Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Что такое философия: взгляд востоковеда-философа



„Я приехал в Индию впервые, когда мне было 19 лет, — студентом, начитавшимся Хайнриха Циммера. Восторг мой вызывало то обстоятельство, что буквально все, кого я встречал — рикши, продавцы "пана" (листьев для жевания), стирающие одежду "дхоби" — не в меньшей мере, нежели садху или пандиты, — были ФИЛОСОФАМИ.


Что я под этим разумел: почти каждый, с кем я беседовал, выражал готовность и был явно способен артикулировать некое целостное мировоззрение, которое, как казалось, давало исчерпывающие объяснения всего: "Весь этот мир — ничто иное, как дар Махешвары", "Брахман вездесущ, присутствуя в каждой твари", "Никому не избежать плодов кармы" и другие подобные высказывания.

Моим намерением не является уничижение этих или других похожих заявлений, равным образом и тех, кто их делает. Такого рода утверждения вполне могут служить выводами или же, наоборот, исходными пунктами для серьёзной философской рефлексии. Однако сами они философской рефлексией не являются.

Философия происходит тогда, когда мы спрашиваем, что именно объясняется, а также — насколько точно даваемым объяснениям удаётся прояснить свой объект, и, кроме того, является ли услышанное объяснение в достаточной степени последовательным и непротиворечивым, как то утверждает его автор“.

[Matthew T. Kapstein, Reason’s Traces: Identity and Interpretation in Indian and Tibetan Buddhist Thought. Wisdom Publications: Boston 2001, p. 282 f.]
Tags: буддология, индийская философия, книги, персоналии, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments