... "Счастье "шокирует" всех премудрых, всех "специалистов по религии". Всё у них "проблемы", "трудности". В семинарии священники переутомлены от безостановочных разговоров со студентами об их "проблемах". И в семинарию-то идёт такое количество мучительных людей, мучительных для самих себя, тяжёлых, одержимых каким-то "максимализмом"...
"Нью-Йорк таймс" пишет, что ежегодно уходят из священства три тысячи человек! Нервный срыв христианства, полная растерянность. Церковь буквально не знает, что ей в мире делать, то есть и с миром, и с собою... Может быть, расплата за многовековую подмену Христа — "христианством"?
Сегодня с утра в Вашингтоне на симпозиуме, посвящённом византийской Литургии. Мне уже давно оскомину набил "византинизм", наука для снобов и неудачников. То, что я слышал пока, подтверждает моё мнение…
Подавляющее большинство — "искусствоведы" византийского извода. Они могут рассуждать часами об иконах, и завесах, и храмах, и нартексах, так никогда и не заинтересовавшись тем одним, что могло бы всему этому придать хоть какой-то интерес...
...Как можно всем "этим" заниматься и в чём смысл этих занятий, вот такой вот "византологии". Какое падение "знания" и приобщения к нему. И главное, этот всё разъедающий "историзм", дающий историку иллюзию, что он всё знает и понимает...
За ранней Литургией проповедовал об отвержении нашим миром, современным человеком — страдания. Символ нашей эпохи — "болеутолитель". Всё направлено на то, чтобы не страдать. Поэтому и религию воспринимают, как pain killer...
Так или иначе, но кризис католичества, который, я убеждён, не разрешается, а углубляется..., есть наш общий кризис... Если победит Папа — усилится клерикализм у всех христиан. Если не победит -- усилится он, во всяком случае у нас, православных. Ибо мы окажемся последними, уже поистине апокалиптическими, носителями и поклонниками Типикона, канонического права и клерикального триумфализма. Надо молиться о Церкви.
Сколько бы ни искажали христианство, оно никогда не перестанет обличать неправду, падшесть, античеловечность толпы, массы, и это значит, религиозного фанатизма, тоталитаризма, фашизма... и даже нации как "соборной личности", как носительнице в самой себе высших, чем человек, ценностей... В "природной" религии этому противостоит восточный спиритуализм, другая форма расчеловечивания человека. Христианство — обличение всего этого, прежде всего, внутри самого христианства.
Я чувствую иногда... страшную душевную усталость... усталость эта так очевидно связана с "церковью", с "религией"... Сегодня, например, причиной очередного припадка такого уныния оказался какой-то случайный очередной православный журнальчик с неизбежными статейками о "духовности"... Я хотел бы знать, что делали в будни, ежедневно, с утра до вечера первые христиане, не имевшие ещё "церковных дел", "богословия", устава, споров о древних иконах и напевах и многотомной литературы о "духовности". Что значило для них и в их жизни -- жить верой?...
Иногда такое чувство, что тот детский и мечтательный опыт инобытия, который привёл меня к служению, теперь этим самым служением больше всего и затемняется..."