Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

Нырок в яму

gesenius_grammatik

Не избежал вчера своего обычного сладкого искушения окунуться в нашу добрую старую "Яму", Antik-Keller Matschnigs. Так и хочется добавить — аверинцевскую: ведь сколько часов совместно с Сергеем Сергеевичем тут за перелопачиванием книг проведено, да и само название "Яма" вошло в оборот с его лёгкой руки! Так вот, нашёл старое издание (1881, Leipzig) бессмертной древнееврейской грамматики Гезениуса, и всего-то за 5 еврорублей. Ну не мог не приобрести, хотя оксфордское издание 1990 г. (на английском) у меня уже 20 лет как есть.


С наслаждением листал, вспоминая своё некогдашнее ежедневное чтение Библии на языке(/-ах) оригинала в течени ряда лет, а также тогдашнее кропотливое вгрызание в грамматику "лошен-койдеша". А впервые начинал заниматься библейским ивритом ещё в семинарии в Риге в 1989 г., когда случайно обнаружил россыпь еврейских грамматик в семинарской библиотеке. Пытался тогда лишь по скупым описаниям учебников представить себе особенности произношения звуков древнего иврита. И только в Еврейском университете в Питере 1990 г. мне многое наглядно и "наслушно" разъяснили.

Именно с тех времён убеждён, что при изучении любого языка (даже древнего) его нужно прежде всего пытаться слушать! Хотя, вероятнее всего, специалисты по классическому китайскому вэньяню или шумеролги мне возразят...

Кстати о Гезениусе и грамматиках. Пример этого классичнейшего из немецких филологов 18-19 вв., который был к тому же, как тогда и полагалось, христианским теологом, доказывает, что хорошая грамматика — одна из тех вещей в гуманитарных науках (рядом с хорошим словарём и добротным критическим изданием текстового памятника), что имеют шанс остаться на века, чего не скажешь о концепциях. Моё свежекупленное старое издание 1881 года — это уже 22-е издание!!!

Кроме того, этот пример наглядно показывает почётное место теологии и теологов в истории европейских университетов. Многое востоковедные дисциплины в Германии 18-19 вв. вылупились именно из богословия, прежде чем заявить о себе как о самостоятельных отраслях научного знания. Так что не всегда теология — это род "религиозного мракобесия" и гносиомахии, как любит сейчас в России в делающемся всё более популярным стиле воинствующих безбожников 1920-х гг. всё чаще заявлять левая постсоветская интеллигенция.

Ну, а с другой стороны (возражая самому себе в стиле средневековых схоластов), в России всё происходит по известному анекдоту: какую организацию ни строй, обязательно получается КПСС. Так и сергианская церковь, именующая себя по странному недоразумению "православной", видимо, своим коллективным разумом, соборне решила всецело заменить собою протухшую "честь и совесть нашей эпохи", вместе с её репрессивными и цензурными функциями. Так что нынешнее насильственное насаждение в РФ кафедр теологии или там богословия вряд ли сможет воспрепятствовать (а скорее, и ускорит его) массовому воспроизводству ненавистника христианства, человека толпы в духе всё того же Совка.

Однако мы отвлеклись от Гезениуса...
Ворчу, конечно, посколько сам заканчивал теологический факультет в европейском университете и никоим образом не считаю богословие — "мракобесием", а своё теологическое образование ущербным. Скорее даже наоборот.
Tags: Библия, Церковь и общество, богословие, древнееврейский язык, теология, университет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments