Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

Давид Штайндл-Раст OSB о благодарности и рекламе

david_steindl_rast

Бенедиктинский монах австрийского происхождения, живущий в Америке, в своём стиле общепризнанного профессионального мистика пишет, сравнивая человеческое сердце с "сосудом, что наполняется и изливает через край пeреполняющую его благодарность" [австрийское католическое новостное агентство Kathpress ot 28.12.12]. Так, ладно, тут всё понятно. Метафора не вызывает возражений. Далее он в том же стиле записного западного шестидесятника со скрытым упрёком утверждает о "богатых странах наподобие Австрии" следующее: "Именно в тот момент, когда сосуд готов излить наружу свою радость, поскольку мы имеем так много всего, является реклама и ГОВОРИТ НАМ, что есть нечто лучшее".


Тут знаменитый "мистик" вдруг разом оборачивается наивным ребёнком, хорошенько с юности обработанным левой пропагандой и совершенно неспособным к самостоятельной рефлексии. Да, всё было бы вроде ничего, если бы не эта ужасная штука — реклама. Вот она приходит (исподволь слышится плевок в сторону проклятых капиталистов и финансовых воротил с Уолл-Стрит), эта дьявольская реклама, и разом вдруг отнимает у человека его способность думать своим собственным умом, так и свободу его воли.

Построение фразы тоже характерное: реклама "говорит НАМ". Естественно, "нам", во множественном числе. Ведь "мне"-то она ничего не говорит, поскольку я лично на рекламу просто не обращаю внимания. Хоть и живу в богатой КАК БЫ Австрии. Живу совсем не богато, даже скорее бедно, но и не без благодарности к тому, что имею. Не люблю манипуляций. А тут всё та же марксова песня про "отчуждение", которое на сей раз осуществляется при помощи рекламы. А в России, наверное, всякие "продвинутые люди" говорят о "зомбировании с помощью ТВ-ящика". Вот запретить рекламу, вот выкинуть телевизоры, и все заживут, И мысли у всех будут правильные...

Всё-таки я предпочитаю оставаться обычным исследователем старинных ТЕКСТОВ всяких давних мистиков, чем почтительно слушать бред нынешних (ещё раз в этом убедился). Древний текст самой своею стариной, хронологической дистанцией между ним и мной взывает к пoпытке понимания, к рассуждению, к рефлексии.

Перенасыщенные "как бы" с налёту понятными современнику тропами (τροπή) тексты нынешних проповедников того, "как надо", со склонностью к мистике и дидактическому морализаторству, написанные всякими "экспертами по духовной жизни", своей наивной простотой взывают скорее к восторженному, с готовностью, приятию широкой публикой и к её поверхностному же обращению к "духовности в повседневности" (это такой нынешний модный католический слоган — "Spiritualität im Alltag"). Только вместо рекламы и телеканалов учителями жизни "масс" должны выступать всякие учителя духовности, старцы и прочий модный духоносный народ.

Пафос этого как учительства, так и ученичества всегда один и тот же — и на т. н. Западе, и в России: это отказ от попыток самостоятельного мышления, восторг от коллективного разделения "ценностей" и вечное перекладывание ответственности на других.
Tags: актуальное, католичество, мистика, персоналии, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments