Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Подвальное богословие



Каждый месяц у нас в Вене проводятся такие любопытные встречи, называемые "Theologie im Keller", то есть "Богословие в подвальчике". Имеется в виду известный бенедиктинский клуб — созданный в своё время как такое место альтернативного времяпровождения для школьников венской бенедиктинской гимназии (Schottengymnasium) и их друзей, называемый "Der Keller". Последнее название можно понимать и как "подвал" (что на самом деле чистая архитектурная правда), и как "подвальчик" или "погребок", где, помимо посиделок-междусобойчиков, можно под это дело выпить какой-нибудь напиток, захрумав его чипсами.


Участники этой встречи — учителя религии или преподаватели богословских курсов, иногда присоединяются университетские профессора, школьники-старшеклассники, а также все интересующиеся богословской проблематикой, защитой, а равно и критикой религиозного мировоззрения.

Участники и устроители встречи (шеф клуба Pater Christoph OSB) особенно ценят возможность без какой-либо официальной церковной цензуры: imprimatur или nihil obstat, поговорить о вещах, которые действительно волнуют — далеко не только "профессиональных богословов", но и естественников, и представителей "точных" или гуманитарных наук и профессий. Среди участников сходки — "каждой твари по паре". Это люди, для которых, с одной стороны, важно чувствовать себя (активными) членами Церкви, а с другой — имеющие порой своё собственное мнение по ряду актуальных вопросов церковной политики или "официальной богословской линии".

Там происходит действительно диалог: слушание кратких докладов, обмен мнениями, а иногда и жаркие дискуссии-споры. До кровопролития или сломанных членов тела дело не доходит: обстановка остаётся неизменно доброжелательной к собеседникам, даже если это и "идейные противники". Глоток лимонада или пива поддерживает непринуждённую, раскованную атмосферу. Спектр настроя варьирует самым широким образом: от серьёзнейших утверждений и их апологии до шутливого тона, с элементами лёгкого ёрничанья.

Во всяком случае, приходится слышать много интересного: прежде всего, как и о чём люди действительно думают, а не как "думать положено". Последнее мы все и так знаем…
Зачем всё это? Ну, наверное, потому что этого хотят сами участники, так сказать, ''l'art pour l'art'' (= искусство для искусства). Потому что "хорошо нам быть вместе". В месте, где наверняка нет прослушки и боязни доноса — хоть в государственные, хоть в церковные инстанции (государству это наверняка неинтересно, а куриальные шпионы сюда не суются, уж больно обстановка "либеральная"...). Потому что, если участники и не приходят к "общей линии", то получают неплохое впечатление о существовании "спектрального разнообразия". А также, наверное, здесь проигрываются модели возможности сравнительно мирного сосуществования людей, хоть и называющих себя (в данном конкретном случае) "воцерковлёнными христианами-католиками", но думающих и ощущающих это своё практическое христианство весьма по-разному.

В этой связи я вот что подумал: не в этом ли будущее и всякого рода "диалогов", встреч и неформального общения? В мире, который всё больше занят выработкой жёсткой "общей линии" — для установления ли "порядка", "безопасности", "стабильности" или "единомыслия", всё меньше остаётся места для действительного разнообразия. Это при всём при том, что "плюрализм" (новоевропейская идеология мультикультурализма, так называемого "общества multi-kulti") уже стал общераспространённым словесным и идеологическим клише. Что, в свою очередь, вызвало, как по мановению волшебной тросточки, гнилостное извержение всяких "фундаментализмов", христианской ли, исламской или секулярно-безбожной, новой и агрессивной богоборческой заварки.

В таких случаях мне лично отвратительны обе крайности: проект "либерального перевоспитания масс" (кажется, так любил об этом отзываться С. С. Аверинцев) — и новый тоталитаризм, включающий в себя инструментализацию всех возможных религий и превращение их в простое идеологическое орудие политики. В перспективе обоих полюсов мне видится этаким "зрением пророка", по совместительству домашнего мистика (ха!..), новая сеть "трудовых лагерей", раскинувшаяся от Атлантики и до Пацифика, какие-нибудь хирургические операции на мозговых извилинах инакомыслов ради благородной идеи превращения их в благомыслов, а для неизлечимых "меньшинств": религиозных ли, политических или каких угодно иных — новые газовые камеры, пулю в затылок или другой метод пресуществления "негодного человеческого материала" в общественно полезный фарш или удобрения для полей страны…

Тогда только и останется, что спрятаться с друзьями или просто людьми, у которых ещё остался вкус к свободному мышлению, в "подвальчике" или затвориться во "внутренней клети пещеры своего сердца", ожидая скрипа колёс "чёрного ворона" или каких-нибудь современных аналогов "марусь", аки мантру святую, повторяя слова: "Ей, гряди, Господи!"

Tags: католичество, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments