?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В настоящее время повсеместно принято говорить о кризисе христианства. Одни твердят об этом с радостью, другие печалятся. Но все сходятся в одном — что христианство, знакомое и милое многим по музейным артефактам, или структуры общества и государства, долгое время считавшиеся христианскими, безвозвратно уходят в прошлое.


Этиологией этой болезни называют секуляризацию и воинствующий либерализм. В нынешней России лечение полагают в диктатуроподобном режиме и в сращении Церкви с государством. Всё это похоже на "оживление" разлагающегося трупа с помощью гальванизации электрическим током. Руки-ноги судорожно дёргаются, а окружающим зрителям, зажимающим от источаемого смрада носы, радостно говорят: "Смотри, воскресает, ещё чуть-чуть!.. Только ненавистных врагов добьём, только окружим себя великой стеной, а там..." Не будет никакого "там"… Устроители подобных шоу, видимо, даже не подозревают, насколько их т. н. "церковь" в лице официальных заявлений иерархов и действий мирских фанатиков является отвратительной пародией на свидетельства о Христе, которые находим в Новом Завете, да и в самом историческом христианстве.

В Европе, в которой, к счастью, почти нигде уже не сыскать церковно-государственнoго симбиозa, Церковь католическая и евангелические конфессии тоже переживают не самые лучшие времена в смысле видимого успеха. Что ж, привычки приходится менять, привыкая к нарастающей критике общества, уже не готового легковерно относиться ко всякому бездоказательному заверению любого человека в рясе, сутане или орденском хабите. Скептикам хочется не стандартных, набивших оскомину слов о "спасении", но свидетельства жизни.

Христова весть не устарела, просто она устала от музейных клише источающих елей благочестивых фраз, за версту отдающих ханжеством или, по крайней мере, мёртвыми литературными красотами. Так же, как философия устала от зауми надуманного латинско-греческого воляпюка, призванного за словесными длиннотами и непонятицей скрывать отсутствие мысли. И серьёзная религиозная проповедь, как и философское осмысление жизни нуждаются в благодатном перегное слов, вырастающих из примитовной материи самой жизни, кому-то кажущейся скучной повседневностью. Такой философско-религиозной беседы, мастером которой был, например, Мамардашвили.

Вот и один из моих френдов ставит христианству неутешительный диагноз: "Как быть с душой, которая больше не стремится к высшему, к непостижимому, к недосягаемому — к той планке, которая поднята была только Христом и которую он до сего дня не опускал?" Проблема тут не в секулярном обществе и не в потере Церковью своих столетиями заточенных когтей (впрочем, в России эти когти и зубы снова начали заметно прорезываться...). Думаю, что ответ тут должен прийти только из глубин этой самой души, которая, по древнему определению Тертуллиана, "naturaliter christiana", "естественная, природная христианка". Я не думаю, что христианину должна быть всерьёз интересна футурология. Как написал когда-то Томас Мертон в одном воображаемом диалоге: "Что вы думаете о будущем Церкви? — Ничего. Я совершенно ничего об этом не думаю".

Да, "планку никто не отменял". Но я и не думаю, что в самые наихристианнейшие времена было много людей, всерьёз на эту планку оглядывающихся. Люди всегда скорее следовали своим порокам и слабостям, нежели требованиям "планки". Правда, — и это так, — так называемых "верующих" было безусловно больше, хотя бы в силу невежества масс. В наше время верующих христиан сделалось куда меньше, зато религиозных остаётся так же много. Религиозность, в отличие от веры, всегда скорее держалась и держится на естественном магизме человеческой души (вот вам и Тертуаллиан!), на глубоких страхах, на примитивных предрассудках, на плохо сублимированной злобе. Увы, с нерелигиозной душой дело обычно обстоит ещё гораздо хуже… Религиозность (и христианская религиозность — не исключение) — это горизонталь топкого болота, в то время как вера способна унести ввысь. Птичкой — порх, и нету...

Любовь и самопожертвование в духе христианской веры — действительно противоположны любым религиозным добродетелям. Это действительно — впервые в истории. В буддизме сострадание, сочувствие к живым существам исходит из рационально отрефлексированного понимания причинно-следственной связи явлений: от сострадания к существам будет хорошо в конечном счёте мне самому (тому потоку сознания, которое я считаем "самим собой"). В христианстве ожидание "награды на небесах" является либо хитрой подменой (опять же, для человека толпы), либо фразой, отсылающей к тому, что ни в коем случае (в отличие от буддийской "религиозной практики", к примеру) не гарантировано. Лишь возможно.

Тогда не совсем понятно, к чему эта оглядка на " человеческую душу вообще", а тем более на общество? На свою душу — да, и только. Однако такое перемещение внимания внутрь делает эту душу неподконтрольной, — ни секулярному обществу, которому дела до души нет, ни сообществу клерикальному, извлекающего из "духовности" свои вполне материальные дивиденды. Вот почему вера в Христову весть (маленькая свободная птичка...) столь ненавистна как радетелям о "благе общества", секулярным западным шаманам-футурологам, так и жрецам любой казённой религиозности. Хотя бы и христианской.

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
al_lion_osprey
Apr. 13th, 2012 12:39 pm (UTC)
только следовать и никакого кризиса)
но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
edgar_leitan
Apr. 13th, 2012 07:15 pm (UTC)
Re: только следовать и никакого кризиса)
Да, мысль проф. Преображенского, что, прежде всего -- "разруха в головах"... :)
И, тем не менее, все говорят о "кризисе". Непростой вопрос.
messala
Apr. 13th, 2012 01:26 pm (UTC)
"Тогда не совсем понятно, к чему эта оглядка на " человеческую душу вообще", а тем более на общество? На свою душу — да, и только."

А где в этой конструкции место Церкви?
edgar_leitan
Apr. 13th, 2012 06:28 pm (UTC)
Это пока не столько продуманная умозрительная конструкция, сколько ошчушчение.
Границы "Церквочки небесной" иногда могут не совпадать с забором вокруг некоего заповедника или музея. Но -- да, вообще-то, это большой вопрос.
место Церкви - edgar_leitan - Apr. 19th, 2012 06:11 pm (UTC) - Expand
de_sen_luk
Apr. 13th, 2012 02:30 pm (UTC)
Первое впечатление (наверняка подлежащее уточнению :)). Я вижу примерно так - в борьбе за свои права и свободы человек слишком увлекся. И слишком увлекся собой. И утратил чувство сакрального (которое всегда было очень непостоянным). А это значит - перестал смотреть вверх. Потому и имеем все больше горизонталь - "Религиозность (и христианская религиозность — не исключение) — это горизонталь топкого болота", а не вертикаль. Да и вертикаль, неверно понятая приводит, человека не мысли о Благой вести, а к рассуждениям о власти и влиянии (в т.ч. Церкви). К сожалению, это факт, что последние лет триста-четыреста образование, культура, наука при несомненных приобретенных благах все чаще забывали, Кому обязаны всеми благами. И из поколения в поколение человек отучался мыслить онтологически, зато преуспел в позитивизме. И на ментальном уровне осталась только древняя привычка к суевериям, ритуалам и т.п. - слабая связь с трансцендентным, из которой или пробьется вера (и птичкой - ВВЕРХ) или вырастет очередное чудище какого-нибудь "-изма". Человек перестал воспринимать такие слова как трепет, благоговение, преклонение - это "унижает его достоинство". А ведь именно эти слова описывают то состояние, которое мы называем любовью, которая делает душу нежной, отзывчивой, сострадательной..., но и уязвимой, открытой, незащищенной - и именно этого боится человек. Даже все современные психо-практики направлены не на воспитание чувств, а на защиту и достижение успеха, первенства и "свободы"(не имеющей отношения к познанию истины). Такая душа не в состоянии пропустить предваряющую благодать, дарующую веру-"птичку", потому что душа НЕ ХОЧЕТ,НЕ МОЖЕТ, НЕ УМЕЕТ... Ей страшно, этой бедной душе. Она привыкла к средствам этого мира. Она привыкла искать вокруг, а не вверху.
edgar_leitan
Apr. 13th, 2012 06:34 pm (UTC)
Как раз строгое разграничение "сакрального" и "профанного" свойственно вообще всем известным "естественным" религиям. Я думаю, что Христос своим приходом убрал между ними границу, освятив собою самую обыденность повседневности ("царственное священство": относится ко всем верным, а не только к определённой, выделенной касте жрецов-посредников), а люди постепенно снова любовно эти передородки воздвигли.
А потом пришли другие (не Христос!), и теперь уже окончательно сказали, подтвердив авторитетом "естественных" наук, что ничего священного-де не существует. И мир повергся в ледяной холод пустоты...
(no subject) - de_sen_luk - Apr. 13th, 2012 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 13th, 2012 08:24 pm (UTC) - Expand
occuserpens
Apr. 13th, 2012 02:43 pm (UTC)
С такими друзьями не надо врагов: На патриарха нападают те, кому он "жмет на мозоли" своим интеллектом, считает известная рок-музыкантка http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=45104
messala
Apr. 13th, 2012 03:00 pm (UTC)
"Цель антицерковной компании - выбить духовный табурет из-под русских людей"

Патриарх как духовный табурет - это круто.
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 13th, 2012 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 13th, 2012 07:19 pm (UTC) - Expand
eugenepro
Apr. 13th, 2012 03:09 pm (UTC)
Ну что ж, подпишусь под каждым абзацем. Чувствую, что мы мыслим в одной тональности.
http://eugenepro.livejournal.com/35418.html


Особенно резонирует вот это:
1. Философия устала от зауми надуманного латинско-греческого воляпюка, призванного за словесными длиннотами и непонятицей скрывать отсутствие мысли.Заколебали Деррида, Марион, Хайдеггер после поворота, Витгенштейн, Делез. То ли дело Ясперс, Ортега-и-Гассет, Шелер, Рикер, Гадамер, Владимир Соловьев.

2. И серьёзная религиозная проповедь, как и философское осмысление жизни нуждаются в благодатном перегное слов, вырастающих из примитовной материи самой жизни, кому-то кажущейся скучной повседневностью. Вот пример такой проповеди: http://eugenepro.livejournal.com/34731.html

А вот с этим я бы поспорил.
3.Такой философско-религиозной беседы, мастером которой был, например, Мамардашвили.

Мамардашвили как раз не очень содержателен. Он видит философию как принципиально мышление не в картинках, и не как нечто предметно-результативное, а как процесс философствования. Если угодно, Мамардашвили овнешняет трансцендирующий процесс философского мышления, для которого способ (как) важнее цели (что). Его "Стрела познания" не в счет. А лекции о Прусте, Декарте и куча интервью вполне репрезентативны.



edgar_leitan
Apr. 13th, 2012 07:23 pm (UTC)
Да, именно как процесс философствования, как философскую беседу. Эта традиция вполне достопочтенна, отсылая нас к стилю самого Стагирита и к перипатетикам. Напоминает также записи диалектических бесед древних индийцев, которые во многом именно фиксации живой философской беседы, нежели трактаты в строгом смысле.
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 13th, 2012 07:27 pm (UTC) - Expand
petrark
Apr. 13th, 2012 05:00 pm (UTC)
Данный тезис: Любовь и самопожертвование в духе христианской веры — действительно противоположны любым религиозным добродетелям.
нуждается в более подробном обосновании и раскрытии, по-моему.
edgar_leitan
Apr. 13th, 2012 07:29 pm (UTC)
Да, конечно, это сложный вопрос с обширными implications.
На эту тему надо бы целый трактат писать, если что :)
az_pantarei
Apr. 13th, 2012 06:26 pm (UTC)
КСТАТИ
А.Зиновьев о России и религии
Антикоммуникоммунистический переворот в России успешно завершился 3-4 октября 1993 года. Закончилась великая история России. Закончилась самым позорным образом. Россия сыграла свою историческую роль, создав первое в истории коммунистическое общество, которое позволило ей на короткое время сохранить независимость от Запада и даже составить ему конкуренцию в борьбе за мировое господство. Теперь она эту роль утратила, думаю, навсегда. (С. 257).
Перевертыши. По телевидению показывают какой-то «круглый стол». Участвуют видные писатели, академик, кинорежиссер, политик и еще какие-то личности. В советские годы они были награждены орденами, премиями, званиями. Теперь они поносят то время. Делают вид, будто они были жертвами. Будто они героически и с риском творили, а злобные власти им мешали, в «прогнившей системе» им не дали развернуться. А кто их награждал?! Кто им давал квартиры, дачи, закрытый распределитель?! Благодаря кому и чему они получили образование, работу, условия для творчества?! Боже, что мы за народ! Прав был Чернышевский: рабы, все рабы, снизу доверху – все рабы! И ведь их никто не заставляет лгать и клеветать на общество, в котором они стали привилегированной элитой! Тут, а именно в характере народа, заключена главная причина краха советского коммунизма. (С.257-258).
Ожившие призраки прошлого. Попы, выступающие по телевидению, - трудно изобрести большую историческую нелепость. Ни одна церемония не обходится без попов. Коммунисты братаются с попами. Идеализация дореволюционной России занимает важнейшее место в СМИ, в литературе, в кино. Все это преподносится как возрождение национального величия России и русского народа. Не видно никаких признаков протеста против этой чудовищной деградации именно России и русского народа. (С. 258).
Российская идеологическая помойка. – Как вы оцениваете состояние нынешней России? - Вы же сами можете постоянно и повсюду наблюдать неудержимый процесс деградации России в этом аспекте. Резкое занижение образования для широких слоев населения. … Изо дня в день педантичная проповедь религиозного мракобесия. Православие настырно пробивается на роль государственной идеологии. И власть это поощряет. Моральный уровень населения от этого не повышается, а оглупление усиливается. Сектантство. Мракобесие, исходящее с высот науки. … Неудержимая фальсификация истории и настоящего. … Одним словом – идеологическая помойка, клоака, мусорная свалка. И никаких возможностей для просвещения масс. (С. 473). (Русская трагедия. М., 2003).
edgar_leitan
Apr. 13th, 2012 07:36 pm (UTC)
Re: КСТАТИ
Я не думаю, что религиозное мировоззрение всенепременно ведёт к интеллектуальному обскурантизму и "мракобесию". В том числе и христианское вообще, и даже православное в частности, как показывают примеры великих богословов "Парижской школы". Но тут совпало множество неблагоприятных факторов... Так что да, похоже, что действительно происходит оглупление и скатывание большинства народа в подобие сектанства :(

Однако, я никак не могу разделить восторг А. Зиновьева по поводу "великого периода истории", который он видит в коммунизме. Это был ужасный период, массовой деградации как раз положивший действенное начало.
Хотя что считать "великим" -- дело вкуса и эстетических предпочтений, в конце концов...
orientproject
Apr. 13th, 2012 06:26 pm (UTC)
Было бы хорошо знать, что же такое христианство, поскольку слишком многое подавалось под этим лейблом.
edgar_leitan
Apr. 13th, 2012 07:13 pm (UTC)
Вообще-то есть катехизис для решения таких вопросов :)...

Я думаю, однако, что "христианство" существует лишь в своих конфессиональных инвариантах. Это на взгляд наблюдателя извне, конечно. В самих конфессиях этот вопрос решается по-другому, разумеется. Подходы "этический" и "эмический".
(Deleted comment)
edgar_leitan
Apr. 13th, 2012 07:37 pm (UTC)
Merci!
az_pantarei
Apr. 13th, 2012 07:01 pm (UTC)
что такое...
Что такое христианство?
Забавно, что на этот вопрос русские православные не могут ответить. Нет современного катехизиса (пока в проекте). Нет компактного изложения христианства. Дошло до того, что митрополит (теперь патриарх)издал "Введение в христианство", написанное теперешним римским папой!
edgar_leitan
Apr. 13th, 2012 07:09 pm (UTC)
Re: что такое...
У католиков-то написанный катехизис имеется -- ещё со времён Петра Канизия (16 век). Ламрим чунгнгу, так сказать :)
idgu
Apr. 13th, 2012 10:27 pm (UTC)
Просто бизнес
Немецкие церкви официально инвестируют собираемые с населения "церковный налог" в пивоварение и виноделие (http://www.news.de/gesellschaft/855229918/bier-ist-okay-schnaps-ist-tabu/1/), равно как и в табачные компании. Естественно, такой подход едва ли может способствовать сохранению и прeумножению христианской веры.

Edited at 2012-04-13 10:27 pm (UTC)
edgar_leitan
Apr. 14th, 2012 04:27 am (UTC)
читайте внимательнее немецкий текст!
Вообще-то в Вашей ссылке написано -- "Tabak und Schnaps sind Tabu!" То есть как раз церковные инвестиции в водку и табак -- под строгим запретом, как и вложения в фирмы, производящие вооружение! А Вы почему-то вычитали ровно наоборот.

Пивоварение же и виноделие -- традиционная для Германии отрасль сельского хозяйства. Что в этом плохого? А на церковный налог в Германии или "церковный сбор" (Kirchenbeitrag) в Австрии финансируется много неплохих епархиальных начинаний -- деятельность в области Caritas (благотворительности), например, помощь бедным и бездомным, в образовательные программы и т. п. Надо видеть и эту сторону. По крайней мере, сращения государственной и церковной политики там нет.

Если у населения проблемы с традиционной церковностью, то в связи с церковными сборами и налогами -- в самую последнюю очередь! Ситуация мне достаточно хорошо знакома изнутри. Я знаю, что в случае финансовых затруднений в соответствующих инстанциях всегда пойдут навстречу и сбор взимать не будут. Ну а если совсем платить не хочется, до одури -- выходи из Церкви. И всех делов-то. И никакого налога. Но и треб, правда, тоже никаких уже не будет.
yarjournal
Apr. 14th, 2012 05:39 am (UTC)
Ваш пост и пост уважаемого banshur'а вызывает у меня три комментария, лежащие в несколько разных плоскостях.

1) Несколько лет назад, в одной из своих записок я использовал рассуждение о "полноте времен" в которое приходит Христианство (с той же целью можно взять осевое время Ясперса) и метафору реки времени, чтобы уяснить взгляд, согласно которому смысл истории раскрывается в её пиковом моменте. Тогда мне казалось так: "эсхатологический горизонт в той мере, в которой он может быть схвачен умом, познаётся феноменологией момента Откровения. Это не есть оглядывание назад или вперёд. Проявленность Откровения есть точка наибольшей интенсивности временности, обращённость к ней не есть обращённость во времени, она методологически вневременна, время интересно ей не как течение реки, а как рельеф, который река преобразует и которым в большой мере обусловлено её движение. Смысл же, как нечто совершающееся, нечто не относящееся к познанию и недоступное ему, то есть уже не смысл, а сама история, также обретает свою завершённость не только в собственном течении, своем истоке и своем устье (которые не доступны сознанию), но и в пиковом моменте, моменте наибольшей силы, проявленности этого течения, к которому мышление направлено и который доступен познанию и является единственным доступным измерением для предельного познания истории." С тех пор мои взгляды претерпели существенные изменения, и я просто думаю, что есть, конечно, важные события в истории, есть важные отображения каких-то событий в исторической памяти, но искать центр истории - бесполезно, а человеческое сознание, думается, всегда было и будет творчески разомкнуто и связано с абсолютом.

2) Мне кажется, что кризис, о котором Вы говорите, это кризис только памяти, но никак не веры. Я думаю, что проповедь Христа, безусловно, содержит освобождение от обязательности какой-то конкретной проявленности веры в культуре, в т.ч. христианства, и об этом необходимо помнить. Кризис связан с выработкой новых способов сосуществования с Абсолютом, с той самой разомкнутостью. То, что раньше было всеохватным, становится частным, и возврата к этому, как к всеохватному, нет.

3) А что это гарантирует буддийская практика? И разделение на рациональное и иррациональное устарело -- мысль не может и шагу ступить без т.н. "иррационального", они переплетены в каждом моменте мышления так, что никак нельзя сказать, что одни - рациональны, а другие - иррациональны. Это всё - рациональность. Они просто разное думают. И любят по-разному.


Edited at 2012-04-14 05:41 am (UTC)
a_kor
Apr. 14th, 2012 03:19 pm (UTC)
Христос воскрес! :)
edgar_leitan
Apr. 15th, 2012 02:04 am (UTC)
ΑΛΗΘΩΣ ΑΝΕΣΤΗ !!!
С Праздником!
( 39 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com