?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Имея возможность с относительно безопасного расстояния тревожно наблюдать, что сейчас делается в РФ, в очередной раз думаю словами безумной (стала такой, так как увидела подлинное будущее) героини второго "Терминатора": "No fate" (нет судьбы!), — эту фразу она выцарапала на деревянном столе устрашающим кривым ножом. То есть нет надежды на сколько-нибудь нормальное будущее. Будущее в целом предопределено, и судьба эта безрадостна.


Помню, как ещё на переломе 1990-х и нулевых она была, эта надежда, да такая, что я всерьёз забавлялся мыслию переехать обратно в Питер, как только окончу свои бесконечные образования (увы, мыслимо ли это?). Однако в последние годы я, будучи по природе очень ностальгическим человеком (скучаю по всему, что когда-либо со мною приключилось, что было, мнилось и прошло), тихо радуюсь, что я там, где я есмь, и занимаюсь своей пусть небольшой и плохо оплачиваемой, но осмысленной деятельностью. В связи с такими думами наткнулся недавно где-то на просторах Матрицы на рассуждения Егора Летова, где-то зафиксированныe в 2005 г., о России, которые отозвались тупой болью узнавания (почти индийская "пратьябхиджня"!):

„Чем дальше живу, тем больше убеждаюсь, что в нашей стране ничего не меняется и никогда не изменится. Сколько себя помню, всегда существовали массовые так называемые «патриотические» движения, объединяющие отборную воинствующую сволочь. Раньше это были комсомольцы, любера, затем различные народно-патриотические движения типа общества «Память». Сейчас это скинхеды, всяческие «Идущие вместе»...

Для всех же остальных в нашей стране единственно возможное состояние — это чемоданное. Здесь нельзя жить. Здесь можно только воевать, болеть, выживать, куда-то пробиваться с боями и потерями. Здесь нет завтрашнего дня. В любой момент тебя могут избить, ограбить, выкинуть в окно электрички инструменты... Издать какой-нибудь новый закон — и лишить тебя всего. В любой момент могут посадить, да и вообще убить без суда и следствия. Отсюда в умах постоянно рождаются всевозможные замыслы глобального переустройства вселенной, диковинные сектантства, апологии самоубийства и тому подобное.

Все мысли направлены не на то, чтобы спокойно жить и что-то планомерно делать, а чтобы как-нибудь лихо отсюда сдристнуть, либо за рубеж, либо в тайгу или какой-нибудь скит, или на тот свет, или вообще в другое измерение. Наша страна — это беспощадный зловещий полигон. Раз уж здесь очутился, изволь принимать правила игры... Если не сломаешься — ты герой на все времена, а если не вышло — то тебя и нет и не было никогда“.

…………………………………………………………………………………………………………

Не спрашивайте меня: "Что делать тем, кто не может или не хочет уехать?" Откуда мне знать? Всё больше узнавая о положении дел в системе высшего образования, не говоря уже о среднем, школьном, я всё ниже склоняюсь перед людьми, учёными гуманитариями и технарями, которые, имея возможность (пока свободно) уехать, чтоб беспрепятственно заниматься любимой профессией (вернее, вообще своей профессией), этого не делают, оставаясь на этой вечной наковальне, где, слегка парафразируя остроумные слова А. М. Пятигорского, "если тебя не бьют молотком по голове, то разве что в порядке исключения". И гимн наковальни (РФ) давно уже снова советский, и "товарищи" всё те же — в ежедневных обращениях (формула "товарищ", столь для меня невыносимо отвратительная), и по внутренней сущности (подсознательных структурах). Поэтому и слово "Россия" у меня, каюсь, до сих пор как-то не выговаривается. Лишь нечто похожее на "Рcзжсссррр", через силу и стиснутые зубы…

Всё больше понимаю я также, почему филология, некогда краса и гордость германской науки (уважение к ней в некоторой степени сохранилось и по сей день), имеет мало шансов в России. Как всякая добротная профессиональная деятельность, она скучна, и не сулит громких результатов. Сенсации в ней редки. Никакого спасения мира, объединения человечества под эгидой русской культуры, защиты от тёмных сил, мгновенного просветления или иного рода религиозного освобождения. Лишь медленное накопление фактов, ведущих к более глубокому пониманию предмета.

Наверное, поэтому нередко слышишь о русских, переехавших в более спокойные части света: они не выдерживают этой скучной для них размеренности, не приживаются (окружающие-то обычно разговаривают не по-русски, на своих "собачьих языках"), топят ощущение пустоты в аль-кахале, им не хватает постоянной российской атмосферы либо медленного общественного гниения, "безвременья", с кухонными разговорами под водку о смысле жизни в качестве компенсации, либо площадного надрыва и аффектированного коллективного действия, когда вообще толком подумать ни о чём нет времени и желания. Там, где рукопожабельный бесконечно борется с нерукопожатным, и взаимное презрение в среде интеллигенции низвергается на врагов Ниагарскими водопадами, и злоба рабочего люда не знает границ, и лица едущих в транспорте землисты и мрачны…

[Пришло на ум поздней ночью, по окончании зимнего семестра, когда ещё раз понял, что в эту зиму в РФ точно не поеду. Никто особо нигде не ждёт, никуда не приглашал, и времени нет, да и ехать не слишком хочется. Не на митинги же ходить]

Comments

tesuk17
Feb. 1st, 2012 06:14 am (UTC)
tesuk17
Feb. 1st, 2012 06:19 am (UTC)
"и "товарищи" всё те же — в ежедневных обращениях (формула "товарищ", столь для меня невыносимо отвратительная)"


Бывает такие люди выдавливают друг к другу "господин" в рамках официальной беседы, что это становится похоже на какую то театральную постановку по Сорокину, или вообще черт знает что такое=)
edgar_leitan
Feb. 1st, 2012 12:57 pm (UTC)
Вот это-то и плохо, с моей точки зрения. Хотя нисколько не диковинно. Значит, сознание людей осталось прежним, советским.
tesuk17
Feb. 7th, 2012 07:59 am (UTC)
согласен. По настоящему адекватен нашей реальности по прежнему лагерно-босяцкий дискурс, с которым еще с 90-х играется Виктор Олегович, и любит внедрять его элементы в свои выступления Владимир Владимирович. А вот матерная часть лексики, говорят, никогда так не была активно задействована, ни в каких тюрьмах и лагерях.
edgar_leitan
Feb. 7th, 2012 03:54 pm (UTC)
Да. А с другой стороны, я убеждён, что язык сам конструирует реальность, в какой-то степени. Поэтому то в "си-си-си-пи" так боялись всяких старинных, "церковных" слов, любой "архаичной" лексики, помечая в словарях как "устаревш." Язык никогда не бывает равен ни самому себе, ни той эпохе, что "объективно на дворе". Значит, используя так широко и повсеместно в своей повседневной жизни блатной жаргон (ну или квази-блатной), не следует удивляться, что в РФ именно то, что там есть (криминальная власть наподобие воровского сходняка, т. н. "народ", подобный стаду рабов-"мужиков" -- простите за явные клише), и, по всей видимости, ещё очень долго (всегда?) будет.
tesuk17
Feb. 9th, 2012 05:53 pm (UTC)
да..порочный круг язык-бытие.
Похоже, передававшееся в языке разнообразие социальных связей, богатство и вариативность отношений сгинули в 20-е, слишком давно, и ренессанс по типу реконструкции невозможен.
Вопрос выкристаллизуются ли новые сложные структуры (вопреки простой схеме -"полстраны сидит, половина охраняет") в обществе и языке, и что это будет за процесс, остается риторическим)
А вот интересно, как в Китае прошла культурная революция с точки зрения языка, какой эффект возымела и к чему язык пришел сейчас?
edgar_leitan
Feb. 15th, 2012 02:19 pm (UTC)
Насчёт Китая точно не могу сказать -- не специалист.
Не уверен, возможна ли вторичная кристаллизация "сложных структур". Это должно было бы подразумевать всплеск высокой культуры. Пока же он в России, мне кажется, не предвидится. Господствует (упрощённо говоря, конечно) система отношений, как на зоне. Этакий "всероссийский паханат". И повседневная речь тому яркий свидетель.
tesuk17
Feb. 15th, 2012 07:22 pm (UTC)
да. увы

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com