?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

manuskripte

В ЖЖ моих френдов banshur69 и philtrius разгорелась дискуссия о знании и связанных с этим темах. В качестве затравки: ЗДЕСЬ, потом последовало ДОБАВЛЕНИЕ, что вызвало реакцию в виде дискуссий уже ТУТ. Кажется, были ещё какие-то реакции в каких-то других местах. Тема для меня немного болезненная, поскольку я считаю себя человеком в основном невежественным. Пусть и не лишённым некоторых потуг к знанию, но слишком живо осознающим здесь свои границы.


В мои школьные годы в Питере у нас был некий учитель некоего иностранного языка (очень хороший учитель), который любил жёстко язвить по поводу невежества школьников во многих областях, относящихся к общей эрудированности. Я помню, как всё время смущался по поводу того, что нечто мне незнакомо из мировой литературы или балета. Центром моих интересов в школьные годы были естественные науки, а также изобразительное искусство (я окончил и детскую художественную школу; для научной работы я ходил в биологический кружок и в научную лабораторию — с 12 лет). Как я понял уже, когда поднакопился педагогический опыт (работа в гимназиях и университетах, а также частное преподавание), подобный культурный снобизм, старающийся вызвать в другом человеке стыд — не самый лучший метод, чтобы привить молодым людям интерес к возрастанию в знании.

Такое "педагогическое" вызывание преподавателем в студентах или учителем в школьниках стыда своим невежеством, чаще всего с потерей лица воспитуемого субъекта, подобно традиционной же русской порке детей якобы в воспитательных целях. Границы поведения это битьё ребёнку, может быть, и укажет, но останется травмой на всю жизнь.

Мой двоюродный брат, которого самого воспитывали в Риге вполне традиционно, не чураясь ни ремешка, ни тумаков, уже давно живущий в Скандинавии, своих детей воспитывает, физически к ним не прикасаясь не то чтобы ремнём или тяжёлой рукой, — жёстким словом! И вырастают эти дети (девочка 11 лет и 16-летний юноша), по моим внимательным наблюдениям, достойными, хорошими, доброжелательными и вежливыми людьми.

Русской культуре вообще свойственна ориентированность на охват бесконечности. Только это своя, особая, русская культурная бесконечность, пределы которой положены границами родной речи и всем, что на русском языке создано или переведено, а также в любом виде русской культурой оприходовано.

Моя личная начитанность, скажем, в санскритской или тибетской, или той же мне не менее родной латышской или литовской литературе, или в почти что родной уже немецкой, или в любой другой, европейской или восточной [вся эта "начитанность", разумеется, крайне условна и порой убога], русской культурой в качестве "культурности" никак не учитывается, если нет соответствующих произведений, переведённых на русский. Если это явление и принимается во внимание, то разве только в качестве чуждой экзотики или, в лучшем случае, компетентности в своих не менее экзотических науках, малоинтересных даже большинству из общеобразованных гуманитариев.

Зато характерно, что субъекта, не ухватившего с ходу аллюзии на некое произведение, к примеру, Платонова, и на имя-прозвище "Счастливая Москва", в среде русской интеллигенции готовы записать в некультурные. Все эти классификации очень двусмысленны, поскольку предполагают, что имеется некий чётко очерченный, общий и для всех единый канон "культурности". В культуре русской предполагается, что культурный человек должен знать вообще всё на свете, ко всему иметь интерес, а если такового нет, то развивать эту склонность.

Русский интеллигент, желающий проявить свою "культурность" и "вселенскую отзывчивость", будет цитировать Шекспира в переводе Пастернака или Лозинского, Гомера в переводе Гнедича, Гёте опять же в переводе того же Лозинского, или Кузмина, или Брюсова, Коран в переводе Крачковского, китайских поэтов в переводе В. М. Алексеева. Ну и так далее. И будут раздаваться стенания: "Ах, вы не знаете последнего перевода...такого-то? Вы совершенно некультурный человек!" При этом российский интеллигент или интеллектуал, скорее всего, будет иметь самое отдалённое представление о моделях древнегреческого словоизменения (если он не филолог-классик; не говоря уже об умении адекватно читать и и разуметь Гомера или там Платона, или Августина в оригиналах), и лишь с большим трудом понимать произведения Шекспира или Диккенса по-английски, — это в лучшем случае.

Ваш покорнейший — субъект достаточно любознательный по своей природе. Услышав про почти бессмертных голых землекопов, я тут же о них поинтересовался. Где? В интернете, разумеется. Википедия и иные странички как раз и существуют для подобного — чтоб удовлетворить поверхностное любопытство. Чтобы информировать.

Однако я бы не стал смешивать информированность со знанием. Зачастую нашей хвалёной общекультурной эрудированности недостаёт глубины. Многие наши знания нередко даже интеллектуально не прожиты, как события ума, не говоря уже об "экзистенциальной" переваренности и интегрированности. Результат — гуманитарный всезнайка А. Вассерман, берущийся с помощью математической теоремы "бесспорно" доказывать несуществование Бога и знающий ответы вообще на все вопросы. Только нужны ли такие ответы?..

Человек, обладающий реальными, глубоко усвоенными знаниями по какому-либо ограниченному ряду предметов, очень остро осознаёт прежде всего своё общее незнание, невежество. Он поостережётся пускаться в дискуссии в том, что лишь в самом общем виде себе представляет. Он осознаёт границы своего знания, а также границы своих возможностей. Не за отсутствием интереса, а за смирением, вытекающим из знания конечности и смертности, в том числе и себя самого, а также всепожирающего огня времени.

Для удовлетворения моего любопытства про бесшерстных зверьков-грызунов, упомянутых в Журнале моего френда, сведений из Википедии, в общем, хватило. Но когда я заглядываю в ту же Википедию в областях, где моё знание чуточку превосходит общую эрудированность: в статьях о санскрите или ведийском языке, или о буддийской философии, то тут впору за голову хвататься. Это к вопросу о надёжности всяких интернет-энцикопедий в качестве "достоверного источника знания".

Мне очень интересно беседовать с людьми, являющимися в своих областях знаний и умений признанными знатоками: от профессоров-гуманитариев до хороших ремесленников, с искусство-, музыко- и театроведами... Но, увы, мне кажутся смешными потуги российского интеллигента обо всём иметь своё мнение и уметь с апломбом, уверенно рассуждать. Лишь бы он был сопричтён к сонму культурных людей.

Конечно, я имею в виду не конкретно своих многопочтенных и высокоучёных френдов. Здесь — лишь попытка обобщить ряд своих наблюдений, в виде реакции на предмет дискуссии.

Человек, учащийся размышлять, имеющий к этому навыкновение и любовь, а также кое-что действительно знающий, характеризуется тем, что он скорее будет делать осторожные, неуверенные оговорки, опасаясь слишком общих, безапелляционных суждений.

В этом смысле российский интеллигент — существо прежде всего общинное, а скорее всего, и коллективистское. Самое страшное для него — это быть изгнанным из своей корпорации, стать за какое-либо нарушение всех хитросплетений неписанных нравственных и культурных нормативов в своей среде "нерукопожатным". Оборотной стороной этой постоянной оглядки на других, безостановочного тягостного сравнения с другими (коллегами, друзьями, врагами) является укоренившаяся внутренняя зависимость от чужих мнений и суждений. То есть многое делается "страха ради иудейска", а после случайного выпадения из корсета ожиданий ответ один: "Не забудем, не простим!"

Пролистывая иногда ЖЖ некоторых российских гуманитариев, я то и дело встречаю пренебрежительные или даже ругательные отзывы о коллегах и об опубликованных результатах их работ. Какие-то там "рейтинги российских учёных" по специальностям, раздача порядковых номеров по "значимости" и т. п. То тут, то там мелькают лихие определения: "Бездарь, дурак, сволочь, приспособленец"... Особенно это характерно, по моим неблюдениям, для отзывов считающих себя поэтами и переводчиками. Не знаю, в чём тут дело. В примитовной ли ревности к сотоварищам по творческому или научному цеху, в человеческой надменности, которую приносит порой культурная переразвитость, в личной хамоватости характера?

Мне как преподавателю тоже попадаются самые разные студенты. Но я считаю, что главное — не указать на невежество молодых людей, из которых за их молодостью может получиться ещё всё что угодно, даже если они по случаю какой-нибудь студенческого сабантуйчика и явились на лекцию в сонном состоянии или покурили травки. Хороший педагог должен попытаться заинтересовать, передавая собственный восторг своим предметом. Не стыд за то, что нечто не знаешь, должен быть ведущим ощущением для студентов, а радость оттого, что есть ещё столько непознанного и интересного. И что есть ещё молодость, чтоб всё это узнавать.

И ещё, в порядке полемики с моим френдом и другом banshur69, считающим, что университетский учёный-лектор должен быть весь в сосредоточенности на предмете своей науки, не замечая перед собой аудитории и человеческих свойств своих слушателей. Я знаю или слышал о великолепных в своей области учёных, совершенно не умевших сколько-нибудь внятно донести до молодых студентов то, что они брались преподавать. Например, одним из таких зубров востоковедения был крупный итальянский тибетолог Джузеппе Туччи, бывший, по устным отзывам его слушавших кое-кого из моих учителей, ужасным, невыносимым лектором. Именно потому, что студенты из его лекторства как-то полностью исключались; оставались интересные ему как учёному детали предмета, для начинающих студентов в силу множества этих деталей, сложности предмета и отсутствия чёткой общей картины совершенно неохватные.

Ещё раз об интересе ко всему на свете. Иногда ради повышения научной компетентности в каких-то своих более конкретных областях приходится эти вселенские интересы жёстко держать в узде. Например, я стараюсь постоянно читать (изучать) что-то для меня новое на санскрите и, в какой-то степени, на тибетском. Произведения самых разных жанров на языках оригиналов, — я даже не имею в виду научную литературу по предметам. Это последнее разумеется само собой. Конца и края этому чтению, выявляющему собственную несостоятельность, не видно. Если, следуя внешним императивам "общей культурности", ещё и стараться знать все новые произведения (русской? или какой?) литературы, ходить на все театральные постановки, посещать все выставки, быть в курсе всего, то и знатоком собственных предметов будешь весьма посредственным. Ограничителем моего любопытства и тяги к постоянному повышению своего общекультурного уровня будет фактор времени и осознание себя смертным существом, чьё существование по сравнению с бесконечностию знаний подобно комариному.

В этом разница между хорошим западным специалистом-предметником, не претендующим на роль образцового воплощения культурных добродетелей и носителя всеохватной энциклопедичности, и российским интеллигентом-гуманитарием, который, подобно персонажу известного анeкдота, богаче самого царя. Поскольку в свободное от царствования время ещё и подшивает.

...............................................................................
[На фото -- экскурсия с кафедральными коллегами в Национальную библиотеку в Вене, в отдел восточных рукописей]

Comments

( 63 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
noctu_vigilus
Nov. 3rd, 2012 07:29 pm (UTC)
Спасибо. Мне это очень близко.
edgar_leitan
Nov. 3rd, 2012 08:28 pm (UTC)
Благодарю.
amofares
Nov. 3rd, 2012 08:04 pm (UTC)
Вы очень хорошо сказали о лекторах-всезнайках, заставляющих студентов терять лицо. Когда я была студенткой, такие лекторы успешно добивались полной утраты профессиональной мотивации у студентов. Через двадцать лет, когда я сама начала преподавать, я наконец, отрефлексировала свой давний студенческий опыт, и теперь могу точно сказать - все они НЕ БЫЛИ профессионалами в своем деле. Думаю, это началось не сейчас. Гораздо раньше.
edgar_leitan
Nov. 3rd, 2012 08:25 pm (UTC)
Я тоже преподаю, нередко отталкиваясь от своего иногда печального раннестуденческого или школьного опыта.
mundis76
Nov. 3rd, 2012 08:06 pm (UTC)
Ещё раз об интересе ко всему на свете.
Tekstos neiedziļinājos, bet viedokli izteikšu. Spilgts piemērs, manuprāt, ir vīriņš tūristu žaketītē - staigājoša enciklopēdija, bet pilnīgi nespējīgs zināšanas objektīvi analizēt un no tām sintezēt loģiskus secinājumus, tāpēc vienmēr došu priekšroku, ne tik zinošiem, bet ar veselo saprātu apdāvinātiem cilvēkiem. Cerams nevienu neaizvainošu ar lv, bet uz pc nav ru šrifta. Atvainojos.
edgar_leitan
Nov. 3rd, 2012 08:23 pm (UTC)
Re: Ещё раз об интересе ко всему на свете.
Paldies par Jūsu komentāru. Mani ar latviešu valodā sarakstīto tekstu, protams, nekādā gadījumā neaizvainosiet :)
Ja Jums sagribēsies šo to uzrakstīt krievski, bet Jūsu datoram nav attiecīgas klaviatūras, varat ļoti vienkārši izmantot šo lappusi, rakstot krieviski ar translita palīdzību no jebkuras pasaules malas: http://translit.ru/
de_sen_luk
Nov. 3rd, 2012 08:13 pm (UTC)
А напишу-ка я коротко :)... Все мы в той или иной степени страдальцы (я по теме, то, что "страдальцы вообще" - это понятно). Вижу проблему примерно так - чем искать и задавать вопросы (особенно второе не приветствуется или осмеивается) люди (не только русские, кстати, это вообще свойственно всем людям, кроме маленьких, наверное)более склонны давать ответы. И часто не просто давать, а впихивать как истину. Я тоже иногда страдаю такой немощью не то чтобы всезнайства, но некоей самоуверенности, но преподская привычка срабатывает - указываю, что сие есть мое частное мнение (так вот скромненько себя и похвалила, потому что студенты благодарны и высказывают свои мнения, и начинается работа. Одно не радует - не все коллеги понимают и любят :) ).
edgar_leitan
Nov. 3rd, 2012 08:28 pm (UTC)
Думаю, что это разные вещи -- давать нечто студентам упрощённо из соображений педагогической прагматики, или полагать себя знатоком простых ответов на сложные вопросы.
orientproject
Nov. 3rd, 2012 09:13 pm (UTC)
Кроме такого снобизма и гипер-высокой оценки своих знаний есть еще синдром Плюшкина - такое скупердяйство и выторговывание себе выгод за знания... Ну мне вот такое встретилось, опыт очень негативный и обидный потому, что знания-то есть, и огромные, но лежат в кладовой и в общем протухнут там, потому что надобно слишком много лести, надобно выгоды предлагать обладателю знания... Такое вот еще бывает.
edgar_leitan
Nov. 3rd, 2012 09:22 pm (UTC)
Меня многие мои знакомцы, в основном прагматичные западные, упрекают в том, что, дескать, я "не умею продавать" свои знания языков и т. п., смысле получения за это серьёзных денег. Я действительно этого делать искренне совершенно не умею, -- это во-первых. Во-вторых, я считаю себя всё ещё недостаточно знающим и образованным, чтобы из этого "сделать" нечто, кроме лектората для бакалавров или нечастого приватного преподавания. Как получится. Но при этом я не Плюшкин. Мне этих знаний нисколечко для других не жалко. Не уверен я только в их достаточном уровне и доброкачественности. Хотя говорят, что студенты хвалят...
(no subject) - orientproject - Nov. 3rd, 2012 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 3rd, 2012 09:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Nov. 4th, 2012 07:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2012 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Nov. 4th, 2012 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2012 08:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Nov. 4th, 2012 08:49 pm (UTC) - Expand
mikhail_bar
Nov. 3rd, 2012 09:38 pm (UTC)
1. Стоны о бескультурье студентов (да и сам иногда так постонешь)
проистекают отчасти из разницы поколений, действительно многие
вещи понятные нам в свое время "по контексту" - непонятны сейчас.
"Упанишады" - сказало зеркало" - нынешний студент не опознает.
Я как преподаватель стараюсь вникнуть в их контекст, хотя это трудновато.
2.Самое неприятное - массовое состояние апатии, какая-то сонливость,
неактивность студентов. Но с другой стороны вспомнишь себя на первом курсе института после школы...Большинство предметов были совершенно скучны и непривлекательны,и отношение к ним было соответствующее.
3.Разделяю Ваше отношение к практике унижения студентов их незнанием.Но вот что делать с теми студентами, которые уверены,
что все основное им уже известно, да и вообще - скорее скажите нам
ответ "как правильно" и отстаньте со своими размышлениями.
4. Да, в этом нашем русском стремлении сразу схватить быка за рога,
сразу проникнуть в корень есть лень,нежелание работать за "малую прибыль", хочется ведь сразу полцарства и прынцессу, а не возиться полжизни в пыли, чтобы уяснить значение термина или описать лапку жука. Но тут все-таки есть и нечто хорошее - напоминание о том,
что знание некогда не упускало своей направленности на основания жизни, не застревало навсегда в средней зоне.
edgar_leitan
Nov. 3rd, 2012 09:51 pm (UTC)
С состоянием апатии и лени приходится ежедневно бороться в себе самом, так что ничего удивительного. Отношусь в этом к студентам с известной долей понимания.

Вот к тем, что утверждают, что им всё известно и "отстаньте", у меня был бы разговор короткий и жёсткий -- на экзамене. Или просто в виде устного комментария прямо на лекции или просеминаре. К счастью, наши студенты-востоковеды в самом худшем случае просто обычные лентяи, либо неталантливы к языкам, но не воинствующие невежды. На наш бакалаврскую специальность ("Культуры и языки Южной Азии") обычно идут те, кто к этому чувствует искренний интерес. Иногда по талантам не дотягивают, но это уж как обычно.

В плане потуг заинтересовать студентов -- использую свой гимназический опыт общения со школьниками. Во всяком случае, немножко театрального дара преподавателю не помешает.
(no subject) - mikhail_bar - Nov. 3rd, 2012 10:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 3rd, 2012 11:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikhail_bar - Nov. 3rd, 2012 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 3rd, 2012 11:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikhail_bar - Nov. 3rd, 2012 11:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2012 01:41 am (UTC) - Expand
menix
Nov. 3rd, 2012 10:26 pm (UTC)
да. и наряду с этим, с другой стороны - русская же гносеомахия в стиле "мы университетов не кончали" и "бухти мне как корабли бороздят Большой театр".
edgar_leitan
Nov. 3rd, 2012 11:02 pm (UTC)
Ну не про этих вообще речь. Я имел в виду людей, каким-то образом связанных с системой высшего образования и с культурой. Скорее гуманитариев, как вид, мне более известный.
threeeyedfish
Nov. 4th, 2012 01:23 am (UTC)
Спасибо большое. Очень хорошо написано.
edgar_leitan
Nov. 4th, 2012 01:42 am (UTC)
不用谢
sujanasi
Nov. 4th, 2012 07:09 am (UTC)
"Однако я бы не стал смешивать информированность со знанием. Зачастую нашей хвалёной общекультурной эрудированности недостаёт глубины. Многие наши знания нередко даже интеллектуально не прожиты, как события ума, не говоря уже об "экзистенциальной" переваренности и интегрированности."
Очень хорошо сказано!
В последнее время все с большей отчетливостью осознаю, что мои так называемые познания не более чем очерчивают границы того, что ямне неведомо.
И как некий побочный результат, не хочется больше заниматься "своей наукой" из-за осознания ограниченности своих возможностей.
edgar_leitan
Nov. 4th, 2012 01:08 pm (UTC)
jñānalavadurvidagdhaṃ brahmāpi taṃ naraṃ na rañjayati :)))

Я Вас очень понимаю. Поэтому и продолжаю ходить на разные семинары и упражнения, чувствуя всё (почти) таким же неучем.
Но, может быть, со временем что-то изменится? Лет этак через 10-15...
(no subject) - sujanasi - Nov. 4th, 2012 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2012 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Nov. 4th, 2012 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2012 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Nov. 5th, 2012 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 5th, 2012 08:07 am (UTC) - Expand
biluma
Nov. 4th, 2012 09:47 am (UTC)
Спасибо, очень точно написано! и, да, для меня все это тоже оч узнаваемо - много лет в ИСАА МГУ проучилась)
edgar_leitan
Nov. 4th, 2012 01:32 pm (UTC)
Благодарю. Вы, насколько я понимаю, занимались и занимаетесь Дальним Востоком?
(no subject) - biluma - Nov. 4th, 2012 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2012 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biluma - Nov. 4th, 2012 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2012 08:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biluma - Nov. 4th, 2012 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2012 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biluma - Nov. 5th, 2012 07:11 am (UTC) - Expand
princessrimosa
Nov. 4th, 2012 10:53 am (UTC)
А меня эта дискуссия, кочующая из блога в блог, вообще поражает. Одного человека уволили, дальше вполне естественная досада... и пошло-поехало. Все обсуждают обязательные границы кругозора или отсутствие таковых, когда речь идет о минутном настроении, причины которого очень понятны.
edgar_leitan
Nov. 4th, 2012 01:04 pm (UTC)
У меня это нисколько не связано с увольнением кого бы то ни было, тем более я его не знаю. Просто сама тема интересует, как преподавателя, и комментарии к постам были любопытные.
ballilogh
Nov. 4th, 2012 12:01 pm (UTC)
Остается повторять слова одного господина:
Da steh ich nun, ich armer Thor!
und bin so klug als wie zuvor.

А большинство прохвессоров в Росии только и делают, что ziehen
schon an die zehn Jahr,
Herauf, herab und quer und krumm,
Ihre Schueler an die Nase herum
и подают это с миной вселенской премудрости. А ежели студиоз, не дай Бог, проявит живой интерес к предмету, нужно его смешать с навозом, указав на его абсолютное ничтожество и полнейшую недостижимость каких-либо знаний.
А потом плакаться в кругу коллег: какие придурки нонче пошли...
Лучше уж вообще не быть преподавателем, чем быть таким. Все хороши: и ученики, и учителя.
Увы.
edgar_leitan
Nov. 4th, 2012 01:31 pm (UTC)
Я странным образом знаю множество совершенно других преподавателей, у нас в Вене, по предметам Южной Азии. Они могут быть достаточно строгими как экзаменаторы, но обычно очень доброжелательны.

Я вообще думаю, что в Р. сильны традиции культурного снобизма именно из-за того, что там интеллигенция, а не интеллектуалы-специалисты (у нас бывает снобизм интеллектуальный; культурного значительно меньше). Хотя я понимаю, что разделение это немного условно. Вдобавок к профессиональным интеллектуальным занятиям -- ещё непомерные требования к "общей культурности" в самом широком смысле. Хотелось бы, чтобы преподавателя судили по его профессиональным и педагогическим качествам, а не по тому, что в свободное время он ещё играет на скрипке, пишет портреты маслом и каждую субботу слушает оперу.

А Фауста в последнее время перечитываю, не в последнюю очередь благодаря таким мыслям, находя в том странное утешение..
nikaan
Nov. 4th, 2012 03:08 pm (UTC)
Вы удивительно точно сформулировали! спасибо
edgar_leitan
Nov. 4th, 2012 03:37 pm (UTC)
Благодарствую на добром слове!
off topic - edgar_leitan - Nov. 4th, 2012 03:45 pm (UTC) - Expand
Re: off topic - nikaan - Nov. 4th, 2012 03:58 pm (UTC) - Expand
Re: off topic - edgar_leitan - Nov. 4th, 2012 04:23 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
edgar_leitan
Nov. 8th, 2012 01:08 am (UTC)
Спасибо.
livejournal
Nov. 20th, 2012 12:39 am (UTC)
Не дискуссии с кем бы то ни было ради.
Пользователь bratkin сослался на вашу запись в записи «Не дискуссии с кем бы то ни было ради.» в контексте: [...] Оригинал взят у в О знании, информированности и культурных императивах: педагогический аспект [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 63 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com