?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Великая индийская святая 20 века Анандамаи Ма (ум. 1982), говорила про саму себя приходящим к ней со своими бедами или праздными вопросами людям: "Я лишь то, что вы во мне видите — не больше и не меньше". Кто-то из них видел в этой старице с неземной блаженной улыбкой величайщую из святых вечной Индии, другие угадывали хитрую старую лгунью, разыгрывающую циничный спектакль ради славы, власти и денег, третьи — просто обычную индийскую женщину, которую почитание фанатичной толпы превратило в застывший памятник её нелепым ожиданиям, а иные зрели пред собой несчастную, юродивую душевнобольную тётку.


Кое-что понимающие в глубинной психологии узнАют во всём этом знаменитый механизм психологической проекции. Cколько-нибудь серьёзно занимавшиеся буддизмом также укажут на процессуальность и субъективность любых "моих" картинок и чувств в отношении "другого". Индус вспомнит о магической иллюзии и её необоримой силе, заставляющей человека толпы безоговорочно верить своим самым диким фантазиям, принимая их за "реальность", отличную от божественной.

Увы, наша цивилизация, вылупившаяся из культуры, в свою очередь порождённой всполохом вольного духа основателя христианства, когда дух этот вступил в крайне двусмысленный альянс с витиеватыми умствованиями лукавых эллинов, — так вот, цивилизация эта, верящая в незыблемую истинность "субстанции" с её твёрдой неизменностью, породила самоуверенного человека, который безоговорочен в своей правоте. "Как мне кажется, так оно и есть".

Поправкою на историческую особенность России могло бы быть исправление местоимения с первого лица единственного числа — на сакраментальное для неё множественное. Великая территория порождает тьму лиц, которая здесь одна имеет значение. Лицо это всё явственнее обретает знакомые черты маски с усиками...



Человек этот, нарицаемый ныне Анонимус (а древлее имя ему, как то ведомо, было — Легион) запамятовал одно слово из некоей великой Антологии, которая давненько уже перестала просвещать и освобождать народы, зато нередко используется, чтобы отдельного — "запугивать и не пущать: как бы чего вдруг не вышло".

Слово это просто своей сутью, хоть и больно ранит иное из мнений и его носителей: "Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью" (Иак.1,14).

Проведя десятка полтора лет в самых различных общежитиях и общинах, приобретя необходимую для такой жизни общительность и гибкость характера, я постепенно понял, что всё равно всегда найдутся люди, которым ты не придёшься и которые будут тебя ненавидеть, что бы ты ни делал. Как бы ты ни старался дружить со всеми, каким бы ни был деликатным и предупредительным.

Некоторые люди тебя не любят просто потому, что нос твой — именно такой, прямой или слишком кривой, определённый тембр голоса (звонкий или хриплый, визгливый или басистый), что фигурой ты, бедолага, не вышел или наоборот — слишком смазлив лицом, что по политическим взглядам ты слишком левый прогрессист или наоборот — слишком правый консерватор, или, не дай то Бог — умеренный центрист. Что ты слишком резок и категоричен в оценках или же чересчур мягок и податлив до бесхребетности.

Столь важный для интеллигентного Анонимуса в России (про неинтеллигентного я вообще не говорю) неформальный институт репутации всегда оперирует только грамматическим множественным числом, — "мы, у нас, с нами..." В России вообще слабо с человеческим "я", т. е. с развитым чувством индивидуальности.

Отсюда отсутствие приватности мнений и скорое навешивание всяких ярлыков на тех, кто не с „нами“. Отсюда такое презрение к индивидуальной жизни и вечный "классовый" или групповой подход, где личности (какая бы она ни была) с её неповторимой историей абсолютно нет места. И даже русский православный Бог, похоже, любит только группы или народ, да и в том нет уверенности.

Все эти игры так называемой культуры — бесконечные отображения воображаемого зеркала в его же разбросанных по просёлочной дороге осколках...

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
irescha
Feb. 22nd, 2012 10:21 am (UTC)
Это тема-тем!

Если смотреть с чисто бытовой стороны,то
1.человек зачастую не очень любопытен,чтобы интересоваться тем,что думают другие;
2.человек очень зависим от мнения окружающих,от мнения группы,в которой он живет и формируется его мировоззрение,и поэтому,если он вдруг сталкивается с противоречиями,то ему легче придерживаться мнения большинства,чем иметь собственное суждение;

Но есть теоретики.Здесь работает своеобразная "логика".С этим всегда трудно.Вот например цитата,которую я нашла на странице,которую посещает забаненный Вами пользователь и на которую я захожу редко,потому что там всегда дурно пахнет.Но поскольку есть человек,который имеет смелость отстаивать свои убеждения даже на чужом поле,я всегда восхищаюсь его смелостью и захожу туда время от времени.Итак...

"Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а так же исходя из договоренностей, достигнутых в процессе обсуждения. Оно своим развитием направлено на разобщение (провоцируется Эго), нежели на объединение общества - это выгодно капиталу, но не разобщенной рабочей силе, зомбированной новыми лозунгами свободы..."

Я честно говоря,даже не знаю,как это комментировать.Значит по их логике,"табу"-это объединяющее начало в обществе. А что скажете Вы?
irescha
Feb. 22nd, 2012 10:43 am (UTC)
Не дописала...
Но это уже не общество-это стадо.Да,оно будет единым,но будет руководствоваться табу.Не эту ли картину мы видим сейчас в России?Давайте посмотрим и без обид!

edgar_leitan
Feb. 22nd, 2012 11:05 am (UTC)
Re: Не дописала...
Ужас какой...
edgar_leitan
Feb. 22nd, 2012 03:23 pm (UTC)
Знакомая фразеология и привычные клише -- "Капитал", "рабочая сила", "зомбирование". Последнее из них довольно новое, но вот первые два мне обрыдли ещё в си-си-си-пи. От такой логики, как Вы правильно заметили, дурно пахнет, а теоретики этого образа мыслей прославились тем, что затянули значительную часть мира колючей проволокой, а хотели бы затянуть вообще весь мир. Проходили, не надо...

Себя при этом считают, естественно, не "тварью дрожащей", а теми, кто "право имеет".
Попперовское открытое общество объединяется неформально, и основа его -- общины по интересам. Причём тут какой-то "капитал" и прочее? Эти теоретики навязывают другим свой "птичий" язык и априорно задающуюся в нём систему координат.

Я думаю, что табуированные явления (или слова, или ценности, т. е. что никогда не подлежит ни обсуждению, ни даже упоминанию) реально существуют во всяком обществе. Только теоретически в "открытом обществе" этого не должно было бы быть. "Запрещено запрещать!"... :)

Я не думаю, что табу -- объединяющее начало. Но оно и необязательно разобщает. Табуирование просто структурирует культурную память. В каждом обществе по-разному.
irescha
Feb. 22nd, 2012 08:15 pm (UTC)
Вот что было здесь не к месту-выбранная система координат,а именно "капитал","рабочая сила"!Вот что вызвало у меня в голове диссонанс,а не слово "табу"...конечно же!
Просто в одной фразе встроены совершенно различные понятия.
Это как в детской игре-найди то,что не соответствует перечисленным предметам...)
Спасибо за подсказку!))
edgar_leitan
Feb. 22nd, 2012 08:28 pm (UTC)
Это подобно употреблению красивых и умно звучащих слов, с добавлением грамматических формантов русского языка, но без понимания значения эти слов. "Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка".
sergi
Feb. 22nd, 2012 10:31 am (UTC)
Спасибо. Очень близкие мне мысли. Как всегда прекрасным образом выражены. Если позволите, я бы хотел запостить часть вашего поста у себя в журнале, до слов "Как мне кажется, так оно и есть", к себе в журнал, с ссылкой на оригинальный пост и на автора.
edgar_leitan
Feb. 22nd, 2012 11:00 am (UTC)
Конечно, переносите :)
nikaan
Feb. 22nd, 2012 04:25 pm (UTC)
Эдгар, я прошу меня извинить - но социолого-политическое-обобщённое гораздо менее интересно, чем Ваши записи про Ваши науки!
edgar_leitan
Feb. 22nd, 2012 05:08 pm (UTC)
См. заглавный пост хозяина этого ЖЖ: пишу здесь исключительно про то, что МЕНЯ ЛИЧНО интересует или волнует в данный момент, а не по социальному заказу или не на одну определённую тему. Это частный блог, в роде приватного дневника, а не тематический научный журнал. Неужели это так трудно понять, принять, а не самоутверждаться за счёт автора этих приватных записей???
nikaan
Feb. 22nd, 2012 06:48 pm (UTC)
Я ни в коем случае не самоутверждался. Простите, пожалуйста, больше так не буду.
klausnick
Feb. 23rd, 2012 08:55 am (UTC)
Ужасно смешно
"Простите", "извините".
nikaan
Feb. 23rd, 2012 09:15 am (UTC)
Re: Ужасно смешно
я так всегда выражаюсь, что делать. И действительно сожалею, что вызвал раздражение
sir_reistlin
Feb. 24th, 2012 11:25 am (UTC)
> где личности (какая бы она ни была) с её неповторимой историей абсолютно нет места.

О Одиночество, как твой характер крут... Да ведь ничего страшного и нет в этом. Одиночество есть сознательный выбор, и если мы выбираем одиночество, то вместе с ним выбираем и отчуждение. Уникальная и неповторимая история моей личности непроницаема для другой такой же неповторимой личности, если, конечно, это не Личность Абсолютная.
edgar_leitan
Feb. 24th, 2012 10:35 pm (UTC)
В уединении действительно нет ничего ни страшного, ни дурного. Плохо ложное понимание каких-то интенций другого человека, связанные с этим предрассудки и взрыв страстей.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com