?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

bacculum

„Розанову было очень трудно говорить. У него были друзья и враги, но не было равных собеседников. Получалось так: он им про своё мышление, а они ему про идеи, то есть готовые результаты ЧУЖОГО, общего мышления.


Розанов чувствовал скорее, чем понимал объективную связь своего мышления с космическими силами, действующими в истории, и стремился разгадать секрет этой связи не в истории, а в самом процессе своего мышления и чувствования. Но он обладал одновременно и удивительной способностью разговаривать об этом процессе в своих книгах, о чём бы он в них ни писал.

Так, например, рассуждая в "Тёмном лике" об историческом христианстве, он разговаривал о нём не на языке событий или идей, а на языке субъективных мыслей и чувств. Реальное, значимое в истории он видел не в глобальных катаклизмах, а в малозаметных сдвигах, едва ощутимых переходах, "переливах" от одного к другому. Только так, по Розанову, одно становится другим — через эти тончайшие изменения ("флюктуации", "флюксии"). Только так христианство становится в одном месте скопчеством, а в другом — инквизицией. А мы говорим: это — не подлинное, то — извращение.

Розанов же видел в этих "явлениях" конечный результат микропревращений чего-то абсолютно подлинного в христианстве, но "неотличимого от фона" в своей актуализации. По Бердяеву, русская революция — это взрыв центробежных сил, торжество духов, живших в самой природе "недохристианизированного" русского человека, для которого единственной альтернативой рабского послушания является рабский бунт.

Розанов не спорит, но сводит дело к тому, что в России не было... инквизиции, хотя было... скопчество. Оттого в России вместо реформации случилась... революция. Это не парадокс розановского мышления, а образец понимания им самого себя как особой среды, через которую проходят, преломляясь, эти духовные флюктуации, идущие от "Источника Света".

Поэтому кого ругать за революцию? Инквизицию? Интеллигенцию? Евреев? Самих себя? — смешно! И конечно, безумно грустно. Но это всё для Розанова сосредоточилось в субъективном ("Уединённом")“.

[А. М. Пятигорский, "Племянник своего дяди" (Философские заметки о книге А. Синявского "Опавшие Листья" В. В. Розанова)]

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
occuserpens
Jan. 24th, 2013 05:47 pm (UTC)
[он им про своё мышление, а они ему про идеи, то есть готовые результаты ЧУЖОГО, общего мышления]

Вот-вот, объективным по субъективным индивидуальным фантазиям, только так :)
mikhail_bar
Jan. 24th, 2013 06:26 pm (UTC)
пытаюсь показать студентам, что такое - промысливать
мысленные вещи, но их учат только воспроизводить уже готовое,
да и то, крайне скудно,и другого мышления они не ведают.
edgar_leitan
Jan. 24th, 2013 06:50 pm (UTC)
Да, именно так обычно понимают "философию" как университетский предмет. Я почти не встречался с "промысливанием мыслимого", но всегда -- с рассказыванием об "идеях". Интересно, что настоящего философа я встретил среди историков философии, к тому же ещё он был востоковедом. Я о нём писал в ЖЖ, это John Taber из Albuquerque, читавший у нас год назад курс о Дхармакирти и его оппонентах.
sergi
Jan. 24th, 2013 11:01 pm (UTC)
Интересно, у стыду своему не читал трудов Розанова, но интересно.
edgar_leitan
Jan. 25th, 2013 06:13 am (UTC)
На рубеже и в начале 1990-х много всего напереиздавали. Сейчас, наверное, всё это есть в Сети.
symon_salavejka
Jan. 25th, 2013 03:55 am (UTC)
Замечательно сформулирован первый абзац! Золотые слова.
Но и весь текст тоже радует... не думал о Розанове в таком русле...
edgar_leitan
Jan. 25th, 2013 06:14 am (UTC)
Это взгляд Пятигорского на Розанова. Для меня в своё время стал откровением и многое изменил.
livejournal
Jan. 25th, 2013 03:57 am (UTC)
Из Пятигорского
Пользователь symon_salavejka сослался на вашу запись в записи «Из Пятигорского» в контексте: [...] им про своё мышление, а они ему про идеи, то есть готовые результаты ЧУЖОГО, общего мышления." [...]
chura24
Jan. 27th, 2013 04:21 pm (UTC)
Розановская "интуиция" как все уникальное не подлежит тиражированию, ей нельзя научиться, это не относится к категории мастерства. Розанов недооценен как одна из вершин русской философии, причем вершина из самых труднодоступных. Ему умиляются, как капризному мальчику, а с ним надо спорить. Его раз и навсегда назвали антисемитом те, кто в нем не нуждается, и никто не озабочен, чтобы отделить зёрна от плевел. А молодёжь его не знает. Мои студенты - экономисты, во всяком случае, точно.
edgar_leitan
Jan. 27th, 2013 11:07 pm (UTC)
Дело не в "тиражировании", а в возможных отзвуках, которые эти интуиции могут вызвать у кого-то из читателей. Тиражировать можно тексты, но тут уж или пойдёт, или нет.
А как Вы могли бы определить общеобразовательный уровень Ваших студентов? Есть толковые и интересующиеся? Я имею в виду, помимо своей специальности...
chura24
Jan. 28th, 2013 06:30 am (UTC)
Примерно 10% толковых и активных в освоении нового; процентов 30-40 просто желающих обучиться выбранной специальности, для остальных целью является диплом. Оценка, конечно, ненаучная. Да, и ещё: по моему такое соотношение (плюс-минус) было всегда.
livejournal
Jan. 29th, 2013 08:01 am (UTC)
О мыслительном одиночестве и о христианстве (А. М. Пяти
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «О мыслительном одиночестве и о христианстве (А. М. Пятигорский о В. В. Розанове)» в контексте: [...] Оригинал взят у в О мыслительном одиночестве и о христианстве (А. М. Пятигорский о В. В. Розанове) [...]
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com