?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Белая душа

rublyov

Размышляя о Тарковском и его значении для себя, вспомнил: мой давний литовский друг и многолетний метафизический собеседник В., литуанист, сам некогда чрезвычайно нежно относившийся к Тарковскому и с величайшим почтением к его фильмам, откуда-то узнал, что в "Рублёве" режиссёр для достоверности заживо сжёг корову. И — всё. Для литовца, балта, для которого корова — такое же небесное и неприкосновенное существо, как и для древних индийцев, весь Тарковский целиком, с его снами и метафизикой, с его тоской и русской душой — весь кончился без остатка. С тех пор, сказал В., он никогда не пересматривал Тарковского, отворачиваясь с огорчением и отвращением.


Кстати, мы познакомились с В. году в 96-м, на спецкурсе С. С. Аверинцева по Достоевскому, что проводился в Вене ещё в старом институте славистики на Liebiggasse, прямо напротив знаменитого книжного магазина "Ямa" (Matschnig's Antikkeller), в которой (в "Яме") мы с покойным Сергеем Сергеевичем не раз жертвенно уступали друг другу приглянувшиеся книги, и где "пожилого, старомодного русского джентельмена" хозяева до сих вспоминают с благоговением.
А потом, через годы, В. зазвал меня преподавать латышский язык в университет им. Масарика в Брно. Этому преподаванию пошёл третий семестр.

[Созвучие названия племён "балтов" и "белого" цвета (baltas/balts) обыгрывается в одном из эссе у латышского эссеиста, философа и исследователя творчества Достоевского Зенты Маурини].

Насколько трогает юный, с проникновенным взглядом Иван из своего "Детства" или юный Бориска (Бурляев), прикорнувший на руках у Андрея Рублёва (Солоницына), настолько же пугает и отталкивает пожилой Бурляев своей казённой, жёсткой церковностью.

А метафизику и гуманисту Тарковскому, трепетавшему за судьбы человечества, были, вероятно, совершенно чужды реальные страдания животных в его фильмах, вызванные волей режиссёра (сожжённая корова, лошади, по-настоящему сброшенные с колоколен и ломавшие ноги).

-------------------------------------------------------------------------------------
UPD: Любопытная реакция у читателей этой заметки, с точностью ровно до наоборот. Все спрашивают, а правда ли это. Я-то рассказал более о восприятии своим знакомцем, литовцем -- фильмов Тарковского в свете фактов (или апокрифов) его биографии, сделал акцент именно на этом, а с меня требуют каких-то "доказательств" достоверности происшедшего в 1966 г. Мне, честно сказать, всё равно, правда это или апокриф. Если верить данным, приведённым в Википедии особой главкой, то всё-таки грустная правда. Но и в этом случае Тарковский для меня как художник лично не "кончился", я не беспорочного Гуру в нём искал. С доказательствами -- это уж потщитесь сами, господа, кому интересно. Для этого и существуют общедоступные поисковики.

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
occuserpens
Oct. 20th, 2012 02:23 am (UTC)
Не любит он, значит, средневековье. И Франтишек Власил ему тем более не понравится
edgar_leitan
Oct. 20th, 2012 10:12 am (UTC)
А что, в фильмах про Средневековье ради убедительности полагается и людей калечить и убивать, и животных?
(no subject) - occuserpens - Oct. 20th, 2012 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 21st, 2012 08:10 pm (UTC) - Expand
allanrannu
Oct. 20th, 2012 03:26 am (UTC)
Мне всегда казалось что Тарковский стремяс к любви сам любви не испытывал
edgar_leitan
Oct. 20th, 2012 10:10 am (UTC)
Любовь и чувства -- это одно, но такая "художественная достоверностъ" -- уже из другой области.
(no subject) - allanrannu - Oct. 20th, 2012 10:27 am (UTC) - Expand
segop
Oct. 20th, 2012 03:45 am (UTC)
О, Адмор!
Блажен, иже и скоты милует!
edgar_leitan
Oct. 20th, 2012 10:08 am (UTC)
Ва. Может, он потом покаялся.
ampelios
Oct. 20th, 2012 06:27 am (UTC)
корова не сгорела. а дело дошло до ЦК
eexistt
Oct. 20th, 2012 07:11 am (UTC)
Сдохла?
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 20th, 2012 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 20th, 2012 10:07 am (UTC) - Expand
se_boy
Oct. 20th, 2012 06:34 am (UTC)
Сначала стоит установить точно, сжигалась ли корова, и если да, Тарковский сказал ее сжечь или кто-то еще, или, может планировали сделать одно, а по чьей-то халатности получилось другое. Только потом судить. То же - с лошадью.

Пока нет доказательств, это все можно считать правдой, а можно ложью. А вот кто как начинает считать или кто как хочет считать - это уже показатель :)
edgar_leitan
Oct. 20th, 2012 10:04 am (UTC)
Отголоски полемики переданы в Википедии, со ссылками.
(no subject) - se_boy - Oct. 20th, 2012 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 20th, 2012 11:48 am (UTC) - Expand
princessrimosa
Oct. 20th, 2012 09:36 am (UTC)
Если это правда, то это ужасно. Но где доказательства?
edgar_leitan
Oct. 20th, 2012 10:05 am (UTC)
См. Википедию к "АР" Тарковского.
(no subject) - princessrimosa - Oct. 20th, 2012 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 20th, 2012 11:48 am (UTC) - Expand
goldenspace
Oct. 20th, 2012 10:35 am (UTC)
Страсти-то какие, а! Вы, вроде бы, хотели о друге рассказать, но история с коровой сама по себе гораздо больше будоражит, поэтому и внимание акцентируется на ней...
edgar_leitan
Oct. 20th, 2012 10:46 am (UTC)
Да, я это понимаю. Но никаких "железных доказательств", кроме различных противоречивых мнений и упоминаний в интернете, предоставить не могу :)
nkbokov
Oct. 20th, 2012 12:35 pm (UTC)
Насчет коровы говорили еще, что она попала в фильм и что сцену вырезала цензура.
Кагебята оказались гуманнее обеспокоенного судьбами человечества.
А правда ли насчет лошадей, сброшенных с колокольни? И сколько их было?
И как их туда затаскивали?
Между прочим, эпизод с коровой изменил и мое отношение к Тарковскому.
Как, кстати, и к Японии - просмотр ролика о ежегодном забое дельфинов: потускнели хокку, пожелтел Хоккусай...
edgar_leitan
Oct. 21st, 2012 08:23 pm (UTC)
Я не думаю, что кагебята -- большие гуманисты. Никогда они гуманистами не были, хотя нередко бывали признанными эстетами. Просто они, скорее всего, предвидели скандал и постарались его избежать.

Я не думаю, что какая-то культура может не иметь своих тёмных сторон. В Японии это, к примеру, забой дельфинов -- для Вас или ещё кого-то. Но ведь и самурайская культура, с чаем, поэзией и т. д. имеет/имела своей оборотной стороной нещадную, как ещё недавно говаривали, "эксплуатацию человека человеком". Много ли самураи заботились о жизнях и благе "крестьянского быдла"? Но это не мешает нам восхищаться тем же искусством мечевого боя, хотя искусство это -- смертельно и кроваво.

Это мы теперь, знающие о высоком интеллекте дельфинов, ужасаемся их традиционному забою ради пищи. Так свиньи -- тоже умные животные. Но мало кто плачет о гекатомбах погубляемых в наших культурных широтах свиных жизней. Кстати, я читал, что в Японии ныне ведутся активные кампании по прекращению этого обычая убивать дельфинов... Для индийцев наша любовь к "говядинке" -- тоже признак варварства...

С Тарковским, как мне кажется, если только случай с коровой -- не байка или апокриф, -- дело несколько другое. В наших культурных широтах не принято так обращаться с животными ради "художественной достоверности" синематографического зрелища, -- в отличие от японской дельфинятины, которую кушать именно принято, в культуре. Этим случай с коровой способен вызвать шок или, по крайней мере, серьёзное раздумье и дискуссию.
(no subject) - nkbokov - Oct. 22nd, 2012 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 22nd, 2012 10:01 pm (UTC) - Expand
piotr_sakharov
Oct. 20th, 2012 01:10 pm (UTC)
Я читал недавно (сейчас не могу точно вспомнить у кого, но это был кто-то из ближайших сподвижников), что эта история про корову - широко распространившийся миф, кем-то запущенный и впоследстии широко использовавшийся как пример совместимости гения и злодейства, - и что в реальности ни одно животное на его съемках ни разу не пострадало
edgar_leitan
Oct. 21st, 2012 08:34 pm (UTC)
Не знаю, насчёт этого случая имеются разные мнения и свидетельства.
Насчёт "гения": я много лет назад перестал, если честно, понимать, что это слово в точности обозначает. Думаю, что это разошедшееся в век романтизма художественное клише, благополучно дожившее до наших дней. То есть, это не "истинносущая вещь", а некая эстетическая конструкция.
Но даже если допустить, что гениальность как онтологически измеряемая величина существует, то приходится признать, что "гений и злодейство" -- совместимы. По другой дефиниции же гениальность граничит с патологией. Тут всё понятно. А с христианской точки зрения сам факт "бытия падшим человеком" -- совместим с любым злодейством.
dyrbulschir
Oct. 21st, 2012 05:26 am (UTC)
Как у вас все сошлось, Аверинцев, Тарковский, Брно, Бурляев!
edgar_leitan
Oct. 21st, 2012 08:28 pm (UTC)
ассоциация :)
"Как всё сошлось, как точно всё сошлось:
итог всех долгих тяжб, итог всех правд
несогласуемых. Открылась правда
последняя, и эта правда -- Крест"

С. С. Аверинцев, Statera Facta Est Corporis, из сборника "Стихи духовные".
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 21st, 2012 08:08 pm (UTC)
Но ведь Вы-то как раз и вынесли свой приговор -- очень хорошему человеку, которого совершенно не знаете, о котором я просто рассказал маленькую историю. К агхори не надо его отправлять, он мало знает об Индии, в основном только по моим рассказам.

Наверняка это не "вера в разговоры бабушек". Просто человек прочёл в какой-нибудь статье. Всё ли мы скрупулёзно проверяем по всем доступным, а тем более труднодоступным источникам, когда где-то что-то читаем? Нет, многому просто приходится доверять. Вы, например, перепроверяли лично весь математический аппарат квантовой физики?.. Я -- тоже нет...

Кто берётся судить, что "дело метафизиково", а что нет? И он, кстати, не выносил приговоры человечеству, а просто сказал при случае о своём отношении к конкретному режиссёру в свете новых для него фактов, как он их узнал. Вот и всё.

Я подозреваю, что дело здесь в слове "метафизик", которое, употреблённое в субъективном, личностном смысле, вызвало множество неверных ассоциаций. Вообще-то этот человек -- филолог, литературовед. И не отправляйте его на шмашаны, прошу Вас! В нём нуждаются его студенты и семья :)
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 22nd, 2012 10:16 pm (UTC)
Не "обиделся". Он просто не понял, КАК Тарковский мог это сделать. В интернете есть данные, свидетельствующие в пользу как версии "байки", так и того, что эта история - чистая правда. Откуда он об этом узнал, я не спрашивал. Давно это было.

А "всерьёз" можно относиться к чему угодно. Это в природе человека -- принимать близко к сердцу вещи, его искренне волнующие.

Я буду искренне признателен, если кто-нибудь предоставит неопровержимые доказательства, что это лишь "байка", с серьёзным анализом подоплёки всей истории. Что-нибудь иное, помимо пожатия плеч, насмешки походя и уверения, что -- "такого не может быть, потому что не может быть никогда!". Тогда я расскажу об этом своему коллеге и, -- я уверен, -- он изменит своё мнение о Т. В то, что Тарковский в принципе МОГ это сделать, я, его очень любящий и ценящий, не сильно сомневаюсь. Тарковский со своими фильмами для меня -- важная часть жизни. И тем не менее...
(no subject) - evgenevg1 - Jul. 27th, 2013 04:35 pm (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 22nd, 2012 01:46 pm (UTC)
о горящей корове Тарковского
Пользователь nkbokov сослался на вашу запись в записи «о горящей корове Тарковского» в контексте: [...] В "Рублеве". http://edgar-leitan.livejournal.com/198864.html [...]
livejournal
Oct. 27th, 2012 04:01 pm (UTC)
Белая душа
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «Белая душа» в контексте: [...] Оригинал взят у в Белая душа [...]
kostyantyn1979
Dec. 7th, 2012 10:14 am (UTC)
Я украинец.
Еще Неру отметил, что для украинцев корова так же почитаема, как и для индусов.
У нас один писатель в 1930-х писал в письме: "Дай, Боже, здоровья корове..." за то, что в голодный год спасла молоком от смерти...
Я не могу смотреть на отрубленные головы коров с мученическими глазами в галерее Пинчука в Киеве, произведеньице урода Хёрста.
Для меня Тарковский закончился...
edgar_leitan
Dec. 7th, 2012 01:20 pm (UTC)
Да, в общем, и любых существ жалко. Но уж убивать коров ради фильма, для пресловутой "достоверности" -- это, конечно, перебор... Для меня лично на этом Тарковский не то чтобы "кончился", но я внёс свои коррективы в оценку его личности, -- скажем так...
(no subject) - kostyantyn1979 - Dec. 7th, 2012 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 9th, 2012 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostyantyn1979 - Dec. 9th, 2012 02:55 pm (UTC) - Expand
( 43 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com