?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

hauzah

„Схоластическое образование, получаемое в семинариях Наджафа, разделялось и продолжает разделяться на три этапа. Первый уровень, al-Muqadimat (дословно, "вводная стадия") обычно продолжается от трёх до пяти лет, и начинается онычно с того, что новоначальный студент выбирает себе учителя. Во время этой интенсивной фазы обучения, студенты изучают из классических, чрезвычайно сложных текстов, такие предметы, как арабский синтаксис и грамматику, прозу, риторику и логику. Сюда же могут добавляться богословие, арабская литература и математика.


Вторая, средняя фаза, называемая al-Sutuh (дословно, "поверхности"), занимает от трёх до шести лет. Эта стадия включает подробное изучение классически трудов шиитских правоведов-имамитов и их принципов (al-fiqh wa usuluhu), принципов дедуктивной (выводной) юриспруденции (al-fiqh al-istidlali), диалектического богословия ('ilm al-kalam), науки хадисов, коранической экзегезы (al-tafsir) и философии (al-falsafa).

Так же, как и на первом этапе, студенты свободны выбирать себе собственного ментора, однако с одной существенной разницей: студенты соревнуются со своим учителем по углублённому чтению из списка литературы, обязательной по изучаемым предметам. Успехи студентов в учёбе оцениваются на основании их регулярного участия в классах "хаузы" (семинарии) и общего прилежания.

Третий, окончательный и наиболее сложный этап в курсе известен как Bahth al-Kharej, — дословно "внешнее исследование", — и предполагает серьёзную исследовательскую работу, как и критический анализ ещё более сложной литературы, далеко выходящей за рамки элементарных учебников. Эта стадия обучения также предполагает активное участие студента в серьёзных групповых дискуссиях вокруг старшего "муджтахида" (mujtahid) или "марджи"(marja'). Семинаристы внимательно слушают комментарии своего лектора по особым аспектам юриспруденции, объяснения их принципов и практических применений.

Студенты конспектируют этот комментарий, обычно разъясняющий разнообразные позиции законников из числа наиболее значимых шиитских юристов, а заканчивающийся изложением собственной юридической позиции лектора. И, наконец, студенты приглашаются к дебатам на предмет основных положений, затронутых в лекции учителя, таких как методология и источники интерпретации. Время от времени некоторые из студентов могут вступать в прения с муджтахидом по поводу тонкостей логического анализа, обосновывающего его теорию или юридическое суждение, а также источников истолкования.

После того, как студент посвятит глубокому овладению всего широкого списка предметов и различных методологий в среднем от 15 до 25 лет, в случае успеха ему выдаётся высокое свидетельство (сертификат) — не самой семинарией-hawza, но его непосредственным учителем, — с дозволением практиковать иджтихад [самостоятельную интерпретацию богословки-правовых источников — Э. Л.]. Тем самым, будучи признанным правоведом-богословом (муджтахидом), шиитский юрист становится объектом для подражания (taqlid) верующих в религиозных и юридических вопросах.

Суровые будни студента наджафских религиозных семинарий нередко означает для подавляющего большинства будущих выпускников жизнь, преисполненную финансовых лишений, плохое здоровье и религиозный аскетизм. Наиболее усердные и многообещающие студенты получают от своих учителей маленькую месячную стипендию“.

[Jamal Sankari, Fadlallah: the Making of a Radical Shi’ite Leader. SAQI: London 2005]

Мне посчастливилось в своё время в Бейруте с оказией пообщаться с одним из знаменитых выпускников Наджафских богословских школ, Великим Аятоллой М.-Х. Фадлаллой, ныне уже покойным (кстати, покойного Шейха чрезвычайно ценило в Ливане маронитское духовенство как глубоко образованного, разумного, "прогрессивного" и готового к диалогу; однако в отношении израильской проблематики он отличался обычной для мусульманских богословов непреклонностью). После этой встречи я получил живое вдохновение для занятий историей Ближнего Востока, особенно Ливана и близлежащих регионов, а также арабским языком.

Тип традиционного образования, получаемого шиитскими богословами-правоведами, хотя и разнится кардинально своим содержанием с иными из известных мне традиционных восточных образовательных моделей (индийского санскритского пандита или тибетского учёного схоласта: кхенпо или геше), всё же в чём-то типологически схож: в чрезвычайно долгом периоде времени, требующимся для освоения предусмотренных традицией наук, в необходимости необыкновенной внутренней самоотдачи и дисциплины от студента в течение десятков лет, в аскетическом стиле жизни и, самое главное, в глубоких личных взаимоотношениях со своим Наставником.

fadlallah_1

fadlallah_2

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
realjouir
Aug. 9th, 2012 05:52 pm (UTC)
А как вы думаете: насколько такой длительный и сложный процесс оправдан и не переходит ли страсть к знаниям во что-то вроде э... самоудовлетворения?

К примеру, можно убить кучу времени, изучая букварь: вызубрить наизусть, исследовать все комментарии, биографию авторов, различные правки и дополнения, посчитать гласные и согласные, существительные и глаголы, в обратном порядке, через строчку, переписать в зеркальном отражении... и к пенсии стать Сертифицированным Знатоком Букваря.

А потом придет какая-нибудь зараза и скажет: «На всякого мудреца довольно простоты»...

edgar_leitan
Aug. 10th, 2012 10:47 am (UTC)
Думаю, что у шиитских теологов такой длительный процесс обучения обусловлен в первую очередь прагматикой их деятельности -- традиционной юридической и правотворческой практикой. Она предполагает полную погруженность в свою традицию, совершенное владение ею с самых азов и до стратосферы. Начинают там действительно, как Вы говорите, "с букваря", но идут за годы обучения много дальше. В схоластической образовательных моделях вообще исключается так славимая нами "мудрость простоты". Ценится реальная учёность и мудрость, связанная со многим знанием множества вещей, относящихся к традиционным наукам.
Рекомая "зараза" ТАМ вряд ли появится. Ну а со стороны -- понятно, что не всякий готов отнестись к такому долгому пути с пониманием. Высокомерна и заносчива обычно не учёность, но невежество.
realjouir
Aug. 10th, 2012 03:32 pm (UTC)
Ага, понятно... что-то вроде прецедентного права с религиозным уклоном?
edgar_leitan
Aug. 11th, 2012 04:26 pm (UTC)
Прецедентное право -- лишь один из многих аспектов, насколько я понимаю.
realjouir
Aug. 11th, 2012 04:39 pm (UTC)
Ну и ладно с ними, спасибо:)

Вообще-то, я вспомнил ваш журнал по другому поводу, но зацепился языком и отвлекся...

Наверное, в этой теме обсуждать не с руки, но вот услышал такое мнение и удивляюсь: "Некоторые исследователи считают, что "Махабхарата" написана в середине XIX века в подражение разом "Шах-Наме" и "Калевале". Вы как к этому относитесь?
edgar_leitan
Aug. 11th, 2012 04:42 pm (UTC)
Наверное, это Фоменко или Петрик так считает. Больше, по-моему, некому :)))
Мало ли какие где "мнения" бытуют... что уж тут поделаешь, нельзя же всё воспринимать всерьёз ;)))
realjouir
Aug. 11th, 2012 04:44 pm (UTC)
Ух! отлегло...:)
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com