждённым существом, Бодхисаттвою нареченным. Кошка эта, как и апостол некий, с виду неказистый, стала "всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых"... Она и спасает, исполняя обеты, данные во времена незапамятные. Имеющий уши да слышит, — и разумеет. Ибо сказанное — не для всякого.













Comments

( 23 comments — Leave a comment )
jacopone_da
Feb. 1st, 2012 04:48 am (UTC)
Хорошая кошурка, что это Вы на нее напридумывали:)
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 12:38 pm (UTC)
Это разные научные интерпретации, а не придумки :)
threeeyedfish
Feb. 1st, 2012 05:20 am (UTC)
:)
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 12:52 pm (UTC)
Тако!
purple_heartlet
Feb. 1st, 2012 07:06 am (UTC)
Красивенькая кошечка-кокетка:)
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 12:43 pm (UTC)
Это так! Но не только, далеко не только так :)
lenasolovey
Feb. 1st, 2012 07:32 am (UTC)
Это какая-то особенная кошка. Может потому что из "дикорастущих"? Мой перс ведёт себя совсем не так- не позволяет себе шипеть на "родителей", из какого бы дальнего леса мы не пришли, обращается ко мне "ма мэээр" и ест багет с рук, правда я не уверенна что он любит булки, наверное думает- "ну раз ты угощаешь, так и быть, немножечко попробую"
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 12:42 pm (UTC)
Она совсем домашняя, а из ларя была взята юной отроковицей. И она очень добрая, а шипеть позволяет себе только в совсем крайних случаях, подобных вышеописанному.
lvika
Feb. 1st, 2012 09:15 am (UTC)
кошколюбие
Привет родной кошколюбивой душе!
Вот визуальный комментарий к Вашему тексту
http://fotki.yandex.ru/users/vglyssenko/view/26626?page=0
С берегов Ганги, Ваша В
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 12:49 pm (UTC)
Re: кошколюбие
Спасибо, Виктория Георгиевна, утешили :)
По родной Ганге и гхатам тягуче скучаю, аж сил нет! События годовой давности -- как будто вчера были. Передавайте там всем местным обитателям Асси приветы, особенно почтарю (Preshak) и Ракешу-книговладельцу. И обязательно Беттине, если увидите её!
lvika
Feb. 1st, 2012 04:09 pm (UTC)
Re: кошколюбие
Обязательно передам, Эдгар! Всех уже видела и еще увижу. Завтра встречаюсь с Трипатхи-джи. Здесь все неизменно...
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 04:52 pm (UTC)
Re: кошколюбие
Так я, Виктория Георгиевна, Вашей книжки по Дхармакирти и не получил, которую Вы передавали через венцев на одной конференции в Азии :(( Видимо, кто-то из венских коллег оставил её в отеле (на Тайване, кажется), -- никто конкретно не признался.
Несколько дней назад я сдавал (успешно) часовой экзамен-"rigurosum" по всему курсу по Дхармакирти, читанного у нас проф. Джоном Тэйбером.
Передавайте также сердечный привет Monsieur Мишелю, если он там с Вами, и вообще всем-всем!
А Ваш пандит Трипатхи -- это не K. D.? Я там с ним изображён в одном из последних постов, под катом.
lvika
Feb. 1st, 2012 04:57 pm (UTC)
Re: кошколюбие
да, именно он - это наш старый друг двадцатилетней давности. Я видела ваше совместное фото и обязательно передам ему привет от Вас.
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 09:48 pm (UTC)
Re: кошколюбие
О!!! Это прекрасно. Меня с ним в своё время (в 1998 или 99-м) познакомила Беттина в связи с моим тогдашним интересом к Агамам и Бхартрихари, но тогда я, конечно, не умел говорить на санскрите. Мы беседовали на хинди (я был в тот момент уверен, что по-английски он не разговаривает, и что пытаться говорить с ним по-английски как-то невежливо с моей стороны), и он рассказывал, как его отец разговаривал с ним только на санскрите начиная с 4-х лет. Мне его пример, а также другие его рассказы о бенаресских пандитах служили вдохновением в течением многих лет. Наверное, поэтому я и не забросил санскритa, хотя много раз отчаивался :))) Беттина пишет о нём в своём очерке Tantric pandits in Varanasi, в сборнике The Pandit (ed. Axel Michaels).

Я был тогда на его университетских занятиях, а также он принимал нас с Беттиной у себя дома. Но я знаю его не так давно, как Вы, 20-ти лет не будет :) В прошлый год в феврале я имел удовольствие с ним общаться на конференции по философии языка, где беседовали уже на санскрите. Слушать его санскритскую речь во время выступлений или прений было редким удовольствием и эстетическим наслаждением. Передавайте нижайший поклон почтенному Пандиту-джи от его почитателя!
lvika
Feb. 2nd, 2012 04:40 pm (UTC)
Re: кошколюбие
Уже передала и Беттине тоже. Сегодня мы были вместе на потрясающем концерте. Это был редкий инструмент рудра вина. Культурная жизнь в Бенаресе может успешно конкурировать с религиозной. Мы все время попадаем на разные интересные мероприятия. Жаль, что Вам не удалось выбраться в этом году, но на следующий год обязательно приезжайте!
edgar_leitan
Feb. 3rd, 2012 04:31 pm (UTC)
Re: кошколюбие
Я уже понял, что надо снова ехать в Индию, и именно в Бенарес! Надо будет постепенно составлять программу поездки на следующий год.
sergi
Feb. 1st, 2012 09:19 am (UTC)
Истинная бодхисаттва, да.
У Вас прекрасный стиль Эдгар.
Спасибо.
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 12:49 pm (UTC)
Благодарю!
luxphilosophiae
Feb. 1st, 2012 11:39 am (UTC)
Не понял, почему азъ и есмы, и почему есмы с ерем?
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 12:41 pm (UTC)
Есмы -- потому что её много, "имя легион" (посмотрите на многие зеркальные отражения) :) С ерем видел в каких-то славянских грамматиках. Но если Вы утверждаете, что это неправильно, то готов исправить.
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 12:52 pm (UTC)
есмы с ерем
Ещё раз перепроверил. Написание с ерем встречается в старых печатных изданиях. Так что значит -- можно.
luxphilosophiae
Feb. 1st, 2012 03:03 pm (UTC)
Re: есмы с ерем
Здорово. И меня просветили. Буду знать))

Я просто смысла заголовка не пойму. Получается "я ..... мы есть". То есть Я есть мы? а многоточие?
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 03:30 pm (UTC)
Re: есмы с ерем
Вообще этот шуточный (но с намёками) заголовок возник как отдалённая аллюзия на Вячеслава Иванова, только вроде перевёртыша -- у того было что-то вроде "Мы есмь" (или "аз суть" -- не помню точнo -- стихотворение о единстве человечества). Я сам его плохо помню, но прекрасно помню рассуждения Аверинцева на эту тему в его разных курсах (в том числе и о Вячеславе И.). Написано было вполне осознанно, т. к. В. И. никто не мог бы упрекнуть в незнании языков.
"Аз/Я" (т. е. рекомая кошка) -- осознаёт себя то ли как multiple personality, отождествляя с множеством своих зеркальных ипостасей, то ли намекает на евангельский "легион" (см. указания в посте на оккультные толкования образа кошки -- Зазеркалье, тлеющая сера, крылья аГГелов... и т. п.).
Многоточие -- для вящей двусмысленности (этакая многозначительная пауза), и чтоб показать, что я не по неграмотности написал именно так, как написал.


Edited at 2012-02-01 03:32 pm (UTC)
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com