?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Ещё несколько десятилетий назад Тантра (или "тантризм") была известна как полузабытое, маргинальное религиозное течение, влачащее жалкое существование где-то та задворках mainstream-индуизма. Подозрительное для ортодоксальных хинду (по-старинному "индусов", индуистов) своей переоценкой нравственных ценностей: нормативов социальной жизни, вплоть до питания и отношения к сексуальности. Недаром большие традиционные тантрические общины, как например до сравнительно недавнего времени было в Кашмире, всегда настаивали на своей ортодоксальности с точки зрения брахманических идеалов и повседневных нормативов.


Такое двойственное отношение к Тантре — сложное явление, при всём что самая повседневная индуистская "пуджа" (почитание богов, богослужение) насквозь пронизана тантрическими элементами, образующими в совокупности с ведическими составляющими (чисто ведические "мантры": например, всеприсутствующая Пурушасукта — известнейший гимн из 10 Мандалы Ригведы) составной органичный сплав.

Семантически слово "тантра" означает "ткань", т. е. "текст". Термин этот в санскритских памятниках может применяться для обозначения любого комплекса авторитетных учений (например, медицинско-энциклопедический древенеиндийский трактат Чаракасамхита называется "тантрой Агнивеши", не имея к "тантризму" никакого отношения). В более узком и специфическом смысле термин относится к специальным учениям (комплексам учений, включающим ритуалы, йогические практики, позже философские компендии и проч.) изначально неведического происхождения, возникшим где-то в первые века — в середине 1-го христианского тысячелетия, где главными "референтами" (и "авторами") выступают уже не безличностные ("апаурушея") Веды, но личные боги — Шива (иногда Вишну), персонифицированная в образе различных богинь божественная сила Шивы Шакти (как например различные ипостаси богини Кали и т. д.).

Всё вышесказанное — своего рода простенький "ликбез" для тех из интересующихся религиями, которые специально об этом, однако, ничего не знают. При этом особый разговор о тантризме буддийском, которого мы здесь касаться не будем.

Целью тантрических практик является достижения общеиндуистского сотериологического идеала, "мокши" или "мукти" (mokṣa/mukti, конечного религиозного освобождения), без жёсткого аскетического отвержения всякого "наслаждения" (bhukti/bhoga, "бхукти" или "бхога") разнообразием чувственного опыта феноменального мира. Эта особенность (краеугольный камень тантрического мировоззрения) индуистских тантр, а также связанная с этим позитивная коннотация сексуальности в крайне рестриктивном и даже ханжеском ортодоксальном индийском обществе, где всем низшим т. н. "дваждырождённым" (т. е. сверху вниз, исключая шудр) социальным классам (т. н. "варнам", которые в Западном обществе часто неверно называются кастами) в течение веков и даже тысячелетий навязывались идеалы класса брахманов (т. н. "идеологическая брахманизация" индуистского общества), повлекли за собой скандальную репутацию адептов тантрических учений как распутников, пьяниц и т. п. Не в последнюю очередь также эта скандальная репутация развивалась благодаря тому, что адепты тантр могли практиковать всякого рода народную "оборонно-наступательную магию". Впрочем, элементы практической народной магии находим уже в седой древности, в Атхарваведе.

В основе сотериологических чаяний адептов этих учений лежит уверенность в практической возможности обОжения человекa, — идеал, знакомый читателям модной ныне литературы по исихазму, а особенно по паламизму. При этом спектр тантрического мировоззрения — самый широкий, от дуализма твари (paśu) и Творца (paśupati) до строгого монизма (божественной природы феноменального мира), как в воззрениях великого кашмирского энциклопедиста-тантрика X века Абхинавагупты. Известной фразой, характеризующей воззрения тантрического монизма, является санскритский афоризм sarvaṃ sarvātmakam (сарвам сарватмакам), т. е. "всё имеет природу всего".

Западный интерес к индуистской тантре не в последнюю очередь возник благодаря научной и популяризаторской деятельности британского учёного сэра Джона Вудрофа (+1936), издавшего на санскрите и переведшего на английский язык некоторые важные памятники тантрической литературы. До той же поры (рубежа 19-20 веков) западная индология занималась преимущественно Ведами и в какой-то мере индийским санскритским эпосом, считая Тантры и Пураны "вырождением индуизма".

Постепенно терминология тантр была широко растиражирована теософией, а вслед за ней подхвачена эзотерикой более позднего разлива, синкретической идеологией Нью-Эйдж и т. п. Кто в наше время, даже очень далёкий от Индии, не слышал санскритские слова "чакра" или "мантра"? Термины эти распространились не в последнюю очередь благодаря популяризации на Западе тантр, повлекшей их профанацию и искажение. "Тантра" в ньюэйджистском понимании стала как бы синонимом чувственного, а также эротики и просто сексуальности. Нередко приходится читать о предоставлении на рынке услуг "тантрического массажа", а также об особой глубине ощущений при "тантрическом сексе"...

Интересно, что в 20 веке в Индии сами представители учёной санскритской элиты решили попытаться общими силами очистить Тантру от негативным наслоений простонародных ортодоксальных предубеждений, а также противодействовать повсеместному вымиранию подлинных традиций, организовав в Бенаресе (Варанаси) в 1965 г. тантрическую конференцию, где доклады на санскрите читали как известные текстоведы-санскритологи, традиционные пандиты, так и многоучёные практики и учителя тантрической "садханы".

Когда я в середине 1995 по обстоятельствам личного знакомства с западной ученицей последнего из великих кашмирских учителей, Свами Лакшмана Джу, стал заниматься кашмирским шиваизмом, мне было понятно, что занимаюсь я чем-то достаточно необычным и захватывающим. Интеллектуально и духовно освежающим. Вдохновляющие занятия текстами, медитативное углубление в эту традицию, встречи с подлинными туземными её носителями, размышлени я над религиозными традициями вообще, — вдохнуло новую жизнь в стереотипы, связанные с религиозным мировоззрением, превратив их в живые метафоры и символы.

Вместе с тем мне глубоко претила формальная смена религий, отвержение того, что я с детства считал важнейшим фундаментальным фактором, определившим и выкриcталлизовавшим всю мою жизнь. Другой крайностью виделся ни к чему не обязывающий блёклый синкретизм, где Шива может равнодушно соседствовать с Христом, а Мария отождествлялась бы с богинями Кали, Лакшми или Дургой. В этом смысле занятия традицией кашмирских шайвов никогда не было для меня чисто академическим копанием в ворохе бумаг, в которых — лишь мёртвые "тени забытых предков". Я всё примерял на себя, поверяя не только тем, что теперь легкомысленно зовётся "практикой", но и совестью, вырастающей из личностно сформированного внутреннего чувства иерархии ценностей. Поэтому глубинные мои отношения с "внутренним Кашмиром" до сих пор так противоречивы, не укладываясь в однозначную арифметическую формулу.

Здесь мы говорим о вещах, повлиявших на мировоззрение и мирочувствие, связанных с столкновением с новым (в той же кашмирской традиции — с забытым изначальным, бывшим всегда, но в скрытом виде), когда до реальных знаний и умений (хотя бы адекватно понимать "с листа" непереведённые санскритские оригиналы) было далековато.

За последнее десятилетие примерно я наблюдаю странную вещь — взрывоподобный рост вширь всяких западных (в т. ч. и российских) тантрических "кашмирских шайвов", а также иных менее известных тантрических групп. Расплодились религиозные общинки и группы, где занимаются изучением английских книжек, переводов некоторых трактатов, учений покойного кашмирского Свами Лакшманы, умножились числом и люди, именующие себя "гуру". Даются какие-то религиозные "посвящения", ведутся споры, кто истинный член традиции, а кто самозванец. Идёт ловкое жонглирование санскритской технической терминологией Тантр, обычно без глубокого её понимания. Размножились соответствующие интернет-сайты, так что человеку, который не "в теме", ориентироваться стало практически невозможно.

Читаются какие-то доклады на конференциях, публикуются какие-то статьи. Впрочем, тут следует строго разграничить действительно серьёзные научные доклады и статьи на высоком уровне (это такие западные индологи, как Сэндерсон, Торелла, Айзаксон и др.) от вторичных попыток, при незнании оригиналов, мировоззренческой интеграции модного материала (называющих себя "практиками").

Тему эту я только постарался поверхностно затронуть, видя всю её сложность и неоднозначность. Налицо распространение непростым путём вышедшего из Индии и постепенно одомашненного на Западе новомодного религиозного движения, которое укладывается во всеобщее вливание Востока в Запад (это при всём том, что сам Восток неуклонно превращается в Запад: Карл Густав Юнг сумел бы много сказать об этом противобеге, т. н. "энантидромии"), вписывающегося к тому же в свойственную постмодернизму (ср. "фельетонная эпоха" у Германа Гессе) всеядность и ценностный релятивизм. Дальнейшее изучение данной партикулярной религиоведческой темы, "Тантра на Западе" (читай — и в России), как мне видится, должно вестись с привлечением компетентных религиоведов, философов, христианских богословов, индологов.

Тема эта — пограничная между самыми разными науками и мировоззренческими вопросами, что и делает её такой и увлекательной, и непростой. Боюсь, что обычными в нынешней российской как бы "православной" общественности, где пока безраздельно господствуют лишь "бесогоны" и "сектоборцы", примитивными звонкими идеологемами о "загнивании Запада" и "оккультизме" думающий человек отделаться не сможет.

(Продолжение следует)

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
m_gluk
Feb. 17th, 2012 07:13 pm (UTC)
Интереснейшая тема. Как по мне, изучение чужого духовного опыта методом чтения книг вряд ли будет способствовать обретению собственного опыта. Сразу вспоминается дзенская история об ученике, бросившем в огонь записки своего учителя. Тантра, как и йога, каждый раз возникает и открывается заново, как личный опыт практикующих.

Современное западное представление о Тантре весьма смутно и спекулятивно, но похоже на то, что в рамках этой традиции возможно получение реального и мощного духовного опыта. Жду продолжения этой темы. Особо хотелось бы получить ссылки на авторитетные источники по этой тематике на русском, если таковые имеются. Интересуют тексты не теоретиков, а реальных практиков.
edgar_leitan
Feb. 17th, 2012 10:41 pm (UTC)
На Западе есть очень хорошие академические специалисты (индологи), которые обучались у традиционных учителей и живут/жили этим (Lilian Silburn во Франции, например; или моя личная наставница, бывшая одновременно научной руководительницей при написании магистерского диплома по религиоведению). Так что не следует искусственно возводить барьеры.
Насчёт чтения книг: в кашмирском шиваизме учитель-тантрик, глубоко знающий тексты, но не являющийся "садхаком", ставится выше простого практика (!!!)
Мощный духовный опыт -- это да. Но вектора "духовных опытов" очень разнятся. Для меня открытость данного вопроса заключается в интегрированности такого опыта в личную судьбу. Но в иных случаях "тантра" -- это система истолкования собственного опыта, бывшего дотоле, когда весь пазл укладывается один к одному.
"Современое западное представление о тантре" очень различно. Как я писал, имеются великолепные западные академические специалисты, знатоки традиций и текстов, великолепные текстологи и санскритологи, не лишённые и традиционного опыта и инициаций. Вы, верно, имели в виду поверхностное "популярное представление"? А представления о тантре часто искажённые и неадекватные и в самой Индии -- отсюда нарицания в её адрес.
m_gluk
Feb. 18th, 2012 07:31 pm (UTC)
Спасибо за развёрнутый ответ. Буду ждать развития этой темы.
edgar_leitan
Feb. 18th, 2012 09:36 pm (UTC)
anatapāraṃ kila śabdaśāstram… Тема эта бесконечна своей сложностью и глубиной... :)
sergi
Feb. 17th, 2012 07:19 pm (UTC)
Очень интересно, ждем продолжени.
edgar_leitan
Feb. 17th, 2012 10:44 pm (UTC)
Эти размышления -- часть набросков в контексте "религиозной встречи христианства и Индии", чем я сейчас также занимаюсь (такое эссе на немецком для одного сборника). Pобкие попытки с разных сторон приблизиться к теме, так сказать.
yarjournal
Feb. 18th, 2012 08:44 am (UTC)
Эдгар, а могу ли я заручиться Вашим обещанием отправить мне на почту эссе на немецком, когда оно будет готово? С удовольствием прочитал бы такой текст, к которому Вы, очевидно, требовательно относитесь, раз мы видим на страницах жж его отлетающие ступени.

Конечно, тема неимоверно сложная. Когда я думаю о взаимном влиянии традиций, о разных исторических этапах смешения, а затем, иногда, и плодотворного синтеза, размышление о способности социальной ткани удерживать тот или иной институт бывает очень полезным. То есть, не питая иллюзий в возможности установления тождественности или абсолютного различия религий, смотря здраво на структурные сходства и детальные и, скажем, "гештальтные" различия, я пытаюсь понять действительные каналы распространения того или иного явления религиозной жизни. Обычно, в культурологических обзорах на эти темы мне не хватает, за историческим наблюдением и философской антропологией, подложки из чего-то подобного научной социологии эмоций и переработанной в соответсвии с темой экономической институциональной теории.
edgar_leitan
Feb. 18th, 2012 04:28 pm (UTC)
Вы знаете, до этого пока далеко. Даже не знаю, удасться ли написать нечто достойное "нормальной бумажной" публикации. Но если да, то отправлю.

Я вообще подозреваю, что тема эта для мэйнстримового русскоязычного дискурса совершенно чуждая и непонятная. В Европе и Америке другое дело, это и актуально, и достаточно модно.
yarjournal
Feb. 18th, 2012 04:41 pm (UTC)
Ловлю Вас на слове и желаю плодотворного размышления.
edgar_leitan
Feb. 18th, 2012 05:17 pm (UTC)
merci beaucoup!
sergi
Feb. 18th, 2012 12:19 pm (UTC)
С удовольствием прочту Ваше эссе, если будут переводы на русский или английский язык. Т.к. толковых исследований и статей в данном контексте не так и много встречается
edgar_leitan
Feb. 18th, 2012 04:31 pm (UTC)
Хотел сначала писать на английском, но боюсь, что такой элоквенции, как на немецком, не получится :)
Но если вдруг выйдет нечто стоящее, но не будет опубликовано на немецком, можно будет попробовать опубликовать русский вариант. В к.-н. "бумажном" издании, естественно.
Только это будет не совсем "исследование" в строгом смысле. Скорее, эссе (размышление) на тему.
threeeyedfish
Feb. 18th, 2012 01:05 pm (UTC)
И я хочу эссе на немецком.
edgar_leitan
Feb. 18th, 2012 04:32 pm (UTC)
Не знаю, вызреет ли.
pevchaya_ptiza
Feb. 19th, 2012 04:34 pm (UTC)
Мне прочлось "Почём тантра?" У нас это слово тоже приклеивается ко всему, что в классической психологии носит название "телесно-ориентированного". А понимается оно в лучшем случае как "одухотворённая чувственность".

Эдгар, я жертва раннего склеразма. Обещанный сборник стихов я выслала лишь в прошлую субботу, потому как забыла сделать это раньше. Наверное, в Питере вы с ним уже не пересечётесь?
edgar_leitan
Feb. 19th, 2012 09:35 pm (UTC)
Спасибо за сборник, родители ещё не получили. Я в феврале в Питер не поехал, остался в Вене.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com