?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Магазин "Яма" (название С. С. Аверинцева; в суровой венской реальности книжный сей подвальчик зовётся Matschnig's Antikkeller, Liebiggasse 4, 1010 Wien) существует у нас для обмена презренных денежных фантиков на множество великолепных книг, которые, увы, стремятся к бесконтрольному размножению. Последнее заложено в самой их природе, в благородно-доступных ценах "Ямы", а также во внутренней сущности неутихающе грызущего червя познания, толкающего познающего суъекта на покупку этих самых запылённых кодексов. Книги, размножаясь, наследуют если не землю, то уж точно — квартиру, загромождая каждый десяток сантиметров свободного пространства.


Вот и недавно, буквально несколько дней назад, я набрёл в "Яме" на комплект как бы "юного ассириолога", изданный в середине 1950-х в Риме, в Папском Восточном институте. Собрание состоит из "Аккадской грамматики" Вольфрама фон Содена, клинописной аккадской хрестоматии (в ней — избранное из "Гильгамеша", Законов Хаммурапи, надписей царей, путешествие Иштар и многое другое), списка клинописных знаков с комментариями и тетрадки глоссария латиницей. Всё это богатство из 4-х отдельных книг досталось мне за какие-то 18 евриков.

Шумерская грамматика Эдзарда у меня уже имелась. Теперь появилась и аккадская, — вместе с хрестоматией. Неужели это знак свыше, что надо начинать посещать в свободное время (?) университетские курсы по клинописным языкам у проф. Зельца? Хо-хо!

Листая приобретённые книги, я понял, что изучением шумерского и аккадского языков "в свободные минутки" не обойтись. Системы письма очень сложные и, вероятно, требуют не одного года для их приличного освоения. Сам аккадский язык, вероятно, никак не сложнее библейского иврита, сирийского или арабского, которыми я много занимался (сирийским — меньше). Шумерский, судя поверхностно, несколько напоминает тибетский, который я прилично знаю. Но вот письменность... Эх, где мои 20 лет!.. А с другой стороны — причём тут годы? Так что кто знает, кто знает...







Comments

( 15 comments — Leave a comment )
a_kallistratov
May. 6th, 2012 12:19 pm (UTC)
За 18 евро - такие книги? Шикарно! Завидую, что у вас есть такой магазин.
edgar_leitan
May. 6th, 2012 12:25 pm (UTC)
У нас там и ведийская грамматика Macdonnell-a продавалась за 40 шиллингов (= ок. 2,5 евро). 12-томник Чехова я там приобрёл за 20 евро. Треть (четверть?) моей венской домашней библиотеки -- оттуда.
komar28
May. 6th, 2012 01:08 pm (UTC)
Ах, где шиллинги? Где мои лет? :)) Надо ходить в магазин, когда я буду в Вене.
edgar_leitan
May. 6th, 2012 02:20 pm (UTC)
Некоторые мои знакомые, что постарше, всё ещё считают в шиллингах :)
komar28
May. 6th, 2012 02:57 pm (UTC)
Привычка. И ностальгия. Всё было лучше раньше. :) Ну, это то, что люди всегда говорили. ))
edgar_leitan
May. 6th, 2012 03:05 pm (UTC)
Меня этот счёт в шиллингах на втором десятке лет Euro раздражает. Как будто люди хранят свои сбережения в австрийских шиллингах! Ну считали бы уж тогда в австро-венгерских золотых кронах... Кроны были ещё гораздо дольше шиллинга.
imgr
May. 6th, 2012 04:54 pm (UTC)
интересно, клинопись возможно читать бегло? или только изучать постепенно, справляясь с грамматиками и комментариями.
edgar_leitan
May. 6th, 2012 06:16 pm (UTC)
А как же читают свои идеограммы китайцы или японцы? :)

Мой френд banshur69, который является специалистом-ассириологом, читает бегло, переводя прямо с листа. Сам свидетель :)
imgr
May. 6th, 2012 07:56 pm (UTC)
и незнакомый новый текст (оттиск, табличку) тоже?
edgar_leitan
May. 6th, 2012 08:47 pm (UTC)
Да, это он делал на моих глазах: сразу читал и переводил выбранную мною наугад табличку. Но что здесь такого особенного -- для человека, который провёл за этой работой два десятка лет?
dhyaana
May. 6th, 2012 06:37 pm (UTC)
Вам, Эдгар, достался труд одного из столпов ассириологии - "Основы аккадской грамматики" Вольфрама фон Зодена. По степени значимости и индексу цитирования я бы сопоставил его в санскритологии только с "Санскритской грамматикой" Вакернагеля, вкупе с аналогичным трудом Рену.
Думаю, что наш общий друг проф. Зельц согласится со мной.
Согласен, что Шумерский несколько напоминает тибетский.

Я так понял, Вы решили хранить сбережения, равномерно распределив активы также и в ассириологической валюте? :)
edgar_leitan
May. 6th, 2012 06:56 pm (UTC)
А, прекрасно, я рад, что эта такая значительная книга! Мне нечто подобное говорил один мой студент, по совместительству изучающий altorientalische Sprachen. Я уже начал подробно пролистывать...
Да-да, вложения в классические книги -- самые серьёзные. Кто знает, долго ли будут держаться сбережения в евро? Когда они закончатся, и я окажусь на улица, то смогу, сидя на разложенной грязной газетке где-нибудь в парке или близ помойки, изучать клинопись и грамматики этих прелюбопытных языков. Ну и хаживать с оказией к Зельцу на семинары :)
Конечно, настоящим специалистом в этих языках мне уже вряд ли стать, но на любительском уровне -- кто знает? Может, и удосужусь позаниматься ими поподробнее.
banshur69
May. 6th, 2012 10:42 pm (UTC)
Можно немного холодного душа на твой энтузиазм?
Аккадский значительно проще арабского. Шумерский в некоторых чертах типологически схож с тибетским. Клинопись выучить не так сложно, как кажется.
Сложность совсем в другом. Ты читаешь совсем другие мысли и чувства, чем в средневековье и даже в ведийском периоде. Это большой контекст конца IV-III тысячелетий. Чтобы войти в него, нужно постоянно читать шумерские и аккадские тексты и литературу по специальности. Так что грамматику ты выучишь, а заниматься всерьез не сможешь.
По этой же причине я не стал изучать сирийский. Понял, что еще раньше нужно знать греческий и весь раннехристианский контекст. А я по своему объекту - человек из эпохи ранней древности. И нужно прожить вторую жизнь, чтобы смочь заниматься ранним христианством.
edgar_leitan
May. 7th, 2012 05:43 am (UTC)
Re: Можно немного холодного душа на твой энтузиазм?
Я и так проживаю как минимум две гуманитарные академические жизни (христианско-богословскую и индо-тибетскую). В последней только-только начинаю чувствовать, что вроде как знаю контекст (ну хотя бы более-менее). Так что ты прав -- на освоение контекста ещё и шумеро-аккадских древностей оставшейся жизни точно не хватит. Иначе пришлось бы целиком забросить всё, чем занимался до сих пор. Так что буду ждать перерождения в ассириолога, в следующем теле.

Но всё же приятно осознавать, что дома такие прекрасные книги: разве нет? :)
А у тебя они имеются?
dhyaana
May. 7th, 2012 04:16 am (UTC)
Инвестиции в классические книги рентабельны
Конечно, сложно ожидать Паратришики-Вивараны Абхинавагупты в шумеро-аккадском контексте. Но предпосылки, в принципе, можно поискать. Некие, так сказать, глобальные концепты всегда имеют определённые, скажем, раннее свечение и в текстах седой древности.

Шумеру Банзи времен патеси Гудеа по части теоретического мастерства в осмыслении сакральности звука, возможно, ещё далеко до классиков кашмирского шиваизма, но это отнюдь не означает отсутствия понимания сакральности звука.
Египтянину эпохи Древнего или Среднего Царства, будет очевидным, что сквозь иероглиф, начертанный в гробнице открывается вход в потустороннюю реальность. Очевидным, но до эксплицитного выражения с теоретическим обоснованием наподобие Тантралоки здесь попросту не созрели темпоральные предпосылки.

Эдгар, я всегда считал инвестиции в классические книги по ориенталистике ещё и вполне себе рентабельными. Здесь исмаилитский да'и прокомментирует на фарси непонятый контекст в санскритских Упанишадах, а умудрёный Лонгчен Рабджан неожиданно осветит смысл ну совершенно непонятного пассажа в аккадской Энума Элиш или в пехлевийском Большом Бундахишне.

sarveṣām amataṃ yat tat
sa bhramaḥ paricīyate,
bahūnām amataṃ yat syāt
keṣāñcin matam iṣyate

Вопрос действительно стоит в темпоральной организации Ваших экзерсисов и степени вдохновения ими: сможете выделить определённое время на эти занятия, освободится ли полочка у Вас на метальном чердаке для этого языка?



Edited at 2012-05-07 04:19 am (UTC)
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com