?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

david_steindl_rast

Бенедиктинский монах австрийского происхождения, живущий в Америке, в своём стиле общепризнанного профессионального мистика пишет, сравнивая человеческое сердце с "сосудом, что наполняется и изливает через край пeреполняющую его благодарность" [австрийское католическое новостное агентство Kathpress ot 28.12.12]. Так, ладно, тут всё понятно. Метафора не вызывает возражений. Далее он в том же стиле записного западного шестидесятника со скрытым упрёком утверждает о "богатых странах наподобие Австрии" следующее: "Именно в тот момент, когда сосуд готов излить наружу свою радость, поскольку мы имеем так много всего, является реклама и ГОВОРИТ НАМ, что есть нечто лучшее".


Тут знаменитый "мистик" вдруг разом оборачивается наивным ребёнком, хорошенько с юности обработанным левой пропагандой и совершенно неспособным к самостоятельной рефлексии. Да, всё было бы вроде ничего, если бы не эта ужасная штука — реклама. Вот она приходит (исподволь слышится плевок в сторону проклятых капиталистов и финансовых воротил с Уолл-Стрит), эта дьявольская реклама, и разом вдруг отнимает у человека его способность думать своим собственным умом, так и свободу его воли.

Построение фразы тоже характерное: реклама "говорит НАМ". Естественно, "нам", во множественном числе. Ведь "мне"-то она ничего не говорит, поскольку я лично на рекламу просто не обращаю внимания. Хоть и живу в богатой КАК БЫ Австрии. Живу совсем не богато, даже скорее бедно, но и не без благодарности к тому, что имею. Не люблю манипуляций. А тут всё та же марксова песня про "отчуждение", которое на сей раз осуществляется при помощи рекламы. А в России, наверное, всякие "продвинутые люди" говорят о "зомбировании с помощью ТВ-ящика". Вот запретить рекламу, вот выкинуть телевизоры, и все заживут, И мысли у всех будут правильные...

Всё-таки я предпочитаю оставаться обычным исследователем старинных ТЕКСТОВ всяких давних мистиков, чем почтительно слушать бред нынешних (ещё раз в этом убедился). Древний текст самой своею стариной, хронологической дистанцией между ним и мной взывает к пoпытке понимания, к рассуждению, к рефлексии.

Перенасыщенные "как бы" с налёту понятными современнику тропами (τροπή) тексты нынешних проповедников того, "как надо", со склонностью к мистике и дидактическому морализаторству, написанные всякими "экспертами по духовной жизни", своей наивной простотой взывают скорее к восторженному, с готовностью, приятию широкой публикой и к её поверхностному же обращению к "духовности в повседневности" (это такой нынешний модный католический слоган — "Spiritualität im Alltag"). Только вместо рекламы и телеканалов учителями жизни "масс" должны выступать всякие учителя духовности, старцы и прочий модный духоносный народ.

Пафос этого как учительства, так и ученичества всегда один и тот же — и на т. н. Западе, и в России: это отказ от попыток самостоятельного мышления, восторг от коллективного разделения "ценностей" и вечное перекладывание ответственности на других.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
prostopop
Dec. 29th, 2012 05:26 pm (UTC)
Стилистически такой переход от святотеческого к телевизионному напоминает Билли Грэма и вообще южных баптистов. Тут влияние протестантизма на католичество налицо.
edgar_leitan
Dec. 29th, 2012 06:13 pm (UTC)
Именно, так оно и есть! Такое instant Christianity, быстросуп для нашего западного потребителя духовки. Кабы не реклама, да не злые мильонщики...
klausnick
Dec. 29th, 2012 05:53 pm (UTC)
В России таких проповедников полно. Особенно именующих себя православными. Везде видят "секс и насилие". А ведь как просто: не смотреть ТВ, не слушать рекламу. Да и на улице необязательно глазеть на все вывески. Я и в Интернете научился не обращать внимание на всякие слова и картинки, появляющиеся на полях сайтов.
edgar_leitan
Dec. 29th, 2012 06:22 pm (UTC)
Ну так и у нас таких хватает. В немецких странах есть такой бенедиктинский батюшка Anselm Grün, в Штатах вон Bruder David. Первый вообще книг навыпускал немеряно, будучи при этом прокуратором (т. е. завхозом) аббатства. Когда только успевает их штамповать?

Меня как-то спрашивали мои православные знакомцы в Риге -- не смертный ли грех это, иметь дома компьютер и пользоваться интернетом. Не следует ли детям запретить (!) компьютеры? Я даже не сразу нашёлся, что сказать...

Христианам бывает полезно исследовать, нет ли насилия у самих себя дома -- в делах, словах, чувствах. В отношении к детям. Думаю, человек особенно в России тут много чего найдёт. И не телевидение тому виной.
zhengxi
Dec. 29th, 2012 06:44 pm (UTC)
А слово "реклама" там именно в узком смысле? ТВ и баннеры?
Или "информационный контекст созданный с определённой целью" ?

Запрет онанизма тоже ведь можно рекламой назвать, появляющейся в нужный момент.
edgar_leitan
Dec. 29th, 2012 06:59 pm (UTC)
Насколько я понял, речь идёт о рекламе как агрессивной рыночной стратегии, которой действительно много. Ну и баннеры, рекламные паузы в телепередачах и всё такое, естественно. Что, тем не менее, не лишает меня личного выбора -- следовать этом навязчивым указаниям или просто стараться их не замечать, как будто их нет.
m_ignatieva
Dec. 30th, 2012 08:42 pm (UTC)
Я думаю, дело не столько в том, ЧТО он говорит, а в том, что это пошлость, vulgar, Шишков, прости. И это "как бы" только симптом ленивого ума, пытающегося гнать волну очень мелкими плавниками. С таким ходом рассуждений я постоянно сталкиваюсь на вежливом Западе: все стараются говорить так, чтобы было понятно, что мы не хотим никого поразить оригинальностью и свободой мысли. Обратная крайность по сравнению с нашим российским оригинальничаньем, которому как раз очень бы пригодилось нивелирующее "как бы".
edgar_leitan
Dec. 31st, 2012 12:07 am (UTC)
Да, тут нечто неуловимое, что, при всей прозрачности метафор, отталкивает (меня по крайней мере). Может, это дидактическая позиция "профессионального мистика" и "эксперта в молитвенной жизни"? Если ты не признанный "эксперт" (неважно в чём), никто тебя тут особенно не будет слушать, говори ты хоть тысячу раз истину. Или, может быть, дело в этом гребущем всех под одну гребёнку "мы"? Хорошо рассуждать о всяких таких субтильных духовных вещах и осуждать суетных современников, когда ты живёшь размеренною жизнью в благоустроенном европейском иоли американском монастыре. Знаю сам по себе, т. к. жил именно в бенедиктинском монастыре 5 лет... Хоть и скромно, но на всём готовом и с железными социальными гарантиями -- пока остаёшься членом общины. А когда гарантий никаких, а профессиональная конкуренция огромная, да если ещё и семья на шее, которую нужно кормить?..

Как раз против вежливости и деликатности я ничего не имею против. Как вспомню типичную российскую (в том числе и, увы, интеллигентскую) хамоватую манеру "резать правду" в глаза (когда о том никто особенно не просит), как нехорошо делается... Да, и росс. орогинальничанье на пустом месте тоже бывает смешно.
m_ignatieva
Dec. 31st, 2012 07:45 am (UTC)
Очень точные наблюдения, согласна со всеми.
В сторону: а вы где-то писали о своем монастырском опыте? Я бы с большим интересом почитала.
edgar_leitan
Jan. 2nd, 2013 10:47 pm (UTC)
Специальных постов не было, были какие-то отдельные реминиесценции, рассеянные по разным постам.
Наверное, ещё напишу.
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com