Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

A. Кураев и "православные востоковеды" об Индии

ganga

Наткнулся как-то в книжке Кураева (она есть и в Сети — ЗДЕСЬ) на якобы "свидетельство" каких-то "православных востоковедов" (так и хочется написать "православнутых", да простят меня мои православные френды!) об их поезде в Индию. Сии господа (как явствует из сноски 5., это некие "китаист священник Дионисий Поздняев, индолог священник Виталий Зубков и Н. Р. Лидова, член исполкома Общества культурных связей с Индией") представляют Индию ну настолько в жутких красках, что я задрожал бы от ужаса и потерял бы всякий сон, если б сам в Индии неоднократно не бывал, а именно в том же Бенаресе, который в душной атмосфере триллера красочно описывается православными батюшками.


„Вот впечатления трех православных востоковедов [5], посетивших Индию наших дней. "18 февраля 1998 г. В 8.30 направились в наиболее почитаемый индусами священный город Варанаси, где на берегу Ганга индуисты сжигают своих покойных. Город посвящен богу-разрушителю Шиве... Здесь в каждом доме и в каждом окне, на лобовых стеклах автомобилей и моторикш можно видеть изображения синекожего Шивы с лицом, исполненным почти женской демонической красоты и страшными орудиями уничтожения в руках... На участке примерно 5-7 километров по одному берегу Ганга расположены места для сожжения покойных со ступенями, ведущими к воде, называемые Гхаты — ворота в загробную жизнь.

По индусскому обычаю тело покойного необходимо сжечь в первый же день после смерти, когда душа, как мы знаем, еще очень тесно связана с телом. Такие всесожжения в первый день после смерти можно рассматривать как человеческие жертвоприношения. Сжигают покойных не полностью, а детей до 5 лет вообще не сжигают, а просто бросают в воды Ганга. Мы наняли первого попавшегося лодочника...

Поездка была удручающей. Вокруг плавали полусожженные и разлагающиеся трупы. огромные грифы клевали человеческие кости, выброшенные на берег. Изредка встречались вздувшиеся тела, абсолютно не преданные огню... Мы приблизились к месту всесожжений. Наш лодочник занервничал. Атмосфера вокруг была тягостная и тревожная. Тут мы увидели в воде спину огромного животного или рыбы размером с большого буйвола с костистым плавником. Затем появилась голова, напоминающая крокодила гавиала с высоким лбом, длинной вытянутой пастью и утолщением на кончике носа, похожим на слоновый хобот. Через минуту мы увидели змееобразный хвост, похожий на очень крупного удава с плавником на хвосте. Существо было серо-стального цвета. Лодочник был сильно напуган и на наш вопрос ответил, стуча зубами, что это дельфин, который ест несожженные и полусожженные трупы, а также иногда хватает и уносит с собой живых людей, которые совершают в Ганге омовение. Он также особщил нам, что эти "дельфины" живут здесь на протяжении многих веков.

Когда мы спросили его, связаны ли эти существа с совершаемыми на берегу всесожжениями, он заговорил как человек, находящийся в сомнамбулическом трансе. Вот его слова: "Сожжение покойного на берегу Ганга изменяет карму человека, и не только человека, но и карму страны. Чем больше людей сжигается на берегу Ганга, тем больше энергии получает Индия. Если прекратятся сожжения на берегу Ганга — исчезнет Индия. Нужно сжигать мужчин так, чтобы была видна кость на руке или ноге. А женщин — так, чтобы была видна кость на спине или ребре. Потом все, что остается, бросают в Ганг. Это делает нас сильнее, мы все живем потому, что в Ганг бросают эти тела". Он говорил все это как заученную формулу, без эмоций и интонаций.

В отеле мы спросили о "дельфинах". Молодой человек ответил нам, что это не дельфины, а "суис". Он довольно точно описал то, что мы видели, но тут же поспешно заметил, что здесь они не водятся. А когда я попытался выяснить, что же это такое — рыбы или животное, он ответил "нет" и быстро сменил тему... То, что мы видели, отнюдь не являлось дельфином, а носило индусское название "суис" или "сусамар" (что в переводе с санскрита означает "тот, кому приносят в дар смерть", или "злой демон, которому приносят дары").

В Центральном музее Калькутты на одном из барельефов старинной буддийской ступы мы обнаружили изображение этого существа. Невольно приходит мысль о том, что сжигание умершего в первый день, когда душа еще тесно связана с телом, кормление трупами "Матери Ганга" и зверя, обитающего в нем, и есть та скрытая суть индуизма, которая тщательно скрывается от простых индийцев. Благо, что кастовая система, с обособленной группой жрецов, с легкостью позволяет манипулировать сознанием людей, оставляя на поверхности безобидные обряды жертвоприношения цветов и оставляя под покровом ужасную и страшную правду кровавых языческих культов"...[6]“.

................................................................................................

Даже не знаю, что тут более уместно: смех или горький вздох? Если бы "православные миссионеры" посмотрели хотя бы в Википедию, то узнали бы элементарные научные сведения о гангском дельфине и не стали бы писать столь откровенную чушь.

В санскрите есть слово śiśumāra (шишумара), которое, согласно знаменитому санскритскому "Петербургскому" словарю Бётлингка-Рота, означает либо рекомого гангского дельфина, либо аллигатора (согл. медицинскому трактату Сушрутасамхита). Возможно, отсюда и несколько устрашающее название, дословно означающее "убийца младенцев". Вряд ли дельфин, питающийся рыбой, утаскивал в реку детей, скорее всего в названии запечатлены повадки аллигатора.

Но — дельфины-трупоеды? Похоже, устрашённое чуждыми индийскими реалиями погребальных костров, полыхающих на Маникарника- и Харишчандра-гхатах, сознание "православных востоковедов", напуганное незыблемою верой во всесилие "аццкого сотоны" и его "аггелов", способно производить лишь откровенную фантастику, даже не научную, а какие-то запредельные разуму и добросовестным здравым сведениям страшные сказки, подогретые россказнями неграмотных бенаресских лодочников с их предрассудками и суеверными страхами. Нечего сказать, "туземные информаторы"... Они бы ещё уборщиков общественных туалетов опросили на предмет индийской мифологии или философии…

Якобы перевод с санскрита грубо перевранного слова (*"сусамар" вместо правильного "шишумара") само за себя говорит о качестве индологической подготовки этих миссионерствующих горе-"индологов": "Тот, кому приносят в дар смерть", или "злой демон, которому приносят дары". Как уже сказано, слово это означает дословно "умертвитель младенцев".

Нет там ни "демона", ни "даров". А есть всего лишь обычное бытовое знание, зафиксированное ещё в древних текстах, о крокодиле или аллигаторе (вряд ли о дельфине), который иногда утаскивает детишек, беззаботно купающихся в реке. А слово "суис" на хиндустани — это всего лишь видоизменённый в новоиндийском языке санскритский "шишумара". Так же, как санскритский слон-"хастин" стал всем известным киплинговским Хатхи, "древесные люди", обезьяны-"ванары" стали ещё более известными в России "бандерлогами", а медведь, на санскрите "бхаллуука", сделался другом Маугли Медведем Балу.

Плавающие вокруг прогулочных лодок "полусожжённые и разлагающиеся трупы" — это, конечно, грубое преувеличение. Бывает, что и проплывёт по течению нечто такое, это верно, но вот массово "плавающих вокруг" никогда не приходилось видеть.

А пассаж про "кормление Матери Ганга и зверя, обитающего в нём" как "глубинной сути индуизма", которая конспирологически "тщательно скрывается от простых индийцев" — это вообще нечто! Уровень подготовки миссионеров производит впечатление. Теперь-то мне немного более ясной становится агрессия некоторых воинственных индусов против христинских миссионеров, которые проповедуют "своего западного Бога", даже не удосужившись добросовестно, как следует разобраться с мировоззрением своей чаемой будущей паствы, и публикуют подобные бесстыдные и ложные агитки. Которые А. Кураев и популяризирует уж не знаю сколь обширными (миллионными?) тиражами.

Интересно было бы узнать, где обучался на "индолога" священник Виталий Зубков? Что же это за индологя такая, где и кто её преподаёт?

[На верхней фотографии — хозяин сего ЖЖ, в далёком 1998 г. совершающий ритуальное ныряние в страшную "языческую" Гангу, подкармливая её "энергию" и несоменно улучшая тем самым свою "карму" :)))
На нижней (НЕ моей!) фотке рекомый "шишумар" — редкий, к сожалению, вымирающий вид пресноводного зубастого дельфина. Такой действительно с виду страшненький :) Кстати, видеть прыгающих "суисов" мне всё же приходилось и в Бенаресе, и в Аллахабаде].

delphinus gangeticus
Tags: Индия, Кураев, байки, кураеведение, миссионеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 158 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →