?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Как это нередко бывает в Индии, мудрость грамматиков-санскритистов (вайякаранов), высказанная анонимным мудрецом-лингвистом в простенькой и краткой строфе-шлоке, в виде сверкающего гранями самоцвета запоминающегося афоризма, применима не только в специфической области "вьякараны", но и в самых многоразличных обстояниях повседневности.


sarveṣām amataṃ yat tat
sa bhramaḥ paricīyate,
bahūnām amataṃ yat syāt
keṣāñcin matam iṣyate.

Дословный перевод:

"То, что неизвестно всем, это считается ошибкой.
То, что неизвестно многим, принимается как мнение некоторых."

То есть, то, что не знает никто другой, некий факт, на правильности которого настаивает индивидуум, а все остальные не признают, почитается за ошибку. Чистая субъективность в интерпретации данности, или же простой бред душевнобольного. Так, например, изящные изгибы заячьих рогов в понимании (почти) всех будут считаться чистой фантазией или художественным вымыслом.

То же, что объективировано некоей группой людей, хотя бы даже далёкой от большинства, считается уже не ошибкой, но — "мнением". В языковой области это будет "допустимый вариант", в богословии теистических учений — теологумен, в противоположность догмату. Те же заячьи рожки в нашей Касталийской Академии Изящных наук считаются непреложным, давно доказанным фактом, как истинно существующие. Хотя и не (вне КАИН) все это знание разделяют.

Остаётся, конечно, вопрос, насколько такая герменевтика универсальна. Ведь могут же быть группы безумцев, и немалые численностью, возводящие бред членов своей группы в абсолютную истину. И, в разные периоды человеческой истории, успешно сумевшие навязать его благодушному большинству.

Так что применимость данного афоризма остаётся в рамках эмоционально убедительного риторического приёма. Или — в своей исконной области санскритской грамматики, при ссылке на иные мнения тех или иных мудрецов-начётчиков от древнеиндийской филологии.

А вот ещё один любопытный санскритский афоризм (шлока), который я когда-то давно ещё услышал от традиционных грамматиков-пандитов, и в котором причудливым оксюмороном соединились все вещи, считающиеся испокон веку в принципе несуществующими, и что любой уважающий себя комментатор приводит в качестве таковых:

eṣa vandhyāsuto yāti
khapuṣpakṛtaśekharaḥ/
kūrmakṣīracaye snātaḥ
śaśaśṛṅgadhanurdharaḥ//

„Вот идёт сын бесплодной женщины,
голова (которого) украшена небесным цветком,
искупавшийся в черепашьем молоке,
(а) в руке держащий лук из рогов зайца“.

Парадоксально, но в тексте эти лица и вещи вдруг предстают существующими. То ли для назидания, то ли ради вразумления упрямых скептиков от стерильной поверхности позитивного знания. Как аналог шекспировского напоминания: "Есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам". Так-то вот...

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
Apr. 27th, 2012 04:38 pm (UTC)
Санскритские пословицы об объективности и субъективн
Пользователь _dasein_ сослался на вашу запись «Санскритские пословицы об объективности и субъективности» в контексте: [...] Оригинал взят у в Санскритские пословицы об объективности и субъективности [...]
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com