Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

Старец Иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс) — его поучения и мысли о нём.



Удивительна личность и судьба старца схимонаха Сампсона (Сиверса). Признаюсь, что когда-то заинтересовался его жизнью по некоторым публикациям, был форменно захвачен. "Его расстреливали, сажали в тюрьмы и лагеря, пытали. Он был духовником советских академиков И. П. Павлова, В. А. Филатова, А. П. Карпинского..." Достал кое-какой материал, книги. Видел довольно много и в интете, но пока не углублялся. Признаюсь, не всё мне показалось так просто и однозначно...


Удивительную сместь "самого разного" представляют собой его мысли и речения, не всегда толково и грамотно записанные последователями. Тут и удивительные мистические прозрения, вызывающие слёзы умиления, трогающие своей духовной простотой и бесспорной истинностью, — и рядом с этим какие-то высказывания, от которых содрогаешься всем телом (наверное, это просто я сам такой безнадёжный грешник, обречённый лишь "Аду Господню", пропащая душа...). Странное чувство раздвоенности, если не расколотости сознания на спорящие, дерущиеся между собою кусочки; злобные шавки, рвущие беззащитного слепого котёнка...

В чём тут дело? Моя собственная "духовная безграмотность" перед бездной святоотеческой мудрости, невместимой грешной душой-служкою муринов (пффф....) в наши "последние времена"? Проблемы текстологии, плохой записи или передачи сохранившихся о Старце свидетельств? Малограмотность записывающих или рассказывавших (от стиля, признаюсь, коробит...). Применимость поучений к самым разным обстоятельствам жизни ("контекстуальность"...)? Или дело в особенностях личности самого Старца, его учения, смеси христианских истин с манихейским наследием..? Да ещё плюс вездесущность тогдашней безбожной власти? Старец Сампсон как предтеча модного сейчас на Руси "[младо-?]старчества" с его "благой вестью о грядущем Антихристе"?..

Конечно, никоим образом не смею судить о всём старчестве как таковом. Но набор "сентенций" из изданных в Жизнеописании Старца Сампсона к его столетию (Москва, 2001) заставляет призадуматься, наводя на весьма противоречивые мысли... ИТАК:

„Милость — неумение видеть зло, всех извинять, всех оправдывать, всех жалеть... Если мы подмечаем плохое, видим плохое (не только пересказываем, само собой разумеется), это как раз доказательство, что мы не духовно живём, мы не молимся, мы людей не любим... Вот почему собранный человек — прежде всего милостивый...

И. К. был такой. Вот почему его бесы боялись... С ним мучились, — как его одеть, батюшку... Снимает бельё, одевает ватный подрясник, и — отдаёт нищему. Всё таскал из дому. Его дочка говорила: "Папа был наш мучитель, ничего не оставалось, ни кусочка сахара, ни крупы, ничего, всё уходило". Обвиняли его в том, что он психически расстроенный человек. Нет! Это такая любовь к Богу, такая бесконечная любовь к людям (sic! — Э. Л.). И чтобы при нём о ком-нибудь плохое сказать — ударит по уху: "Посмотри на себя!" — хлоп по щекам. Пусть при людях, пусть за столом, всё равно...

-Батюшка, а всё-таки надо ли себя телесно ущемлять?
-Воздержание, воздержание. И в посте, и, конечно, во сне. Не холить своё тело, томить его надо, томить! Меньше спать, меньше eсть, меньше мыться, меньше ухаживать за собой...

В храме надо читать монотонно, с осознанностью, но не декламировать. Декламация недопустима...

...Это очень тяжёлые страсти... скажем, лживость, лень..., самохвальство, то есть проявление тщеславия..., или у чёрствого сердца -- чёрствость к людям, жестокость; ОНИ ТРЕБУЮТ МЩЕНИЯ НЕБА, да? Эти страсти ТРЕБУЮТ МЩЕНИЯ...

То же самое с отцом N. Я присутствовал при его смерти. Как вы знаете, я его соборовал, исповедовал три часа; понимая, что это последняя исповедь, РУГАЛ, ПРИДИРАЛСЯ К НЕМУ И ОСКОРБЛЯЛ ЕГО, ОБИЖАЛ ЕГО, СМИРЯЛ его, десятки раз говоря: "Мы говорим в последний раз..." ...И так стал умирать. НО он кричал: "Страшно, читайте акафист!..." И мы читали вслух акафист Божией Матери... Пока читали, он лежал спокойно, акафист прекращался — он пугался.

Миряне же спасаются в простоте сердца, и бесы их не беспокоят. Это простота сердца, она гарантирует их от бесов... Если они и сограшают, им Господь тут же прощает.

… Вот почему у нас, православных людей, так драгоценна эта лампадочка, чего лишили себя католики и все прочие христиане. Они лишены именно этой простейшей радости -- освещать иконку лампадами, чтобы заняться не чтением по книжке, а чтением по пальцам Иисусовой или "Достойно", или "Всемилостивой". Часика на два-на три — и больше ничего... Для него все умные, все хорошие, все-все святые, он один поганец...

Вот почему мы с вами настолько безмерно богаты тем, что мы живём духом, да? И подчинили чувство духу, да? Мы чувствуем духом через ум, да? А не через чувства. И малейшее проявление чувства вменяется нам в грех...

Это чувственное самодовольство, это уже неправославное понятие о предстоянии Богу. Католическое, да? Поэтому разница понимания христианства восточными и западными очень большая. Западное христианство не понимает, что такое смирение, что такое плач; что это — фундамент христианства.

Вот почему милосердие православное и милосердие западное — очень разные: милосердие к людям, дела милосердия. Мы это делаем потому, что у нас это потребность, иначе быть не может... А западное милосердие смотрится, чтобы мне доставить удовольствие делами милосердия... Значит, психологическое понимание христианства совершенно особенное, другое...

Наше тело временное, нечего жалеть своё тело, оно в гробу будет лежать и гнить до Второго Пришествия. Нет, нет, поменьше жалеть!

Без смирения и кротости нет спасения. Всякий коварный, всякий злой человек — он будет хороший, если ты найдёшь ему ключик оправдания, извинения.“
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments