?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Имея возможность с относительно безопасного расстояния тревожно наблюдать, что сейчас делается в РФ, в очередной раз думаю словами безумной (стала такой, так как увидела подлинное будущее) героини второго "Терминатора": "No fate" (нет судьбы!), — эту фразу она выцарапала на деревянном столе устрашающим кривым ножом. То есть нет надежды на сколько-нибудь нормальное будущее. Будущее в целом предопределено, и судьба эта безрадостна.


Помню, как ещё на переломе 1990-х и нулевых она была, эта надежда, да такая, что я всерьёз забавлялся мыслию переехать обратно в Питер, как только окончу свои бесконечные образования (увы, мыслимо ли это?). Однако в последние годы я, будучи по природе очень ностальгическим человеком (скучаю по всему, что когда-либо со мною приключилось, что было, мнилось и прошло), тихо радуюсь, что я там, где я есмь, и занимаюсь своей пусть небольшой и плохо оплачиваемой, но осмысленной деятельностью. В связи с такими думами наткнулся недавно где-то на просторах Матрицы на рассуждения Егора Летова, где-то зафиксированныe в 2005 г., о России, которые отозвались тупой болью узнавания (почти индийская "пратьябхиджня"!):

„Чем дальше живу, тем больше убеждаюсь, что в нашей стране ничего не меняется и никогда не изменится. Сколько себя помню, всегда существовали массовые так называемые «патриотические» движения, объединяющие отборную воинствующую сволочь. Раньше это были комсомольцы, любера, затем различные народно-патриотические движения типа общества «Память». Сейчас это скинхеды, всяческие «Идущие вместе»...

Для всех же остальных в нашей стране единственно возможное состояние — это чемоданное. Здесь нельзя жить. Здесь можно только воевать, болеть, выживать, куда-то пробиваться с боями и потерями. Здесь нет завтрашнего дня. В любой момент тебя могут избить, ограбить, выкинуть в окно электрички инструменты... Издать какой-нибудь новый закон — и лишить тебя всего. В любой момент могут посадить, да и вообще убить без суда и следствия. Отсюда в умах постоянно рождаются всевозможные замыслы глобального переустройства вселенной, диковинные сектантства, апологии самоубийства и тому подобное.

Все мысли направлены не на то, чтобы спокойно жить и что-то планомерно делать, а чтобы как-нибудь лихо отсюда сдристнуть, либо за рубеж, либо в тайгу или какой-нибудь скит, или на тот свет, или вообще в другое измерение. Наша страна — это беспощадный зловещий полигон. Раз уж здесь очутился, изволь принимать правила игры... Если не сломаешься — ты герой на все времена, а если не вышло — то тебя и нет и не было никогда“.

…………………………………………………………………………………………………………

Не спрашивайте меня: "Что делать тем, кто не может или не хочет уехать?" Откуда мне знать? Всё больше узнавая о положении дел в системе высшего образования, не говоря уже о среднем, школьном, я всё ниже склоняюсь перед людьми, учёными гуманитариями и технарями, которые, имея возможность (пока свободно) уехать, чтоб беспрепятственно заниматься любимой профессией (вернее, вообще своей профессией), этого не делают, оставаясь на этой вечной наковальне, где, слегка парафразируя остроумные слова А. М. Пятигорского, "если тебя не бьют молотком по голове, то разве что в порядке исключения". И гимн наковальни (РФ) давно уже снова советский, и "товарищи" всё те же — в ежедневных обращениях (формула "товарищ", столь для меня невыносимо отвратительная), и по внутренней сущности (подсознательных структурах). Поэтому и слово "Россия" у меня, каюсь, до сих пор как-то не выговаривается. Лишь нечто похожее на "Рcзжсссррр", через силу и стиснутые зубы…

Всё больше понимаю я также, почему филология, некогда краса и гордость германской науки (уважение к ней в некоторой степени сохранилось и по сей день), имеет мало шансов в России. Как всякая добротная профессиональная деятельность, она скучна, и не сулит громких результатов. Сенсации в ней редки. Никакого спасения мира, объединения человечества под эгидой русской культуры, защиты от тёмных сил, мгновенного просветления или иного рода религиозного освобождения. Лишь медленное накопление фактов, ведущих к более глубокому пониманию предмета.

Наверное, поэтому нередко слышишь о русских, переехавших в более спокойные части света: они не выдерживают этой скучной для них размеренности, не приживаются (окружающие-то обычно разговаривают не по-русски, на своих "собачьих языках"), топят ощущение пустоты в аль-кахале, им не хватает постоянной российской атмосферы либо медленного общественного гниения, "безвременья", с кухонными разговорами под водку о смысле жизни в качестве компенсации, либо площадного надрыва и аффектированного коллективного действия, когда вообще толком подумать ни о чём нет времени и желания. Там, где рукопожабельный бесконечно борется с нерукопожатным, и взаимное презрение в среде интеллигенции низвергается на врагов Ниагарскими водопадами, и злоба рабочего люда не знает границ, и лица едущих в транспорте землисты и мрачны…

[Пришло на ум поздней ночью, по окончании зимнего семестра, когда ещё раз понял, что в эту зиму в РФ точно не поеду. Никто особо нигде не ждёт, никуда не приглашал, и времени нет, да и ехать не слишком хочется. Не на митинги же ходить]

Comments

( 46 comments — Leave a comment )
pravdoiskanie
Feb. 1st, 2012 03:45 am (UTC)
Люстрация в стране не была проведена: погибла
она бесславно, и сгинул народ - рогоносец ея!
threeeyedfish
Feb. 1st, 2012 03:59 am (UTC)
правильно всё говорите, хоть и грустно.
nzqrc
Feb. 1st, 2012 04:24 am (UTC)
очень зря! Я ТЕБЯ ЖДАЛ
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 04:27 am (UTC)
Я подозревал :) Но диплом треклятый висит надо мною аки меч, и не будет покоя душе, доколе не напишу.
maria_gorynceva
Feb. 1st, 2012 04:59 am (UTC)
Вы правы, камарад, Вы трижды правы! Не знаю, стоит ли приезжать в Россию, пока всё не устаканится после президентских выборов - есть некоторый риск потом не выехать обратно.

Летов написал всё трагически верно.
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 12:54 pm (UTC)
Ну я-то не еду по другим, чисто практическим причинам, за занятостью и срочными делами. Но кто знает...
(no subject) - maria_gorynceva - Feb. 1st, 2012 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 1st, 2012 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorynceva - Feb. 2nd, 2012 05:24 pm (UTC) - Expand
gershshpraihler
Feb. 1st, 2012 05:10 am (UTC)
летов на старости лет пришёл к этому пониманию, однако молодой летов начала девяностых с его "русским прорывом" и теми же самыми вселенскими идеями мне (на расстоянии) не менее симпатичен.
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 12:55 pm (UTC)
Допускаю. Молодость, она, знаете ли... :)
Вселенские идеи не то чтобы "не симпатичны". Но они обычно порождают несимпатичный надрыв и полнейшее пренебрежение к обычным людям, которые рядом.
tesuk17
Feb. 1st, 2012 06:14 am (UTC)
tesuk17
Feb. 1st, 2012 06:19 am (UTC)
"и "товарищи" всё те же — в ежедневных обращениях (формула "товарищ", столь для меня невыносимо отвратительная)"


Бывает такие люди выдавливают друг к другу "господин" в рамках официальной беседы, что это становится похоже на какую то театральную постановку по Сорокину, или вообще черт знает что такое=)
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 1st, 2012 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tesuk17 - Feb. 7th, 2012 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 7th, 2012 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tesuk17 - Feb. 9th, 2012 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 15th, 2012 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tesuk17 - Feb. 15th, 2012 07:22 pm (UTC) - Expand
loudurr
Feb. 1st, 2012 06:33 am (UTC)
да уж. вот, кстати, http://www.rulife.ru/mode/article/68/ как ни странно, Горький - хоть и товарищ, но на удивление верно и точно все написал. ну кроме тех мест, где украинское названо русским)))
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 01:16 pm (UTC)
При Горьком крестьянство хотя бы ещё было, пусть и подобное описанному. Теперь и его давно уже нет.
y_d_dargye
Feb. 1st, 2012 07:38 am (UTC)
love-hate
Не пожалели мрачных красок.)

У культурных людей (людей культуры) одна проблема - замкнутость в своей культурной оболочке. Всё больше культуры, всё меньше сигналов от реальности.
Это хорошо, что у нас тут ничего "не меняется" - потому что все перемены только к худшему.

У нас русских есть одно неоспоримое духовное качество - терпение.
Благодаря этому, мы сохраняем свою человечность. Всё, что было хорошего в русской культуре, живо. Всё это по-прежнему в русской крови. Просто, это не видно издалека.


У нас хорошо, - точно не так плохо, как Вы рисуете.

За окном -28 и чистый белый снег).

В.В.
aadvark
Feb. 1st, 2012 07:54 am (UTC)
Re: love-hate
+ много
Re: love-hate - larkin_donkey - Feb. 1st, 2012 10:26 am (UTC) - Expand
Re: love-hate - edgar_leitan - Feb. 1st, 2012 01:10 pm (UTC) - Expand
Re: love-hate - y_d_dargye - Feb. 1st, 2012 01:54 pm (UTC) - Expand
Re: love-hate - y_d_dargye - Feb. 1st, 2012 02:34 pm (UTC) - Expand
Re: love-hate - edgar_leitan - Feb. 1st, 2012 04:38 pm (UTC) - Expand
Re: love-hate - y_d_dargye - Feb. 1st, 2012 04:56 pm (UTC) - Expand
Re: love-hate - edgar_leitan - Feb. 7th, 2012 04:12 pm (UTC) - Expand
Re: love-hate - edgar_leitan - Feb. 7th, 2012 04:30 pm (UTC) - Expand
quatermass
Feb. 1st, 2012 08:42 am (UTC)
Все-таки героиня "Т2" имела в виду, что будущее не фиксировано, и все можно изменить к лучшему (что само по себе безумно). Но применительно к России ваша трактовка, конечно, точнее.
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 01:01 pm (UTC)
В Т-2 ещё была некоторая открытость. А вот в сиквеле Nr. 3 всё оказалось вообще полным детерминизмом. В моём сознании, на периферии подпорченном этими шедеврами массовой кинокультуры, Т-2 ассоциируется с 1990-ми, а вот первое десятилетие -- это уже Т-3 :))
(no subject) - quatermass - Feb. 1st, 2012 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 1st, 2012 01:14 pm (UTC) - Expand
sveti_cvet
Feb. 1st, 2012 05:55 pm (UTC)
А мне здесь хорошо. И уезжать никуда не хочется.
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 09:29 pm (UTC)
Это хорошо :)
petrark
Feb. 1st, 2012 07:34 pm (UTC)
Увы. Так Вы будете в Вене на следующей неделе?
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 09:29 pm (UTC)
Да, буду. Я-таки никуда не еду. Вы будете в Вене? Я мог бы сбросить Вам свои телефоны, если у Вас выдасться время между докладами на конференции, или как-нибудь вечером. Был бы очень рад увидеться.
(no subject) - petrark - Feb. 2nd, 2012 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 3rd, 2012 04:38 pm (UTC) - Expand
anna_bpguide
Feb. 3rd, 2012 01:58 pm (UTC)
да, все это очень похоже
вот мы тоже уехали - в маленькую и по общему мнению бедную страну с инопланетным языком, но нормальности в ней больше, а маразма - меньше
edgar_leitan
Feb. 3rd, 2012 04:37 pm (UTC)
Мы, оказывается, соседи :) Я этот "инопланетный" язык когда-то даже изучал, самостоятельно, пару лет. Ничего в нём такого сверхъестественного и особо трудного, по-моему, нет. Вот в самом начале -- необычно, это да, а потом -- дело привычки и рутинного изучения. А уж в самой-то Венгрии проживая -- nem sok nehéz...
(no subject) - anna_bpguide - Feb. 3rd, 2012 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 5th, 2012 12:16 pm (UTC) - Expand
( 46 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com