?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

„Страшный год“



Под этим названием (Baigais gads) известен в Латвии период 1940-41 гг., когда советские "освободители" вошли на танках в республику, лишив её самостоятельной государственности. Вскоре последовала первая волна повальных убийств местной культурной элиты и первая массовая депортация части населения в Сибирь. Здесь мне бы хотелось лишь привести несколько разрозненных фактов, как бы огнём выжженных в нашей семейной памяти, о которой мне лично рассказывали близкие родные…


Семейство наше (мои рoдные бабушка и дедушка со своими детьми) жили в Резекне, центре Латгалии. Неподалёку оттуда, километрах в 20-ти, в местечке Адамова (Adamova, с ударением на первом слоге) располагался крупнейший в Латвии детский дом, где мой дед был директором (pārzinis). Где-то через неделю после того, как немцы прогнали из Латвии советских, они сделали в Резекне эксгумацию огромного могильника, располагавшегося во дворе резекненского здания ЧК (так называлось в народе, как бы эта организация ни звалась тогда официально — НКВД или МВД). Жители туда потянулись, надеясь найти останки пропавших близких. Ходил и мой дед. Он сам лично видел выкопанные трупы: у некоторых были выколоты глаза, у иных напрочь содрана кожа, вырваны ногти, обрублены или обварены кипятком части тела, другие были иным образом изувечены. По одежде, вещам, а некоторых ещё по лицам или фигуре можно было узнать и идентифицировать.

Мой дед, как он рассказывал, сам узнал тела главного врача (сохранилась фамилия доктора — Струве), главного архитектора города, главного лесничего и других, кого он хорошо знал лично. В общем, большевики уничтожили всю городскую элиту, всю ведущую интеллигенцию Резекне и резекненского района. И ведь это был только Резекне! Сколько их было, таких городов, городишек и местечек… Сам дед не любил про это рассказывать и вспоминать, но семейное предание сохранило данные факты живыми.

Рассказывала бабушка: в том же 41-м году взвод НКВД с машинами остановился у дома кого-то из местных; отрядили солдат в дом. На двор вышла женщина, мать большого семейства и на глазах у всех ножом перерезала себе горло. Особый трагизм ситуации заключался в том, что энкаведешники остановились у этого дома случайно, просто чтобы спросить дорогу. Ехали же они по душу других несчастных. Такая вот установилась за доблестными "Органами" в латышском народе слава за год, прошедший со времени их "добровольного присоединения к великому и могучему".

Кажется, дело было в том же 41-м году, когда дед преподавал в школе где-то под Резекне (Timāņi? Kļōvi?). Заходят к нему прямо во время урока энкаведешники: "Где такие-то двое?", и называют фамилии и имена. А эти двое ребят как раз тут, в классе. Дед же сказал, что сегодня их как раз в школе нет. Зараза всеобщего советского доносительства ещё не успела тогда проникнуть в Латвию, никто из ребят не выдал своих товарищей. Солдаты, к счастью для ребят и для моего деда, проверять не стали, — так и уехали ни с чем. А потом оказалось, что семьи тех, кого спрашивали чекисты, в тот же день вывезли в телячьих вагонах в Сибирь. А ребята остались. Повернись всё чуточку иначе, могли отправить вслед за высылаемыми и деда, или даже, скорее, кратчайшим путём — в подвал резекненской городской ЧК.

Ещё бабушка моя рассказывала, как все жители смертельно боялись советских партизанов [привет от покойного чуть ли не героя СССР Кононова!], называли их не иначе как "бандитами". Особенно боялись жители удалённых хуторов и местечек, с опаской обходя вкруг всего дома, если случалось куда по делу отлучиться. Рассказывала, что партизаны никого не щадили — если делали свой набег, то уводили весь скот, грабили подчистую, вырезали иногда жителей целыми семьями. Партизаны эти шли с востока, прятались в лесах под Дагдой, что в Южной Латгалии.

А вот что рассказывает отец, которому в 49-м году было уже семь лет, дополняя рассказы своих родителей. Когда собиралась грянуть вторая волна массовых депортаций, ещё горше первой, деду моему кто-то из его друзей в городской администрации шепнул: "Юзик, ты в списках, немедленно исчезни!" Тогда всё семейство наше тронулось в деревню, в местечко Ратиники (Ratinīki) под Резекне, где сестра моей бабушки дала им телегу и еду, и они подались ещё дальше, схоронившись в лесах за Адамовой (Zylais Pūrs). Прятались в какой-то лесной чаще больше недели, спали под телегой. Отец очень хорошо это помнит, хотя сути событий тогда не понимал. Ещё он помнит, как родители настрого запрещали ему и другим детям шуметь: "Не кричать, не бегать вокруг!"

А потом они вернулись к себе домой. Тех, кто не попал в сам краткий период массовой депортации, больше не трогали. Хотя маленькими партиями в Сибирь постоянно вывозли ещё долго. Семья отца жила на Пионерской 47, теперь это снова Raiņa iela. Это совсем недалеко от вокзала Резекне-2. Отец хорошо помнит в первые послевоенные годы бесконечно извивающиеся эшелоны (по 40 вагонов), в которых везли вывозимых в Сибирь. Строгий наказ со стороны родителей был детям — если увидят, как кто-нибудь выбрасывает записки из вагонов, немедленно подбирать и приносить родителям (для последующей отправки родным вывозимых). Считалось, что детей большевики, в случае чего, не тронут... Такие вот обрывочные воспоминания отца.

Имеются и семейные воспоминания (вспоминают старшие сёстры отца, одна из них совсем недавно умерла) о дяде, брате бабушки, известном в Латгалии католическом священнике (bazneickungs Pīters Rudzeits), который во время войны, когда в Латвии были немцы, долго прятал где-то у себя, в каком-то лесном сарае, семейство местных евреев, раввина Баркана. Кажется, теперь потомки этого семейства живут в Израиле. Факт этот нигде документально не зафиксирован, кроме как в устном семейном предании. Интересно было бы найти потомков того раввина... Знают ли они об этом? Это к вопросу о якобы поголовном антисемитизме в Прибалтике. Всякие люди были. Многие христиане помогали евреям... А потом этого моего "внучатого дядю" (так, кажется, надо называть брата бабушки?) "освободители Латвии от немецко-фашистских захватчиков" отправили по этапу в ту же Сибирь, где он и отработал на угольке в Воркуте 10 лет, от звонка и до звонка, вернувшись с подорванным вконец здоровьем.
………………………………………………………………………………………………….

Я поместил здесь эти отрывки, во-первых, чтоб хоть что-нибудь сохранить, хотя бы эти крохи свидетельств о том жестоком и страшном времени. Также и в некоторое объяснение доброжелательно настроенным читателям, почему у меня с раннего детства такое отношение к советской власти... как бы это сказать? — не очень уважительное...

Понятно, что советская власть в Латвии ассоциировалась у людей с Советской Россией, то есть в основном с "пришлыми русскими" [местные русские, из староверов, живущие на территории Латвии с екатерининских времён, не в счёт], с оккупацией, принесшей латышскому народу неисчислимые беды. Раны ещё слишком свежи, всё ещё гноятся и болят, ещё живы многие из тех, что были вывезены в Сибирь или у кого были вырезана советами родня. Всё это ещё не стало переваренной культурной памятью народа, болезненная память эта жива, а историческая и личная дистанция слишком мала, чтоб можно было "выключить эмоции и включить холодный рассудок".

Да, диалог общества (групп населения между собой) в Латвии абсолютно необходим, но процесс этот медленный и в данной ситуации чрезвычайно трудный и болезненный. "Принуждение к диалогу", за которое агрессивно ратует нацбол В. Линдерман, не может не усиливать противостояния, доводя его до раскола. Проблема даже не столько политическая и тем более экономическая, сколько культурологическая. Столкновение двух столь различных типов родовой и культурной памяти, как латышская этническая и, условно говоря, "советская" (или русская имперская), не может не быть конфликтным по самой своей внутренней природе.

[Тем же из возможных недоброжелательных читателей, кто политической пропагандой научен высокому искусству немедленно прилепливать носителю чуждой точки зрения ярлык "фашиста" и прочие ходовые прозвища, хочу сразу же заметить: спорить с Вами, господа или, скорее, "товарищи", я не собираюсь. Зарисовка эта — не для возобновления жаркой политической дискуссии, а просто для ознакомления любопытствующих, буде таковые вдруг объявятся. Ругани же и призывов "убить, побить, расквасить морду, поднять на вилы" автора или применить таковые прочие привычные им средства убеждения оппонента, в рамках этого Журнала я терпеть более не намерен, уж не взыщите].

ФОТОГРАФИИ:

На верхнем снимке — парк в Резекне близ речки, где ещё до 1990-х располагался книжный магазин. В 1940-41 гг. здесь было здание советской госбезопасности, где были жестоко убиты и во дворе зарыты представители местной резекненской интеллигенции. Теперь там поставлен камень в память о "жертвах красного террора июня 1941 г." Крупная надпись на камне на латгальском: "И вечный свет да воссияет им".

Comments

( 46 comments — Leave a comment )
sadovnica
Feb. 25th, 2012 04:44 am (UTC)
...
ampelios
Feb. 25th, 2012 05:39 am (UTC)
спасибо за интресный и суровый материал!
мне тем более удивительно, когда я вспоминаю двух моих знакомых латгалов, которые без всяких проблем обрусели
edgar_leitan
Feb. 25th, 2012 05:59 am (UTC)
Латгалия -- самая русифицированная часть Латвии (к сожалению). Корни того частью исторические, а частично вытекают из внутренних трений латгальцев с остальными ("западными") латышами (т. е. культурологические). Русских там со времён бытности Латгалии частью Витебской губернии жило уже довольно много, русский язык, да и общинный деревенский уклад (в противоположность западно-латышскому единоличному, хуторскому) в последние лет 200 был вроде как привычным, в то время как западно-латышкие диалекты, а также письменность (готическая фракатура) ощущались чуждыми. Западные латыши, большинством лютеране, в противоположность католическим латгальцам, воспринимались чужаками (присоединение Латгалии к остальной Латвии произошло только в 1918 г.). Но в Латгалии долго сохранялось и до сих пор сохраняется чувство исконной самобытности, которую сильнее всего расшатала (я бы сказал -- подорвала) даже не царская русификация (до большевицкой революции), а насаждённый сверху (во времена Ulmanis-a) низкий социальный престиж диалекта в самой Латвии в 1930-е гг., а также последовавшая за этим усиленная дальнейшая русификация региона уже в советское время.
(no subject) - klausnick - Feb. 25th, 2012 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 25th, 2012 01:21 pm (UTC) - Expand
yuridmitrievich
Feb. 25th, 2012 07:05 am (UTC)
= ...обварены кипятком части тела, другие были иным образом изувечены.

Наверное читали книгу Мельгунова КРАСНЫЙ ТЕРРОР и тоже решили постращать людей выдумками из немецких оккупационных газет.
edgar_leitan
Feb. 25th, 2012 01:36 pm (UTC)
Книгу Мельгунова не читал, только слышал о ней. Так, как я описал, рассказывал дед, который присутствовал при эксгумации.
Хорошо бы, чтоб это были только "выдумки".
miram
Feb. 25th, 2012 09:51 am (UTC)
Спасибо.
edgar_leitan
Feb. 25th, 2012 01:21 pm (UTC)
:)
sergi
Feb. 25th, 2012 11:20 am (UTC)
Спасибо!
edgar_leitan
Feb. 25th, 2012 01:33 pm (UTC)
Благодарю.
m_ignatieva
Feb. 25th, 2012 11:28 am (UTC)
Очень интересно! Я думаю, что любой террор, а война особенно, ставят человека в такие нечеловеческие условия, что редко кому удается сохранить совесть. То есть я бы не сводила трагедию к понятиям национальности или идеологии.
edgar_leitan
Feb. 25th, 2012 01:32 pm (UTC)
Я не свожу всё к простой формуле, просто хотел поделиться воспоминаниями членов семьи и указать одну из причин именно такой поколенческой памяти, как она есть.
В подобных этому массовых террорах для меня (далеко никуда ходить не надо) -- "тайна беззакония"...
(no subject) - m_ignatieva - Feb. 25th, 2012 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nikaan - Feb. 26th, 2012 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2012 08:54 pm (UTC) - Expand
velannikova
Feb. 25th, 2012 12:51 pm (UTC)
Ой… не хочу я Вас обидеть и с Вами ругаться…Я хочу Вам напомнить о другом НКВД –латышских стрелках, которые Ленину помогали устанавливать советскую власть, таким же методами, как советское НКВД устанавливала советскую власть в Латвии…И те и другие, не чем не отличаются друг от друга… Если бы не было латышских стрелков, в России, то Латвия бы и не знала что такое советское НКВД

Это еще раз подтверждает мысль , что «жизнь –бумеранг»…
edgar_leitan
Feb. 25th, 2012 01:28 pm (UTC)
Латыши в НКВД -- да, это больной вопрос. Насчёт бумерангов не знаю, -- наверное... возможно...
Тут дело такое: оболваненные красной пропагандой деревенские парни несли, по их мнению, "освобождение" малым народам бывш. Российской Империи из царской "тюрьмы народов". Поверили большевикам (дьяволу). Царскую Россию ненавидели как угнетателя, поэтому за большевиков и пошли. Как они могли сделаться такими убийцами, для меня до сих пор загадка...
Увы, но в НКВД далеко не только латыши были.

С другой стороны, если бы не те же стрелки, Латвия никогда бы не стала независимой Латвией после революции, а давно бы растворилась в Российской Империи. Всё это крайне сложно -- и переплетения истории, и вопросы исторической вины...
(no subject) - velannikova - Feb. 25th, 2012 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 25th, 2012 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nof_nof - Feb. 27th, 2012 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2012 10:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nof_nof - Feb. 27th, 2012 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 28th, 2012 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nof_nof - Feb. 28th, 2012 02:04 pm (UTC) - Expand
velannikova
Feb. 25th, 2012 12:54 pm (UTC)
Еще хочу добавить, что многие руководители ЧК в России , как не странно, имели латышские фамилии…
edgar_leitan
Feb. 25th, 2012 01:44 pm (UTC)
Это так. Причину см. в моём комментарии выше. Я никак не могу это нравственно оправдывать, но исторические причины -- в отношении России к своим "малым народам" и борьба тех за свободу, когда Империя ослабла и развалилась. То, что "борьба за свободу" оборачивается массовым террором, хорошо известно как минимум ещё со времён Французской Революции.
(no subject) - nof_nof - Feb. 28th, 2012 02:09 pm (UTC) - Expand
hallodri
Feb. 25th, 2012 06:10 pm (UTC)
а где же воспоминания про сотрудничество с нацистами? или этому нет места в исторической и семейной памяти? только "советские" - плохие, а немецкие нацисты - прекрасные спасители от советской чумы?
или про нацистов восточной европы, которые нацистов немецких переплюнули, - все выдумки? и единственные звери - советские коммунисты?



При всей моей к вам симпатии и уважении, Эдгар, согласитесь, это несколько односторонний взгляд. Оставляя за скобками все, что "больной вопрос" и не очень нравится, мы корригируем историю ...
edgar_leitan
Feb. 25th, 2012 07:42 pm (UTC)
Нет места в семейной памяти, потому что его не было. Мои родичи с нацистами не "сотрудничали" и евреев не обижали, а вот дядя-священник семейство еврейского раввина спасал с риском для своей жизни.
Немецкие Nazis были для прибалтов хотя тоже оккупанты, но гораздо меньшее зло, чем коммунисты -- это однозначно.
У родственников под Резекне на хуторе стояли немецкие офицеры, так вот они относились к ним очень хорошо и ничего дурного им не сделали. В отличие от большевиков.
(no subject) - hallodri - Feb. 25th, 2012 07:53 pm (UTC) - Expand
klausnick
Feb. 26th, 2012 06:29 am (UTC)
Странно, что к хозяину блога предъявляются обвинения в том, что у большевиков были латышские фамилии и что нацисты зверствовали. Как женоненавистник, полагаю все эти инсинуации плодом женской логики.
jacopone_da
Feb. 27th, 2012 09:17 am (UTC)
За такие вот посты я Вас и люблю. Давайте их побольше, побольше!
edgar_leitan
Feb. 27th, 2012 10:31 pm (UTC)
Надеюсь, Вы это серьёзно, без сарказма? :)
(no subject) - jacopone_da - Feb. 28th, 2012 04:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 28th, 2012 01:22 pm (UTC) - Expand
0_lechim
Feb. 27th, 2012 11:29 am (UTC)
то что делали одни латыши
(латышские стрелки поддержавшие большевизм),
пришлось расхлёбывать другим латышам.
edgar_leitan
Feb. 27th, 2012 10:31 pm (UTC)
В то время поддержать большевиков означало для них спасение от угнетения своего народа царской Россией. Чем это всё закончится, было неясно.

Сохранись Российская Империя (проиграй большевики), и вряд ли Латвия как независимое государство возникло бы. Репрессии могли бы возникнуть гораздо худшие. Российская Империя же 40 лет запрещала вообще всякую письменность латинской антиквой в части нынешней Латвии (Латгалии) и Литвы! Целью была возможно скорая полная русификация балтийских неродов.

Поэтому не очень понятно, кто там в конечном счёте исторически выиграл или проиграл. Но я имею в виду этносы или политические образования, конечно, а не трагические судьбы отдельных лиц или семейств.
(no subject) - 0_lechim - Feb. 27th, 2012 10:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2012 10:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 0_lechim - Feb. 27th, 2012 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 28th, 2012 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nof_nof - Feb. 28th, 2012 02:07 pm (UTC) - Expand
( 46 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com