?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Удивительна личность и судьба старца схимонаха Сампсона (Сиверса). Признаюсь, что когда-то заинтересовался его жизнью по некоторым публикациям, был форменно захвачен. "Его расстреливали, сажали в тюрьмы и лагеря, пытали. Он был духовником советских академиков И. П. Павлова, В. А. Филатова, А. П. Карпинского..." Достал кое-какой материал, книги. Видел довольно много и в интете, но пока не углублялся. Признаюсь, не всё мне показалось так просто и однозначно...


Удивительную сместь "самого разного" представляют собой его мысли и речения, не всегда толково и грамотно записанные последователями. Тут и удивительные мистические прозрения, вызывающие слёзы умиления, трогающие своей духовной простотой и бесспорной истинностью, — и рядом с этим какие-то высказывания, от которых содрогаешься всем телом (наверное, это просто я сам такой безнадёжный грешник, обречённый лишь "Аду Господню", пропащая душа...). Странное чувство раздвоенности, если не расколотости сознания на спорящие, дерущиеся между собою кусочки; злобные шавки, рвущие беззащитного слепого котёнка...

В чём тут дело? Моя собственная "духовная безграмотность" перед бездной святоотеческой мудрости, невместимой грешной душой-служкою муринов (пффф....) в наши "последние времена"? Проблемы текстологии, плохой записи или передачи сохранившихся о Старце свидетельств? Малограмотность записывающих или рассказывавших (от стиля, признаюсь, коробит...). Применимость поучений к самым разным обстоятельствам жизни ("контекстуальность"...)? Или дело в особенностях личности самого Старца, его учения, смеси христианских истин с манихейским наследием..? Да ещё плюс вездесущность тогдашней безбожной власти? Старец Сампсон как предтеча модного сейчас на Руси "[младо-?]старчества" с его "благой вестью о грядущем Антихристе"?..

Конечно, никоим образом не смею судить о всём старчестве как таковом. Но набор "сентенций" из изданных в Жизнеописании Старца Сампсона к его столетию (Москва, 2001) заставляет призадуматься, наводя на весьма противоречивые мысли... ИТАК:

„Милость — неумение видеть зло, всех извинять, всех оправдывать, всех жалеть... Если мы подмечаем плохое, видим плохое (не только пересказываем, само собой разумеется), это как раз доказательство, что мы не духовно живём, мы не молимся, мы людей не любим... Вот почему собранный человек — прежде всего милостивый...

И. К. был такой. Вот почему его бесы боялись... С ним мучились, — как его одеть, батюшку... Снимает бельё, одевает ватный подрясник, и — отдаёт нищему. Всё таскал из дому. Его дочка говорила: "Папа был наш мучитель, ничего не оставалось, ни кусочка сахара, ни крупы, ничего, всё уходило". Обвиняли его в том, что он психически расстроенный человек. Нет! Это такая любовь к Богу, такая бесконечная любовь к людям (sic! — Э. Л.). И чтобы при нём о ком-нибудь плохое сказать — ударит по уху: "Посмотри на себя!" — хлоп по щекам. Пусть при людях, пусть за столом, всё равно...

-Батюшка, а всё-таки надо ли себя телесно ущемлять?
-Воздержание, воздержание. И в посте, и, конечно, во сне. Не холить своё тело, томить его надо, томить! Меньше спать, меньше eсть, меньше мыться, меньше ухаживать за собой...

В храме надо читать монотонно, с осознанностью, но не декламировать. Декламация недопустима...

...Это очень тяжёлые страсти... скажем, лживость, лень..., самохвальство, то есть проявление тщеславия..., или у чёрствого сердца -- чёрствость к людям, жестокость; ОНИ ТРЕБУЮТ МЩЕНИЯ НЕБА, да? Эти страсти ТРЕБУЮТ МЩЕНИЯ...

То же самое с отцом N. Я присутствовал при его смерти. Как вы знаете, я его соборовал, исповедовал три часа; понимая, что это последняя исповедь, РУГАЛ, ПРИДИРАЛСЯ К НЕМУ И ОСКОРБЛЯЛ ЕГО, ОБИЖАЛ ЕГО, СМИРЯЛ его, десятки раз говоря: "Мы говорим в последний раз..." ...И так стал умирать. НО он кричал: "Страшно, читайте акафист!..." И мы читали вслух акафист Божией Матери... Пока читали, он лежал спокойно, акафист прекращался — он пугался.

Миряне же спасаются в простоте сердца, и бесы их не беспокоят. Это простота сердца, она гарантирует их от бесов... Если они и сограшают, им Господь тут же прощает.

… Вот почему у нас, православных людей, так драгоценна эта лампадочка, чего лишили себя католики и все прочие христиане. Они лишены именно этой простейшей радости -- освещать иконку лампадами, чтобы заняться не чтением по книжке, а чтением по пальцам Иисусовой или "Достойно", или "Всемилостивой". Часика на два-на три — и больше ничего... Для него все умные, все хорошие, все-все святые, он один поганец...

Вот почему мы с вами настолько безмерно богаты тем, что мы живём духом, да? И подчинили чувство духу, да? Мы чувствуем духом через ум, да? А не через чувства. И малейшее проявление чувства вменяется нам в грех...

Это чувственное самодовольство, это уже неправославное понятие о предстоянии Богу. Католическое, да? Поэтому разница понимания христианства восточными и западными очень большая. Западное христианство не понимает, что такое смирение, что такое плач; что это — фундамент христианства.

Вот почему милосердие православное и милосердие западное — очень разные: милосердие к людям, дела милосердия. Мы это делаем потому, что у нас это потребность, иначе быть не может... А западное милосердие смотрится, чтобы мне доставить удовольствие делами милосердия... Значит, психологическое понимание христианства совершенно особенное, другое...

Наше тело временное, нечего жалеть своё тело, оно в гробу будет лежать и гнить до Второго Пришествия. Нет, нет, поменьше жалеть!

Без смирения и кротости нет спасения. Всякий коварный, всякий злой человек — он будет хороший, если ты найдёшь ему ключик оправдания, извинения.“

Comments

( 59 comments — Leave a comment )
edictum
Dec. 10th, 2008 05:25 am (UTC)
"ударит по уху" - это, так сказать, высшая точка :))
edgar_leitan
Dec. 10th, 2008 10:30 am (UTC)
Не очень понимаю, как к этому относиться. С одной стороны, может, получит такое "просветления" от этого удара по уху. :)) С другой -- ведь и приличия должны быть... Для меня здесь не совсем совместимы глубоко верные, как мне кажется, поучения о необходимости милости к "грешникам", да и вообще ко всем, и одновременно такая к ним беспощадность, жёсткость в следовании принципам. Можно же просто намекнуть, что разговор зашёл "не совсем туда", или так незаметно его перевести... А тут -- "по уху"...
(no subject) - edictum - Dec. 10th, 2008 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 10th, 2008 11:36 am (UTC) - Expand
xenia_mikhailov
Dec. 10th, 2008 06:39 am (UTC)
Да, как-то это... того. Страшноватенько.
edgar_leitan
Dec. 10th, 2008 10:34 am (UTC)
Вот-вот, и я к чему. Мне это всё напоминает того, помнишь, старца Ферапонта у Фёдора Михалыча. Вроде со святоотеческой точки зрения всё формально и верно, ан -- что-то не то! К себе (тайная) строгость -- это одно. Но беспощадность и такой ригоризм в отношении других?..
(no subject) - xenia_mikhailov - Dec. 10th, 2008 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 10th, 2008 07:54 pm (UTC) - Expand
diodis
Dec. 10th, 2008 07:18 am (UTC)
Одновременно призыв к милости, "не видеть плохого", вплоть до биться по уху; и тут же - претензии к католикам, "мы, православные, лучше, так как лампадки возжигаем" - как-то это непонятно...
Вернее, понятно, так обычно и бывает, без этого никак, но всё-таки.

Вспоминаются у Достоевского карамазовские Зосима и Ферапонт.

Эдгар, а как Вы сами к феномену старчества относитесь?
edgar_leitan
Dec. 10th, 2008 11:01 am (UTC)
Вот-вот! Именно старца Ферапонта мне и напомнило. А высшая точка -- это про такую "безмерную любовь к людям", когда некий юродивый батюшка всё тащит из дому и раздают нищим (скорее всего, обычным попрошайкам), обкрадывая собственных домашних. Либо это такое "юродство в кубе", либо я что-то совсем не понимаю. Если "всех" жалко, а собственных детишек -- не жалеешь, что тогда говорить...
О старчестве я написал несколько слов в одном ответе на комментарий. Неоднозначное отношение. Многое привлекает. Но если подходить вовсе без "рассуждения", то дело плохо. Сейчас, как мне кажется, Россию заполонили всякие "старцы". Конечно, люди опытные верно возразят -- то не "старцы", а "младостарцы", что истинные старцы не такие. Но ведь для огромного-то большинства народу это именно подлинные "старцы"! Так что хрен редьки не слаще. Человеку ведь что важно -- волю свою кому-нибудь другому вручить, а там хоть трава не расти! Всё будет "воля Божия"! Если бы это просто благоглупость и инфантилизм был, было б ещё полбеды. Но ведь растёт фанатизм, жестокость, нетерпимость, всякие преступления на этой почве. Всякая там ерунда насчёт "наших лампадок, чтения Иисусовой" и "книжек у католиков"! Помимо определённой идеологии, это ведь ещё и просто неверно. И у католиков читается "Иисусова", имеются лампадки и прочее...
Всё бы хорошо, кабы с "рассуждением" подходить... Но почему-то рассуждение считается несовместимым с верой. Что, кстати, извращает именно "святоотеческие" учения. "Отцы"-то как раз были, в большинстве своём, высокоучёные люди.
Ну почему критерием правильной веры в (нынешнем российском) Православии считается высокая мера запуганности, умственной несвободы и отказ от рассуждения, то есть апостолова "различения духов"!? Кстати, у некоторых сектоподобных католических организаций тоже эти черты имеются... К сожалению.
(no subject) - diodis - Dec. 10th, 2008 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 11th, 2008 07:49 am (UTC) - Expand
pevchaya_ptiza
Dec. 10th, 2008 09:20 am (UTC)
У меня институт старчества вообще настороженность вызывает. Вы правы: слишком гремучую смесь представляют собой большинство старцев, а при абсолютно некритическом сознании "подавляющей части населения" (старец = истина в последней инстанции) и вред не исключён...
edgar_leitan
Dec. 10th, 2008 10:42 am (UTC)
При всём моём где-то и понимании стремления многих добросовестных людей к "духовному руководству", чем дальше, тем больше с пониманием отношусь к историческому феномену отталкивания от старчества в части русских и монастырей, и общества. Ведь оно далеко не на "ура" было принято, когда вновь "вводилось" учениками Паисия Величковского... (но может, оно и всегда подспудно существовало, как наследие св. Нила Сорского? Буду благодарен, если мне кто-нибудь более профессионально это разъяснит). Одно дело, когда это действительно святой, смиренный человек, со всякими там "дарами Духа Святого"... Или это такое "вручение себя в руки" человека неоднозначного, пусть и великого подвижника, но ещё не "достигшего в меру..." Сколько вреда тут может быть людям. "Отче, благословите стакан воды выпить!", -- по-моему, и до таких курьёзов дело доходит! От этого делается как-то неуютно. Но я знаю, люди "благочестивые" тут же скажут, что у меня рассуждения "душевные", а не "духовные" :))
(no subject) - yu_mon - Dec. 10th, 2008 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 10th, 2008 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yu_mon - Dec. 10th, 2008 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 11th, 2008 08:36 am (UTC) - Expand
yu_mon
Dec. 10th, 2008 10:44 am (UTC)
В последнее время у меня просто дух захватывает от совпадений...
Дело в том, что лет 15 назад я нашла себе духовного отца именно благодаря о.Сампсону (книжечке о нем). Мой духовник 5 лет общался с о.Сампсоном, был его духовным чадом. Авторов довольно бестолковых записок об о.Сампсоне я тоже знаю лично...
Эдгар, а Вы читали в сети, или у Вас бумажные книги? Какие именно?
Сейчас только пришла из храма; попозже соберусь с силами и напишу обо всем этом подробно!
edgar_leitan
Dec. 10th, 2008 11:09 am (UTC)
Не поймите меня, пожалуйста, превратно! У меня благодаря "открытию" старца Сампсона тоже несколько важных "прозрений" в жизни было. Пользовался я именно "бумажным" двухтомником, в красных обложках, изданным в 2001 году на 100-летие старца. В интернете ничего не читал, просто набрал в Гугле и увидел, что много материалов.
Меня удивляет именно смешение тут всяких разных вещей. Видите ли, читая, например, о Старце Серафиме Вырицком всякие истории или поучения, у меня совсем иные чувства. Просто огромная благодарность, умиление, растроганность. Неоднокрано ездил из-за этого в Вырицу, на могилу к Старцу Серафиму. Со Старцем Сампсоном дело намного сложнее...
Не будете ли Вы так добры написать, что Вы знаете и думаете, о нём?
(no subject) - yu_mon - Dec. 10th, 2008 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 10th, 2008 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yu_mon - Dec. 10th, 2008 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 10th, 2008 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yu_mon - Dec. 10th, 2008 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 11th, 2008 08:50 am (UTC) - Expand
segop
Dec. 10th, 2008 05:40 pm (UTC)
Графом сей чернец, правда, был примерно таким же, как Вы, дорогой профессор, являетесь бароном или, к примеру, прынцем. Такой вот персонаж - что-то вроде кутейной "железной маски" или "особы приближенной к Государю"...
edgar_leitan
Dec. 10th, 2008 08:08 pm (UTC)
А что это, намеренное введение в заблуждение, сиречь мистифицирование, современный недостаток информации и основанные на этом домыслы или ещё что, может -- "ложь из соображений икономии, в советское время"? Можно об этом где-нибудь поподробнее взглянуть? Хотя бы в сети...
(no subject) - segop - Dec. 10th, 2008 10:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 11th, 2008 08:01 pm (UTC) - Expand
пробабилизм езавитский - segop - Dec. 12th, 2008 06:27 am (UTC) - Expand
piotr_sakharov
Dec. 11th, 2008 10:35 pm (UTC)
А почему у живого человека всё должно быть просто и однозначно?

* * *

Мне довелось иеросхимонаха Сампсона лично знавать, правда, уже в ту пору, когда он совсем немощен был.
edgar_leitan
Dec. 11th, 2008 11:08 pm (UTC)
Вы его лично знали? Очень интересно.
Не должно быть "однозначным", я надеюсь; а если бы и "должно было быть", так ведь всё равно не бывает.
Мне какие-то высказывания Старца показались для христианского пастыря несколько странными... Впрочем, с некоторыми читателями мы на эти темы уже подробно говорили, обо всей проблематике.

(no subject) - piotr_sakharov - Dec. 11th, 2008 11:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 12th, 2008 12:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - segop - Dec. 12th, 2008 06:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 12th, 2008 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 12th, 2008 12:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - los_degeneratos - Dec. 12th, 2008 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 12th, 2008 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - los_degeneratos - Dec. 12th, 2008 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 13th, 2008 01:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - los_degeneratos - Dec. 13th, 2008 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 14th, 2008 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - los_degeneratos - Dec. 14th, 2008 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 15th, 2008 11:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - los_degeneratos - Dec. 16th, 2008 05:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 16th, 2008 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - los_degeneratos - Dec. 16th, 2008 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 17th, 2008 12:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - los_degeneratos - Dec. 17th, 2008 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 18th, 2008 12:56 pm (UTC) - Expand
triglochin
Jan. 8th, 2009 10:01 pm (UTC)
Меньше спать, меньше eсть, меньше мыться, меньше ухаживать за собой...

Как склонный к лени и сибаритству человек, я всегда сочувственно смотрю на такие призывы (как это ни парадоксально, может быть), но последние пункты заставили вспомнить прочитанный где-то "список грехов", так сказать, "болванку для исповеди", где немало внимания уделялось грехам "ванной комнаты". Может, и так, конечно.. но пока странно - несвоевременно?
edgar_leitan
Jan. 8th, 2009 10:56 pm (UTC)
Я сам многие годы принимал подобные вещи очень всерьёз и страдал от т. н. "скрупул" (чрезмерной щепетильной мелочности на исповеди). Теперь подобные призывы вызывают во мне дрожь неприятия. Понимаю, что были они продиктованы такими-то обстоятельствами, вроде (в данном конкретном случае старца Самсона) Советской власти с безбожным враждебным религиозной вере и практике окружением, но... Всё равно здесь необходимо различение духов, а то и до психотического делирия можно дойти :))
Удивительно, сколько именно неуравновешенных людей тянутся к религии (а может, это и логично), но нередко их душевные страдания только усиливаются неумелыми "руководителями душ"... Впрочем, по поводу Старца Сампсона меня уже просветили более сведущие люди, что цитировавшуюся мною книгу стоит воспринимать чрезвычайно осторожно, не всегда она добросовестна.
( 59 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com