Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

Кошки в пищевой цепочке (экскурс в Махабхарату)

sambo

Статья моего коллеги и френда banshur69 o "Кошке в древней Месопотамии" (опубликованная в сборнике: Бестиарий II: Зооморфизмы Азии, стр. 20-27) вдохновила и подвигла меня активнее приняться за собирание данных по санскритскому эпическому бестиарию с целью его систематического исследования. Имея определённую слабость к кошачьим тварям, я углубился в кошек. На глаза попался любопытный отрывок из Махабхараты (MBh 12.15.20–22), повествующий о пищевой цепочке и о расположении в оной кошек.


na hi paśyāmi jīvantaṃ loke kaṃ cid ahiṃsayā
sattvaiḥ sattvāni jīvanti durbalair balavattarāḥ
nakulo mūṣakān atti biḍālo nakulaṃ tathā
biḍālam atti śvā rājañ śvānaṃ vyālamṛgas tathā
tān atti puruṣaḥ sarvān paśya dharmo yathāgataḥ
prāṇasyānnam idaṃ sarvaṃ jaṅgamaṃ sthāvaraṃ ca yat

„Ибо я не вижу никого в мире, живущим в ненасилии: (одни) существа живут за счёт (других) существ, сильнейшие за счёт более слабых. Мангуста пожирает мышей, кошка же — мангусту, собака пожирает кошку, о царь, а собаку — хищный леопард. Всех их ест человек. Смотри — (таков) предвечный Закон, переданный согласно традиции! Всё это есть пища для жизни — то, что движется и что неподвижно“.

Оказывается, именно мангуста, согласно эпическим представлeниям, ловит мышей, а вот кошка, как следует из данного отрывка, уже может съесть мангусту. Хотя ведь по размерам они сопоставимы, а у мангусты тоже ведь острые зубы. Но и кошка может послужить обедом для собаки. Кто бывал в Индии и встречал там агрессивных поближе к ночи собак, а также видел несчастных, неухоженных и хилых, зашуганных собаками и обезьянами кошек — может себе представить, что так оно и есть! Индийские кошки чрезвычайно пугливы, предпочитая шнырять по крышам домов. И вообще, их не так много.

Ну, а леопард уже может по ночному времени запросто скушать собаку. Бывает, случается до сих пор (по рассказам жителей Ришикеша, которые я лично некогда слышал). Всех же их, как указывается, ест человек. Получается любопытное: то ли это просто указание на человека как вершину пищевой цепочки, то ли намёк, что люди и вправду всеми этими тварями питались, и что именно такова изначально традиционная "Дхарма". Хотя в случае леопарада скорее можно вспомнить леопардов-людоедов, нежели людей, пожирателей леопаржьей плоти.

Интересно также, что здесь, так же, как и в упоминаемой В. Емельяновым в его статье шумерской пословице кошка находится в тексте рядом с мангустой. Существуют и другие свидетельства в Махабхарате о том, что кошка почему-то нередко упоминается рядом именно с мангустой. Возможно, потому, что оба животных были в Индии, так же, как и на Ближнем Востоке, мышеловами, хотя и несколько разными по свойствам.

Однако любопытно, что в приведённом отрывке из Махабхараты именно мангусты называются мышеловами (вернее, мышеедами), а не кошки. Хотя в других местах кошка ассоциируется именно с мышами. И, что интересное, с мангустами.

Кроме санскритского слова biḍāla, имеется ещё другое санскритское слово для обозначения кошки, mārjāra, встречающееся в Эпосе в несколько раз чаще.

kisy_1

kisy_2

На фотографиях -- турецкие кошки в Стамбуле, которым там нет счёта. Сердобольные турки их подкармливают и, в отличие от "нечистых" собак, не особо обижают, позволяя даже обретаться во дворе мечетей.

UPD 2 февраля 2013 г.:

Вариант интерпретации и перевода слова atti см. в самом низу поста: http://edgar-leitan.livejournal.com/207883.html
Tags: Махабхарата, бестиарий, кошки, мои исследования, санскрит
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments